Двуликий разум

Есть такое выражение: «Ум зашёл за разум». Все прекрасно понимают его значение, — но если спросить «А что такое ум и что такое разум? Это одно и то же, или два разных явления?», думаю, с ответом возникнут затруднения. Причём подобные затруднения возникают не только у отдельных людей, — если судить по тому, например, что в некоторых языках то и другое обозначается одним словом. Но на самом деле всё ещё сложнее. Потому что если отложить в сторону понятие «ум», и попытаться объяснить хотя бы, что такое разум, то окажется, что это точно не известно. Люди наделены разумом, они пользуются им, но не понимают его. А ведь получается, что разум пытается познать сам себя, — коль скоро мы исследуем его с помощью него же. Вот такая загогулина…

Чтобы хоть немного представить себе глубину проблематики, нужно понимать, что разум — это не просто характеристика отдельного человека или всего человечества как вида, и что он привязан к человеку только как к носителю, но не как к источнику. Иначе говоря, разум не появляется тогда, когда некое существо достигает необходимого эволюционного уровня. Оно не порождает разум как некий продукт своей эволюции. Оно как бы включается в разум, получает возможность воспринять его и освоить, обретает способность работать с разумом. Это как если бы радиоприёмник эволюционировал сам по себе, а радиоволны существовали бы сами по себе. Точнее, даже не радиоприёмник, а нечто более примитивное, что ещё только должно в перспективе стать им. И вот это происходит — и свежепоявившийся радиоприёмник начинает принимать радиоволны. То есть изучая разум будет неправильно принимать за точку отсчёта человека, который не продуцирует разум, а только пользуется им. Такой подход исказит систему взаимосвязей, предполагая источник разума в том, что источником не является, и не приблизит к пониманию, а отдалит от него. Тут надо смотреть, так сказать, не снизу вверх, а сверху вниз. Двигаться не к объяснению разума через человека, а к объяснению человека через разум, рассматривая последний как явление, предшествующее человеку.

Звучит странно? Думаю, да. Как можно рассматривать разум в отрыве от его носителя? А если вернуться к примеру с радиоволнами, логично будет предположить, что если они существовали до появления радиоприёмника, то у них должен быть некий источник вне его. Вот именно. Абсолютно верное рассуждение. То же относится и к разуму. Не рассматривать человека в качестве источника разума — не значит вообще отрицать наличие источника. Источник есть. Просто это не человек, а нечто большее.

Что же? Мы знаем, что Вселенная — это Творец, колоссальное живое и разумное существо. Получается, источник разума, то есть способности познавать, мыслить, обрабатывать и осознавать информацию, делать выводы и т.д., — Творец? Это уже звучит более убедительно. Но всё же — нет. То есть для человека он, как бы, источник, поскольку разумность человека — это проявляющаяся в нём разумность Творца. Однако сам Творец (точнее, его вид) тоже в своё время «дозрел» эволюционным путём до того, чтобы воспринять разум, до того, чтобы разум смог в нём проявиться. Он тот же радиоприёмник, только побольше. На самом деле он тоже носитель, а не источник. Разум был до него.

Нам не известно точно, что собой представляет Вселенная Творца и частью каких систем она является. Но ясно, что с разумностью там имеет место схожая история. Разум идёт как бы сверху вниз, через бОльшие системы распространяясь на меньшие.

Источником его является Разумное Начало, — одно из четырёх Великих Начал, основных принципов, по которым существует Бытие. При этом если перечислить Великие Начала — Жизненное, Прогрессивное, Благое, Разумное — и посмотреть на их взаимосвязь, то покажется, что последнее стоит как бы несколько особняком от трёх других. Чтобы жизнь продолжалась, нужно развитие (прогресс), и развитие это должно идти преимущественно в направлении созидательном (благо), а не разрушительном. Какое же место тут занимает разум? На самом деле, он играет роль важнейшего этапа эволюции. Этапа, на котором осуществление принципов жизни, прогресса и блага становится осознанным и благодаря этому переходит на качественно новую ступень. Иначе говоря, подключение разума к эволюционному процессу делает эволюцию более эффективной. Без этого качественного перехода она может успешно идти только до определённого уровня; далее либо должно произойти качественное изменение, либо эволюционирующая система достигнет в своём развитии потолка и начнёт угасать.

Эволюция идёт, так сказать, запрограммированно, реализуя определённые возможности, заложенные во взаимодействии первых трёх Великих Начал. Четвёртое, присутствуя в форме потенциала, ждёт своего часа. Этот момент наступает, когда возникают высшие формы жизни на предразумной стадии развития. Следующая ступень — разумная форма жизни. Или же развитие застопорится. А система, которой некуда развиваться, становится бесперспективной и бесполезной для эволюции, и отмирает. Крайней точкой такой запрограммированной эволюции становится появление формы жизни, настолько высокоорганизованной, что в ней может проявиться разум. Это и есть качественный скачок, после которого эволюция продолжается, используя новые инструменты, — инструменты из арсенала разума. В этом и роль Разумного Начала: оно обеспечивает для эволюции такой прорыв. Не будь Разумного Начала, прочие три могли бы двигать эволюцию только до определённого момента, после чего она неизбежно останавливалась бы. Никакая из частиц Бытия не могла бы продолжать своё развитие должным образом; а поскольку всё Бытие развивается через свои частицы, оно тоже не могло бы вечно развиваться и вечно существовать. Проще говоря, без Разумного Начала, обеспечивающего возможность его эволюции, оно погибло бы.

Возможно, на первый взгляд это выглядит несколько сложноватым. Однако если свободно и привычно ориентироваться в системе понятий, — Бытие, Великие Начала, Творец, Вселенная и т.д., — всё оказывается достаточно ясным и понятным.

Итак, источник разума следует искать на максимально высоком, максимально глобальном уровне, — на уровне беспредельного во времени и пространстве Бытия. Он существует как Разумное Начало, сообщающее разумность как качество вниз — или вглубь, если угодно — по иерархии систем, «вложенных» одна в другую. Так, мы наделены разумом, потому что им наделён Творец, частицами которого мы являемся; он, в свою очередь, является частицей своей Вселенной; она — частица ещё чего-то, и так далее. И через всё это проходит разум как реализация Разумного Начала на разных уровнях, в разных системах и разных условиях.

Выше было сказано, что разум существует в виде потенциала, проявляющегося в достаточно высокоорганизованных формах жизни. Поэтому мы говорим о двух формах разума: пассивной и активной. Пассивный разум — это и есть тот самый потенциал. Он присутствует абсолютно во всём: в животных, растениях, любых природных объектах и явлениях, во всём, что есть во Вселенной, а также за её пределами. Во всём, что есть в Бытии. Активный же разум — это разум в действии; он целенаправленно познаёт, мыслит, творчески применяет обретённые знания. При этом важнейшим его проявлением становится свобода воли. Это способность выбирать между правильным и неправильным, хорошим и плохим, добром и злом. Существа, в которых это реализуется, играют роль того самого фактора, благодаря которому эволюция приобретает новые качества и выходит на новый уровень.

Две формы разума не отделены друг от друга. Это один и тот же разум, но в двух функциях. Если говорить, например, о животном, то оно наделено пассивным разумом, которому не позволяет перейти в активную форму лишь то, что животное недостаточно высокоорганизовано для этого, — в частности, не обладает достаточно сложным мозгом и нервной системой. То есть можно сказать, что активный разум в нём присутствует, — ведь пассивный разум и есть потенциал активного разума, — но не работает. В человеке он работает, — но при этом и пассивный разум тоже сохраняется. Он сохраняется в той части человека, которая остаётся биологическим механизмом, — то есть в теле. Таким образом, человек обладает обеими формами разума в их действии: пассивной для тела и активной для мыслящей сущности.

Тут нужно сделать важное пояснение. Поскольку разумом, пусть и в пассивной форме, наделено абсолютно всё, то мы и называем разумным абсолютно всё, а не только человека. Если же мы хотим подчеркнуть, что речь идёт о существе, в котором раскрыт активный разум, мы говорим о нём как об осознающем. Это в Учении общепринято, и исключения, когда мы говорим об осознающих просто как о разумных, встречаются не слишком часто. В основном, тогда, когда для пояснения чего-либо приходится прибегать к общепринятой терминологии типа «разумный вид», «разумное существо» и т.п.

Было сказано, что пассивный разум относится к телу. По сути, тело — это животная часть человека. Оно отправляет биологические функции, и в реакциях своих руководствуется инстинктами. Мы питаемся, размножаемся, реагируем на опасности инстинктивно, подобно животным. Эти инстинкты и есть проявления пассивного разума. Он действует как заложенная программа, не требующая участия свободной воли, и выполняет вполне конкретную задачу: обеспечить выживание своего носителя, — как индивидуальное, так и видовое. Поэтому у пассивного разума есть и другое название: сохраняющий. Он работает в человеке так же, как и в животном. Однако тут на него «накладывается» активный разум, который даёт человеку возможность отследить его инстинкты, выявить и взять их под контроль. Ну или наоборот — поставить возможности активного разума на службу инстинктам, бросив все силы и всю изобретательность на их удовлетворение. Это пустая трата активного разума как ценного ресурса, — но тоже плод свободного выбора активно разумного существа, осознающего.

Если пассивный разум мы ещё называем сохраняющим, то активный разум мы ещё называем познающим. Потому что первейшая его задача — познавать окружающий мир, целенаправленно изучать его, собирать и обрабатывать информацию о нём. Животное тоже обучается — но у него этот процесс идёт совсем иначе: он неосознанный, гораздо более медленный, и подчинён тем же задачам, которые выполняются с помощью инстинктов. Собственно, это обучение укладывается в рамки инстинктов: например, животное больше не пойдёт туда, где ему было больно или где оно едва не погибло, и, наоборот, вновь пойдёт туда, где обнаружило пищу. Для такого обучения активный разум не требуется. А требуется он для понимания сути вещей и явлений, для совершения осознанного морального выбора и целенаправленной творческой работы по изменению человеком или другим осознающим мира и самого себя.

Изменению к лучшему, естественно. Ведь именно это — сознательное изменение к лучшему чего бы то ни было — и есть тот самый эволюционный прорыв, та новая ступень, подняться на которую позволяет активный разум. То, для осуществления чего работает Разумное Начало. То, благодаря чему вечно существует беспредельное Бытие.

Когда в начале статьи шла речь о разуме, который пытается познать сам себя, имелся в виду, конечно же, активный разум. Потому что когда люди говорят о разуме вообще, то по умолчанию имеется в виду именно он, — то, чем человек соображает и познаёт. Но мы сейчас совершили небольшую экскурсию к истокам и выяснили, что, во-первых, источником разума является не человек, и даже не Творец, а одно из Великих Начал, и что, во-вторых, разум имеет две формы, у каждой из которых своя функция. То есть вопрос о сущности разума на самом деле даже глубже, чем кажется. А ведь ещё остаётся вопрос по поводу ума и разума. Да и инстинкты заслуживают отдельного рассмотрения. И ещё много чего…

Словом, тема разума — очень богатая тема. От неё расходится множество дорог в разные стороны. И мы будем в дальнейшем касаться связанных тем, будем проходить по этим дорогам. Путешествие по-настоящему увлекательное, а главное — бесконечное. Как и само познание.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *