Вперёд в прошлое?

Многие пеняют современному обществу за то, что оно стало чересчур уж свободным, — настолько, что свобода уже переходит в бесстыдство. С этим можно поспорить, но можно и согласиться. То и другое будет правильно. Ибо, во-первых, по чьим критериям определять? Где для одного чрезмерно, там для другого дефицитно. Во-вторых, даже один и тот же наблюдатель в чём-то увидит явный перебор, но в чём-то другом — всё ещё ощутимую нехватку свободы. Неравномерно всё это. А бывает и так, что делают, вроде, что-то правильное, но как-то неправильно… Или не вовремя… Или… Или…

Вот, например, в последнее время в Туркменистане началась нешуточная борьба за нравственность. И достаётся в этой борьбе больше всего женщинам. Им теперь на государственном уровне запрещают увеличивать грудь и губы (тех из них, кто это уже сделал, увольняют из проводниц и стюардесс), запрещают татуировки, накладные ногти (вообще маникюр и педикюр) и ресницы, на государственных предприятиях принуждают давать расписки об отказе от косметики. Запрещают ездить на переднем сиденье автомобиля, а также ездить с неродственниками. И сверх всего, запрещают мужчинам и женщинам держаться на улице за руки. Таких охальников задерживают.

Вот почитаешь подобные новости, да и почешешь в затылке. Потому что борьба за нравственность — это, конечно, хорошо, да только так можно докатиться до «поясов верности» с пудовыми замками. Хотя многие, как я подозреваю, не то что не удивлены, а вообще не представляют, что в тех краях может быть иначе. Лично знаю людей, считающих Среднюю Азию диким краем, где процветают средневековые порядки. Но ведь иначе было. И кто бы что ни говорил, среднеазиатские республики — часть современного мира. Они не вчера вышли из Средневековья, они прошли через Советский Союз, который привёл их к современному уровню цивилизации. В этом свете то, что сейчас происходит в Туркменистане, это не норма, а явный шаг назад. Я назову это «социальным откатом».

Да, но что с этим в плане нравственности? Тут интересно. Если посмотреть с позиции Учения, то, вроде бы, всё верно. Учение тоже считает, что все эти накачивания губ и груди, замазывание себя косметикой, татуирование и т.п. — неправильно и не нужно. Что от этого неплохо бы отказаться, и что нужно уметь ценить себя и других такими, как есть. Женщина прекрасна потому, что она женщина, а не потому, что она спряталась под отваливающимися слоями косметики, веслообразными ресницами, полуметровыми ногтями жутких расцветок и татуировками. Но вот тут-то и обнаруживается разница в подходе. Мы считаем, что всё это неправильно, — однако не безнравственно. То есть ничего аморального тут нет. Можно привести тысячу примеров чего-то, что неправильно, вредно, глупо или нелепо, но при этом не аморально. Это первый момент. А второй момент — методы противодействия. Мы считаем, что всё должно происходить через воспитание, разъяснение, изменение отношения; что человек должен сам понять, почему то или иное неправильно, и сам отказаться от этого, когда будет готов и когда ему это будет в радость. Запрещать подобные вещи, принуждать и наказывать — не вариант.

Вот и получается, что с точки зрения Учения происходящее в Туркменистане, вроде бы, можно приветствовать, — но на самом деле, нет. Там неверна и мотивация, и подход, и методы. А если ещё прибавить сюда держание за руки, езду в автомобиле и прочее, что на взгляд Учения является совершенно нормальным, то ситуация там действительно начинает напоминать нечто мракобесное, попахивающее самым настоящим Средневековьем.

Можно возразить, что для того региона это нормально, ибо ислам и т.д. Ислам-то ислам, тут понятно. Однако я повторю, что бывшие советские среднеазиатские республики уже много прошли по пути, ведущему от старого религиозного восприятия мира к восприятию более современному, где больше науки и здравого смысла, чем мистики. Добрая сотня лет движения в таком направлении — это много. Это несколько поколений, выросших в ином социальном и духовном контексте. И если для страны, которая через подобное не проходила, такой подход является исторически закономерным, то для Туркменистана он однозначно регрессивен. Вот это-то и огорчает больше всего. Соскользнуть на пути своего исторического развития на ступеньку ниже — печальное достижение для страны.

А если вспомнить, что из постсоветских государств не один Туркменистан сейчас совершает откат к средневеково-мистическому восприятию мира и его во многом странным представлениям о морали, что есть государства и побольше, и позападнее, страдающее тем же самым, — вот тут уже не до недоуменного почёсывания в затылке. Тут просто становится не по себе. Что-то там дальше?… Хорошо ещё, если только «пояса верности»…

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *