О доброжелательности и любви

Вопрос: Если некто доброжелателен ко всем живым существам, означает ли это, что он любит их?

Ответ: На самом деле, не обязательно. Потому что доброжелательность может идти не столько от сердца, сколько от ума. Иначе говоря, из расчёта. Самый простой и, наверное, в то же время самый известный пример такого подхода, — принцип «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». А ты, понятное дело, хотел бы, чтобы тебя не обижали, чтобы тебе помогали и т.д. То есть чтобы тебе желали добра. Значит, надо желать добра другим. Тебя может совсем не волновать их благо в принципе; ты просто знаешь, что если отнесёшься к ним хорошо, то и они отнесутся к тебе хорошо.

Другой пример, — близкий, но более широкий. Если ты будешь стараться желать добра всему живому и будешь всем и всему помогать, ты получишь награду от Природы (скажем, в виде здоровья или удачи), либо получишь более благоприятное перерождение, либо попадёшь в рай, либо ещё что-то. Конечно, тут может ставиться требование и насчёт любви ко всему, — но это уже сложнее, потому что любовь не появляется как по команде, так и по соображениям выгоды. Доброжелательность же — вполне, ибо она может идти от ума. Конечно, такая доброжелательность — не совсем то, или совсем не то, что хотелось бы понимать под этим словом в контексте духовности. Она полезна для окружающих, но в корне своём эгоистична.

Доброжелательность может быть даже ещё более эгоистична. Например, кто-то заботится о лошади, — кормит её, поит, лечит, всячески ухаживает, хочет, чтобы она была в порядке, чтобы ей было хорошо. Причём совершенно искренне и старательно. Доброжелательность налицо. Любит? Не факт. Просто готовит к эксплуатации. Завтра он поедет на ней верхом или запряжёт её в тяжёлую телегу. Другой откармливает свиней. Тут уже прямо по Дмитрию Гайдуку: «Без врагов свинья жила, да и ту съели. <…> Кормили-кормили ту свинью, она думала: друзья, а они вдруг взяли и съели. Для того, видать, и кормили». А доброжелательность и забота тоже были несомненны. Более того: они воплощались на практике, в реальных поступках. Тут может обмануться не только свинья, но и человек.

Доброжелательность может быть даже традиционной. Она может прививаться через воспитание, через создание привычки относиться к кому-то уважительно. Или просто проявлять нечто подобное, чисто внешне. Вот уже совсем простой пример из нашего с вами быта: все мы постоянно говорим окружающим «здравствуйте», «благодарю», «всего хорошего» и т.п. А многие ли на самом деле желают этого тем, к кому обращают свои слова? Подавляющее большинство об этом даже не задумывается. Им всё равно. Нет, плохого они тоже не желают, и вполне не против, чтобы для кого-то их пожелания сбылись. Почему нет? Пусть этим людям будет хорошо. Хотя, положа руку на сердце, кого это интересует?..

И особо отметим такой нюанс: если ты желаешь кому-то добра, то это ещё не означает, что ты делаешь ему добро. Не следует путать одно и другое. Ещё никто не стал сытым от того, что ему желают не голодать.

Доброжелательность — хоть к отдельному человеку, хоть ко всему сущему — не подразумевает любви, так сказать, автоматически, и не может служить её маркером. Можно даже сказать так: чтобы быть доброжелательным, по большому счёту, достаточно не желать зла и относиться ко всем по принципу «Да пусть у них всё будет хорошо, я не возражаю». Дешёвая доброжелательность, идущая бок о бок с равнодушием, — но всё же… Альтернатива здесь — враждебность. Вот и получается, что доброжелательность многолика, и что на самом деле сама по себе она не говорит не только о любви, но и о доброте.

А вот если есть любовь, то доброжелательность будет обязательно. Потому что можно ли не желать добра тому, кого любишь? И такая доброжелательность переходит в действие.

Словом, воспитывать в себе доброжелательность — хорошо, но лучше учиться любить. То есть заходить нужно с другой стороны, — это я о формулировке вопроса. Именно любовь должна быть в этом точкой отсчёта. Доброжелательность приложится.

© Атархат, 2021

2 thoughts on “О доброжелательности и любви

  1. Без сомнения, вы очень мудрый и эрудированный человек, и в ваших трудах я не нахожу ничего противоречащего общей теории оккультизма, изложенной в посланиях Учителей Мориа, Кутхуми, Илариона, если хотите, и Христа. Но только любовь к Богу истинна и неизменна в этом мире, и только человек, который полюбил Бога и почувствовал двустороннюю связь с ним, Божьей Милостью и получил доступ к универсальной энергии, может любить и быть доброжелательным ко всему живому. Христос обещал рай раскаявшемуся разбойнику, но нераскаявшийся попал в ад. И мастер Мориа говорит: «Любите и будьте добры ко всем, но если вы встретите тигра, не ждите от него пощады».

  2. В том-то и Ваша проблема, что Вы не находите того, чего упорно не хотите видеть. И такому предвзятому человеку, как Вы, ничего невозможно объяснить.

    Ну а приведённые Вами примеры неуместны. Это просто болтовня, не имеющая прямого отношения к теме. И, кстати, простить раскаявшегося легко. Для этого не надо быть Христом. А вот отправить нераскаявшегося в ад только за то, что он несознателен и ещё многого не понимает, — это Вы называете любовью и доброжелательностью? Вам не стыдно вот так спекулировать понятиями, выдавая чёрное за белое? К тому же Вы — лицемер. Уже не первый раз говоря мне якобы о моей мудрости, Вы продолжаете отбрасывать те смыслы, о которых говорю я, и подменяете их своими. Избавьте меня от своей лести.

    И прошу перестать засорять комментарии демагогией. Здесь Вам не рекламная площадка для пропаганды духовного двурушничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *