В общем подсознании

Вы слышали о такой штуке, как «коллективное бессознательное»? Конечно, слышали. Кто о нём не слышал?.. Весьма модная концепция, пленившая многие умы. Правда, о том, что собой представляет это самое коллективное бессознательное, можно спорить. Но мы здесь этого делать не будем. Потому что разговор у нас пойдёт не совсем о нём. Или совсем не о нём? Во всяком случае, о чём-то похожем. Насколько похожем, и насколько можно сблизить его и предмет нашего разговора, вы сможете судить сами.

Первым делом поставим вопрос: существует ли некий глубокий слой восприятия, который можно было бы назвать общим подсознанием? И вопрос номер два, вдогонку: если существует, то насколько оно общее? Для кого общее?

Ответ на первый вопрос будет утвердительным. Да, общее подсознание существует. Ответ же на второй вопрос будет таким: оно общее для всех. Для всех людей, и даже больше: для всех осознающих.

Почему? Потому что, во-первых, все мы — частицы Творца, и в каждом из нас частица его души. Речь идёт, конечно же, о Духе, через который мы все взаимосвязаны. Через Дух мы имеем доступ к подсознанию Творца, которое в то же время является и нашим общим подсознанием. В Учении оно называется «духосознанием». Здесь, в пределах Вселенной (она же Творец), это самый глубинный слой нашего подсознания. Но не самый глубинный вообще. Потому что Творец тоже является частью своей Вселенной, та — частью чего-то ещё более масштабного, и так далее. До масштаба беспредельного Бытия, — то есть, собственно, бесконечности во времени и пространстве. Именно это и есть самый глубокий слой всеобщего подсознания. Восприятие Бытия, которое имеется в каждом из людей, в каждом из осознающих нашей Вселенной, в Творце, в обитателях других Вселенных, и в обитателях пространств, бесконечно отдалённых от нас в беспредельном Бытии. Таков самый глубокий и самый глобальный, в прямом смысле слова всеохватный уровень подсознания. Это на одном конце диапазона. На другом же его конце мы обнаруживаем ни что иное, как своё собственное тело. Точнее говоря, его элементала, у которого тоже имеется своё восприятие. Оно присутствует в нас как один из самых верхних слоёв нашего подсознания и оказывает на нас очень сильное влияние. Настолько сильное, что человек часто принимает восприятие своего элементала за своё собственное.

Таков диапазон глубины нашего подсознания — от конкретного материального тела до бесконечности во времени и пространстве. Всё это присутствует в нас и проявляется в нашем восприятии и наших ощущениях. Как именно проявляется? Сейчас мы рассмотрим это на нескольких примерах.

Первым из них станет — не спешите удивляться! — страх смерти. Ощущение, знакомое всем, самое обычное и привычное, несмотря на свою мрачную специфику. Откуда оно берётся? Казалось бы, понятно откуда: мы все смертны, мы знаем об этом, это заложено в «программу» нашего организма. Отсюда и сопровождающий нас на протяжении всей жизни страх. Как бы, да… но нет. Действительно, смерть заложена в «программу» организма. Однако то, что организм твой, ещё не означает, что организм и есть ты. На самом деле личность человека привязана не к организу, а к частице Духа. Человек — это она. А она бессмертна. Человеческая личность не может умереть, исчезнуть, в одночасье перестать существовать. Умирает тело. Перестаёт существовать его элементал. Вот он-то и боится. Отсюда инстинкт самосохранения и всё, что к нему прилагается. Мы принимаем страх элементала за свой, потому что отождествляем себя с телом. Мы думаем, что умрём, коль скоро умрёт тело. Происходит подмена восприятия. Бессмертное существо боится смерти, потому что считает себя смертным. Ощущения элементала поднимаются из нашего подсознания и управляют нашим поведением.

В таком разрезе мы имеем дело с частным случаем, — каковых случаев столько, сколько существует отдельных людей. У каждого есть тело и элементал тела. Однако этим всё не ограничивается. Если взять более глубокий слой подсознания, являющийся по-настоящему общим, уровень Творца, то страх смерти обнаружится и там. Потому что Творец смертен. Гибелью для него может закончиться уже текущий этап его развития, — вот этот самый этап, когда он существует в форме Вселенной. Если данный этап не будет успешным, если он завершится не так, как должен, тогда Творец умрёт. Это прописано в «программе» его развития, и он знал об этом до того, как преобразовал себя во Вселенную. Получается удивительная вещь: сам Творец смертен, в то время как каждая отдельная личность внутри него бессмертна. Бессмертна до тех пор, пока остаётся отдельной личностью. Однажды, в невообразимо далёком будущем, она сольётся со всеми остальными личностями, — сиречь все частицы Духа, пройдя путь совершенствования, обретут новое единство. Это изменение состояния, расширение личности, которое не следует путать с её смертью. Но сам Творец тогда окажется в ситуации, предполагающей возможность смерти. Чего он, естественно, не хочет. И его нежелание умирать тоже присутствует в нашем подсознании, на глубинном уровне, и тоже проявляется как страх смерти. И это уже не подмена, это имеет смысл, — потому что все мы бессмертны по отдельности, но смертны вместе с целым, частицами которого являемся. Это страх Творца — но в то же время и наш. Только мы, будучи не в курсе того, как это работает, не зная подоплёки, проецируем страх на свою текущую жизнь. Думаем, что угроза смерти относится к ней.

Но и это ещё не всё. Есть ещё уровень Бытия. Оно также не может умереть, но оно борется с разрушительной силой в виде действующего в нём импульса небытия. Оный импульс воспринимается как угроза, потому что он направлен на полное разрушение и уничтожение Бытия, — что он и совершил бы, если бы мог. Чтобы преодолеть его, Бытие развивается, и тем самым поддерживает свою жизнь. То есть в конечном итоге тенденция небытия, этот импульс разрушения, оказывается не отрицательным фактором, а положительным. Тем не менее, воспринимается он как угроза. Как нечто, что может убить, если ему не сопротивляться. Это то, что можно назвать инстинктом самосохранения Бытия. Данный инстинкт проявляется и в нас, поскольку мы — частицы Бытия. Проявляется на самом глубоком уровне, как ощущение угрозы, опасности со стороны чего-то, что хочет нас уничтожить. Не совсем страх смерти, но то что воспринимается как нечто нераздельное с ним.

Вот каковы составляющие страха смерти, знакомого всем и каждому. На самом поверхностном уровне нашего подсознания это страх элементала, который однажды обязательно умрёт, и который знает это. На более глубоком уровне это страх Творца, который на данном этапе своего развития может умереть, а может и не умереть. На самом же глубоком уровне это ощущение угрозы, испытываемое Бытием, которое умереть не может, но вынуждено постоянно бороться с тем, что гипотетически могло бы его разрушить. Всё это сливается в нашем восприятии в тот самый пресловутый страх смерти. Сливается и проявляется как то, что относится к конкретной человеческой личности. Которая как раз бессмертна, — поскольку лежащая в её основе частица Духа неуничтожима, — и за себя может не бояться. Если упростить всё до крайности, то можно сказать, что мы, некоторым образом, боимся чужими страхами, живущими в нашем общем подсознании. Боимся не за себя, но относим это к себе. Вот такая парадоксальная ситуация.

Другой пример — ощущение бесконечности, и вообще способность воспринимать это понятие. Откуда в нас эта способность? Ведь мы живём в мире ограниченных пространств. Они могут быть очень обширными, эти пространства, — но они всегда ограничены, и нам это известно. В человеческом восприятии само Мироздание всегда было замкнутым пространством. Вообще-то, бесконечность для нас должна быть как третье измерение для двухмерных существ. Они не только не знали бы о его существовании, не только не воспринимали бы его, но и самой его идее было бы неоткуда взяться в их мире. Они просто не смогли бы её уловить, отметить для себя как реальность и как-то оформить. Она была бы для них недоступна в принципе.

Так же и идея бесконечности должна быть в принципе недоступна нам, обитателям всегда замкнутых пространств. Мы просто не можем знать ничего кроме них. Но каким-то образом знаем. Как же так получается? Как нам, например, удаётся представить, что Вселенная беспредельна, или что за её пределами что-то есть? Как мы можем допустить саму эту мысль? А так, что Творец-то знает о существовании за пределами Вселенной — то бишь за пределами его самого — других пространств. Пространств, в которых обитает он сам. Это знание содержится в нашем подсознании, поскольку мы — частицы Творца. Мы — это он. Поэтому мы в состоянии воспринять идею о том, что за пределами Вселенной имеются иные пространства.

Да, — но это ещё не бесконечность. А что насчёт неё? Вспомним, что мы — частицы не только Творца, но и Бытия. Оно беспредельно, и его ощущение собственной беспредельности транслируется нам. Оно скрыто на самом глубоком уровне нашего подсознания, — но оно есть. Поэтому мы совершенно точно знаем, что бесконечность существует. И если не можем ясно ощутить её в полном масштабе, то можем понять эту идею и худо-бедно работать с ней.

Третий пример. Та самая общечеловеческая мораль, существование которой многие так упорно отрицают. Отрицай не отрицай, а она есть. Имеется набор моральных принципов, повторяющихся у всех народов и во все времена. То есть общие понятия о том, что хорошо, а что плохо. Конечно, не без вариантов. Но их наличие не меняет общей картины. Если где-то, когда-то, в какой-то культуре считалось хорошим и правильным то, что всегда и везде считалось нехорошим и неправильным, то это всего лишь особенности подхода в частном случае, а не удар по основам. Так, если кто-то считает, что воровство или убийство — это хорошо, его мнение всё равно не превратит их из зла в благо.

Тут важно понять, что такое зло и что такое благо. Без этого не будет ясна суть явления. Опять же, прибегнем к упрощению и скажем так: зло — это то, что направлено на разрушение, а благо — то, что направлено на созидание. На разрушение и созидание чего? Да, собственно, всего. Отдельного человека, его личности и его жизни. Человечества как совокупности людей. Мира, в котором живут люди. Мира как нашей планеты, и мира как нашей Вселенной. А чем бы в последнем случае было разрушение Вселенной? Ни чем иным, как гибелью Творца. Отсюда следует, что общечеловеческая мораль как то, что противостоит злу, разрушению, уходит корнями в инстинкт самосохранения Творца. Может, разрушить Вселенную мы и не смогли бы, но свой мир и самих себя — вполне. А это Творцу тоже не нужно. И ещё отсюда следует, что основные понятия о морали и важнейшие моральные принципы должны быть универсальны и свойственны всем разумным расам Вселенной. Потому что принципы созидания и принципы разрушения везде одни и те же для Вселенной как для единой системы.

Опять же, это ещё не всё. Человеческие положительные качества, или добродетели, это положительные качества самого Творца. Они содержатся в Духе и проявляются в каждом из нас. Мы должны совершенствовать свои частицы Духа, развивая и усиливая эти качества. Совершенствование любой частицы Духа — это и есть преобразование её несовершенств, проявляющихся как пороки, в положительные качества, в добродетели. И это тоже общее для всех осознающих Вселенной, поскольку совершенствование Духа — их общее предназначение.

Таким образом оказывается, что общечеловеческая мораль — не только общечеловеческая. Она гораздо более масштабна. И в основе её лежит, во-первых, проявление лучших качеств Творца, транслируемых через Дух и являющихся естественной нормой, а во-вторых, его же инстинкт самосохранения, влекущий его от саморазрушения к совершенствованию и созиданию себя. Это то, что заложено в общее подсознание и проявляется в нашей жизни.

Ну и четвёртый пример, на котором мы закончим, — это любовь к людям, миру и всему существующему. Она отрицается многими так же усердно, как и общечеловеческая мораль. Но при этом мы можем воспринять саму её идею, которую определяем как безусловно благую, и даже можем этой любви научиться, — чему есть примеры.

Откуда она берётся? Ну, здесь всё довольно просто. Каждый из нас хорошо относится к самому себе и желает себе добра, верно? То же самое касается и Творца. Он тоже хочет себе добра, хочет жить, развиваться и радоваться. Люди, наша планета, всё остальное, что существует во Вселенной, — всё это частицы Творца. Частицы его тела, души, разума. Всё это и есть он сам. И он, так сказать, по умолчанию относится ко всему этому хорошо. Он любит свои частицы и желает им добра, поскольку желает добра себе. Такова изначальная установка. Не будь её, не было бы ни нас с вами, ни самой Вселенной. Всё существует лишь потому, что Творец хочет жить и развиваться, и тем самым стремится к добру и созиданию в себе самом. То же касается и Бытия. Оно хочет жить и развиваться, оно любит свои частицы и желает им добра. Оно существует ради того, чтобы могли существовать они. Не будь так, не было бы самого Бытия. Не было бы вообще ничего. Всё существует лишь благодаря всеобъемлющей любви. Всё, в буквальном смысле слова, на ней держится и ею движется. «Любовь» значит «жизнь». И эта любовь присутствует в нашем общем подсознании. Присутствует сразу на двух его уровнях: на уровне Творца и на уровне Бытия. Поэтому мы можем так любить. Нужно только уметь извлечь её из глубин своей сущности. Или даже так: нужно дать ей проявиться.

Вот как выглядят примеры того, что можно отыскать в нашем общем подсознании. Соответствует ли это тому, что называют «коллективным бессознательным»? Сдаётся мне, что всё же нет. Хотя я в данной области не специалист. Я специалист в Учении, и рассказываю о том, как это выглядит в его системе и в его контексте. А там уже можно сравнивать.

Знать и понимать то, о чём я рассказал выше, очень важно. Ведь такое понимание — это, в первую очередь, понимание самого себя. Нужно знать, что сокрыто в тебе самом. Тогда окажется, что ты нечто большее, чем думал. Понимая это, видишь себя другим. Обнаруживаешь, что можешь больше. И начинаешь лучше понимать других людей. Начинаешь яснее видеть подоплёку мира, подоплёку самой жизни. Всё становится другим. Жизнь становится другой. Она становится полнее, — а значит, становится лучше.

Знание — это не только сила, как всем нам давно известно. Знание — это сама жизнь. Причём твоё знание — это не только твоя жизнь. Это жизнь для всех. Вот такие чудеса.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *