Учение и инвалиды

Возможно, уже само название этой статьи кому-то покажется странным. Во-первых, оно слишком прямолинейно, слишком «в лоб». Во-вторых, возникает вопрос: а что, у Учения какие-то особые отношения с инвалидами? На первое ответ будет таким: да, название прямое, я не стал изобретать иносказания и красивости. Хочу, чтобы было сразу понятно, о чём пойдёт речь. Это важно. Что же до во-вторых, то как раз об этом она и пойдёт. Не об особых отношениях, конечно, — но о том, что Учение может дать инвалидам.

Что же оно может им дать такого, чего не может дать другим? Вопрос по форме некорректен, ибо звучит как иронизирование. По сути же корректен вполне. В самом деле, что? Видимо, то, чего им не хватает. Учение — для всех, и может всем дать одно и то же. Нечто очень важное и необходимое. Однако для кого-то это, в некотором смысле, может иметь даже большее значение, чем для прочих. Например, если этот кто-то лишён даже того, что для прочих является чем-то обычным и привычным.

Я как инвалид знаю, что Учение может дать человеку в моём положении. И думаю, что другим инвалидам оно может дать даже больше, чем мне. Может многое изменить для них, помочь увидеть самих себя с новой стороны. Есть минимум три таких момента.

Первый связан с тем, что для инвалидов характерно зацикливание на своём физическом состоянии. Многие здоровые люди считают их неполноценными во всех отношениях, — но ведь они очень часто и сами считают себя таковыми. Они страдают от того, что не имеют тех или иных физических возможностей. Понятно, что здесь есть от чего страдать. Однако для многих это становится не просто проблемой, а точкой преткновения; для них на этом буквально свет сходится клином. В том смысле, что если ты не живёшь полноценной жизнью физически, то ты не живёшь вообще. Яркий пример: недавно в соцсетях я общался с парнем, который вёл активный, спортивный образ жизни, а теперь потерял ногу, и из-за этого задумался о суициде. И это не уникальный случай. Многие инвалиды считают, что тело — самое главное, что без здорового тела они ничего не могут и ничего не значат. Одни пытаются что-то кому-то доказать, например, подаваясь в параспорт, — хотя что это доказывает, кроме наличия психологической травмы и комплексов? — другие погружаются в депрессию, а то и спиваются.

Такое неуважение к себе всегда приводило меня в горестное недоумение. Да кто сказал, что физическое состояние — самое главное? Кто сказал, что человек с инвалидностью хуже здорового? Некоторые здоровые так говорят? Ну, в таком случае, это у них серьёзные проблемы. Не стоит принимать их слова близко к сердцу. Сводить всё к физическому состоянию — огромная ошибка. А как же интеллект, а как же творческие таланты, а как же духовная сторона жизни? Разве это не больше, чем физическое здоровье? Почему всё это сбрасывается со счетов? А оно сбрасывается, и очень многими инвалидами, которые считают, что ничего не значат и ничего не могут в жизни.

Хочу сказать им: это не так. Вы ошибаетесь, обнуляя себя и сосредотачиваясь на том, чего у вас нет. Используйте то, что у вас есть. У вас есть очень много. Гораздо больше, чем утрачено. Только не нужно забывать об этом, не нужно пренебрегать своими возможностями.

Кем может быть инвалид, лишённый тех или иных физических возможностей? Для него открыто множество путей в жизни. Он может заниматься искусством. Он может заниматься бизнесом, журналистикой, даже политикой. Надеюсь, никому не нужно лишний раз напоминать пример того, что инвалид может заниматься наукой? Он может заниматься много чем, может найти себя во многих областях деятельности. Если захочет, и если перестанет зацикливаться на том, чего не может его тело.

Он может заниматься и духовной деятельностью. Вот здесь я могу привести в пример самого себя. Пусть никто не сочтёт это за нескромность. А если сочтёт — ну и ладно.

Я имею тяжёлую инвалидность, практически обездвижен. Могу только говорить, и с помощью двух более-менее двигающихся пальцев набирать текст посредством экранной клавиатуры. При этом я являюсь духовным Учителем. Я основал своё учение, у меня есть ученики, я пишу статьи, книги, издаюсь. Это возможно. И это первый важный момент, который демонстрирует Учение: инвалид не бессилен и не бесполезен, он может что-то делать для людей. Может даже быть их духовным Учителем, вести их по духовному пути. Именно такова реальность. таковы возможности инвалида. Думаю, это несколько больше, чем возможность быстро пробежать стометровку или поднять сотню килограммов. Нужно только осознать это, чтобы не чувствовать себя ущербным, не считать себя хуже других и не думать, что без физического здоровья жизни нет.

Второй момент связан с тем, что, по Учению, представляет собой человек. Он несёт в себе частицу Духа, частицу души Творца, совершенствуя её. В этом предназначение человека. Каждый из нас совершенствует частицу Духа — и все вместе мы, люди и другие разумные существа Вселенной, совершенствуем самого Творца. Помогаем ему выйти на новый эволюционный уровень, придти к новому преображению.

Я подчеркну: каждый. В каждом из нас есть такая частица, и никто, кроме него, не может провести её по пути совершенствования. Как это происходит? Через познание, преодоление трудностей, борьбу со своими отрицательными качествами и превращением их в качества положительные. Теперь вопрос: что из перечисленного недоступно инвалиду? Всё доступно. Познание — вполне. Физические проблемы могут несколько осложнить дело, но не могут лишить возможности учиться, наблюдать, мыслить, познавать мир. Борьба со своими пороками и недостатками — безусловно. Физическая инвалидность не делает человека морально нечувствительным, неспособным отличить хорошее от плохого и неспособным нравственно работать над собой. Преодоление трудностей — о, это вообще особая тема. Жизнь инвалида полна их, порой она практически только из них и состоит. А это бесконечный ресурс для развития своих лучших качеств — силы воли, целеустремлённости, упорства, терпения, храбрости и многих других. Всё это бесценно для совершенствования Духа. Здесь уместно вспомнить пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В этом отношении, в преодолении трудностей, иной инвалид даст большую фору здоровому человеку. Можно даже сказать, что в каком-то смысле он имеет более обширное поле возможностей для совершенствования своей частицы Духа.

Никто кроме него не сделает этого. Его частица Духа — это основа его личности, сущность его как индивидуума. А без неё совершенствование всего Духа в целом не будет полным и не сможет быть завершено. Без одной-единственной частицы своей души Творец не сможет закончить нынешний этап своего развития, не сможет переродиться в более совершенное существо. Это зависит от каждого из нас. Мы не просто живём — едим, пьём, спим, развлекаемся, работаем, размножаемся. На самом деле у каждого из нас предназначение вселенской важности. Каждый делает будущее Творца. То есть будущее Вселенной, судьбу всех и всего, что в ней есть и будет.

Всё сказанное в полной мере относится и к инвалиду. Он не только не бессилен и не бесполезен: он важен для Вселенной. Даже более чем важен: он, как и всякий другой человек, жизненно ей необходим и незаменим. Без частицы Духа, которую он несёт в себе, у Вселенной нет будущего. Он ошибается, если думает, что ничего не может, будучи нездоровым физически. На самом деле он делает важнейшее и нужнейшее дело. Если кто-то, или он сам, считает, что он не нужен, то это заблуждение. Он нужен Вселенной, миру, людям. Просто это касается внутренней работы, и потому не так уж очевидно. И повторю, что из-за множества трудностей в его жизни он может в этом смысле даже больше, чем иной здоровый. Только нужно это понимать и осознанно работать в данном направлении. Это тоже несколько больше, чем возможность быстро пробежать стометровку или поднять сотню килограммов, не так ли?

Третий момент касается будущего, — может быть не столь уж отдалённого, как знать… Я говорю о том времени, когда Учение станет мировоззрением всего человечества, или хотя бы существенной его части. О том времени, когда возникнет общество, построенное на основе Учения, на его принципах.

Покривит душой тот, кто скажет, что у современного общества нормальное отношение к инвалидам, — что они пользуются равными возможностями и равным уважением с остальными. Может быть, кое-где это и так, — но лишь кое-где. В основном к ним относятся недостаточно внимательно, порой пренебрежительно, без уважения, даже с предубеждением, многие считают их бесполезными, ненужными обществу, лишними. Тяжело говорить такие слова — но это правда. Физически здоровый человек чаще всего и судит о жизни с позиции физически здорового человека; ему трудно преодолеть существующие стереотипы в отношении инвалида. Даже если он относится к инвалиду хорошо и сочувствует ему. Это одна из проблем современного общества. И никакие мировоззрения и социальные концепции пока что не помогли преодолеть её.

Чем же будет отличаться отношение к инвалидам в обществе, живущем по Учению? Мне кажется, что если принять во внимание всё сказанное выше, ответить на этот вопрос будет легко. Во-первых, могут ли в обществе последователей Учения плохо, пренебрежительно относиться к инвалидам, если сам его основатель был одним из них? Даже предположение такое выглядит странно. Во-вторых, уж там-то будут всё понимать про частицу Духа и про то, что инвалид, познавая мир и преодолевая трудности своей жизни, совершенствует её, тем самым делая большое дело для Вселенной. Он не бесполезен. Он исполняет долженствование не менее важное, чем остальные. Просто его труд не так заметен.

Поэтому в обществе Учения инвалидами не будут пренебрегать. Они будут пользоваться уважением, которого заслуживают. Это будет мир, в котором они займут достойное место.

Вот такие три момента.

Что я хотел сказать, рассказывая о них? Я хотел поделиться тем, что знаю. Может быть, кому-то это будет полезно. Может быть, для кого-то станет отдушиной. Или хотя бы проблеском света, если он пребывает во тьме уныния.

К тому же, это ещё один аспект Учения, ещё одна его сторона. Ещё одна его особенность, если угодно. И даже просто отметить её будет небезынтересно.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *