Эгоизм по Учению

Для того, чтобы успешно бороться с болезнью, её нужно изучить, понять. Болезни же бывают не только телесные, но и душевные. Речь, однако, не о тех из них, из-за которых людей называют «душевнобольными». Она о пороках и о том, что с ними связано.

Порок — следствие несовершенства частицы Духа, содержащейся в человеке. Точнее говоря, проявление этого несовершенства. Так же, как тело бывает не в порядке, так же не в порядке бывает и душа. Как болезнь или увечье есть отклонение от нормы, так и порок есть отклонение от нормы. Только отклонение это, в отличие от телесной болезни, которая может возникнуть и развиться по ходу дела, всегда бывает врождённым. Несовершенства частицы Духа присущи ей изначально, — и постепенно, с каждой последующей жизнью, изживаются. Собственно, в том и заключается совершенствование Духа, ради которого существует человек. А это означает, что борьба с недугами души даже важнее, чем борьба с недугами тела. Они должны тщательно изучаться. Нужно познать природу каждого из них, чтобы знать, как эффективнее с ними бороться. Лекарствами, которые можно купить в аптеке, тут не поможешь; но зато само познание проблемы превращается в действенное лекарство, с которого нужно начинать лечение.

Сегодня мы поговорим об одной из самых больших проблем всех времён: об эгоизме. Не будет преувеличением сказать, что это бич человечества. Бедствие, гораздо более разрушительное, чем ураган, землетрясение или эпидемия чумы. Катастрофа, продолжающаяся непрерывно, с первобытных времён. То, что привело к бесчисленным разрушениям и смертям, принесло людям неисчислимые страдания. Причём как тем, кто стал жертвой чужого эгоизма, так и самим эгоистам.

Эгоизм имеет свои корни в гордыне, вырастает из неё. Гордыня же есть один из худших пороков, или даже худший. Она питает остальные пороки, стимулирует их. Её влияние можно разглядеть практически в каждом из них. Что такое гордыня по своей сути? Это предпочтение себя другим, вознесение себя над ними. И это проглядывает в пороках и дурных качествах, — зависти, жадности, властолюбии, гневливости, трусости, подлости и иных. Что же до эгоизма, то его можно назвать худшей формой гордыни, — наиболее слепой и наименее подверженной восприятию критики и самокритики. А ещё эгоизм — это гордыня в действии, в практическом выражении. Гордыня, оформленная в конкретные поступки.

Гордыня может быть скрытой. Гордец может втайне презирать всех вокруг, но стараться не выказывать своего презрения (можно только позавидовать выдержке таких людей). Или он может проявлять свою гордыню в словах и суждениях, не особо проявляя её в поступках. Эгоизм же практичен. Эгоист так или иначе переводит предпочтение себя в действие. Эгоизм, как практическая гордыня, как раз и проявляется в пороках. Жадного он заставляет грести всё под себя и не делиться с другими, властолюбца — стремиться подчинить всё и всех своей воле, подлеца — обманывать и предавать ради своих интересов, и так далее. В центре всегда «я», эго; оно играет роль точки, вокруг которой вращается мир. Это чёрная дыра, затягивающая всё в себя, производя при этом разрушения вокруг. То есть эгоист всегда что-то делает, — более или менее открыто, более или менее агрессивно, более или менее успешно. Если же он не делает в этом направлении ничего, то его сложно назвать эгоистом. Так же, как сложно назвать мореплавателем человека, который никогда не выходит в море, хоть и очень хочет.

Итак, эгоизм — это, так сказать, практическая гордыня. И потому самая вредоносная и опасная для окружающих, самая разрушительная. Это первый важный момент в том, что касается эгоизма.

Но интересно то, что эгоистов можно разглядеть и в животных. Ведь они не думают о благе мира, заботясь, в основном, о себе, или о себе и о своём потомстве. Разве не эгоизм в чистом виде? Нет. Во-первых, потому, что их забота о себе чисто инстинктивна. Они не осознают, хорошо это или плохо, и не могут выбирать, вести себя так или вести себя иначе. Не могут они и мыслить, изыскивая пути для удовлетворения своих запросов. Запросы же их имеют естественные рамки, далее которых не идут, — это будет во-вторых. Человеческий эгоизм всегда требует больше, чем необходимо на самом деле. Он заставляет отнимать что-то у других даже тогда, когда это выше реальных потребностей эгоиста. Животное же берёт столько, сколько ему требуется для того, чтобы вести нормальный образ жизни. Ну и в-третьих, поведение животного таково, как то требуется для эволюции. То есть оно не разрушительно для мира, а созидательно. Животное именно таким и должно быть, и это вложено в него как своего рода программа, которую мы называем инстинктами. И животное не способно осмыслить свою программу и сознательно поступить наперекор ей, когда она мешает чему-то более важному и необходимому. Да и нет у него ничего более важного и необходимого.

А у человека есть. Он в своё время отделился от мира животных, обретя нечто большее нежели то, чем обладают они. Обретя новые способности и возможности. А значит, обретя новое предназначение. Он должен активно познавать, совершенствовать свой Дух и делать лучше мир вокруг себя. Это если сказать максимально кратко и упрощённо. Но даже из такой сжатой формулировки становится ясно, что человек не может вести образ жизни животного: это противно его природе. Следовательно, естественный животный «эгоизм» ему не годится. Конечно, инстинкты, присущие животному, есть и у человека, — поскольку тело его по сути своей остаётся животным. Но человеческая сущность должна брать верх над животной, подчинять её себе и использовать как подспорье в выполнении предназначения. Одним из аспектов развития человека — и человека вообще, и каждой отдельной личности — как раз и является достижение контроля над тем, что можно назвать его животной частью.

Многим это удаётся очень плохо. Многие попадают в полную зависимость от своего животного, превращаясь в самого настоящего его слугу. Существует даже концепция, призванная это оправдать и гласящая, что человек — просто немного более высокоразвитое животное, что для него естественна животная жизнь и животные стремления, и что разум предназначен лишь для того, чтобы более эффективно обслуживать эти потребности. То есть неосознанный животный «эгоизм» превращается в эгоизм вполне осознанный, который и объявляется нормой. Таким образом оправдывается и объявляется нормальным всё дурное, что делает эгоист, — жадность, жестокость, обман, похоть, и так далее. Всё это подаётся как нормальная борьба за выживание, в которой каждый сам за себя, а окружающие — исключительно конкуренты, враги или добыча. Соответственно, если ты что-то отнял или украл, подчинил кого-то себе, согнул в бараний рог или уничтожил того, кто тебе мешает, и тому подобное, то ты — молодец. Ты выжил, воспитал детей такими же, и теперь уже они будут грабить, сгибать всех в бараний рог и уничтожать мешающих. Это сознательная апология эгоизма, причиняющего страдания людям и разрушающего мир, попытка выдать его за естественное поведение человека как разумного животного.

Но в том-то и штука, что человек — не животное. И в попытке приравнять себя к последнему, поставить на один уровень с ним, человек падает ниже. Он становится хуже животного. Ведь в животном-то ничего плохого нет. Оно живёт по эволюционным законам, рассчитанным на животное, — а там иная мера нормального. У человека, как у существа принципиально отличающегося, и мера должна быть человеческой. От него требуется больше; он — активно созидающая творческая сила. То, что в действиях животного кажется злом, на самом деле им не является; и если животное не вершит сознательного блага, то это тоже не есть зло. А вот если человек сознательно ведёт себя как животное, употребляя на это свой ум и способности, то это выливается в вершение зла, в причинение вреда людям и миру. Невершение же блага, когда его можно и должно вершить, тоже можно рассматривать как форму зла. Ты не засеял поле, хотя мог, а другие не могли, — и в итоге они умерли с голоду. Не убийство ли это? Его орудием стало бездействие. Животное нельзя обвинить в сознательном причинении вреда другим из-за своего эгоизма, и нельзя обвинить в сознательном невершении блага. Поэтому человек, из эгоистических побуждений сознательно ведущий себя как животное, не встаёт на один уровень с ним, а становится хуже, падает ниже, превращаясь в опасное чудовище. Страшнее же и горше всего, что это ведь не просто некое непонятное чудовище, а человек, по своей воле избравший путь превращения в него. Человеческая его сущность никуда не делась; она там, внутри, зажатая и угнетённая. Теперь ему нужно долго, в борьбе, с новыми страданиями и болью, выбираться из ловушки, в которую он сам себя завлёк.

Итак, стремление вернуться к образу жизни, естественному для животного, не может служить оправданием эгоизма. Оно лишь поощряет его как чисто человеческое отрицательное качество и делает его ещё более разрушительным. Это второй важный момент в том, что касается эгоизма.

Но в чём же суть разрушительности эгоизма? Понятно, что он причиняет практическое зло и приносит практический вред. Однако почему он работает именно так? Что превращает эгоизм в то, чем он является?

Онтологический исток эгоизма как разрушительного явления — в том, что он идёт против единства. Именно единство лежит в основе всего, именно оно является базисом жизни и развития. Бытие как единое целое борется с тенденцией небытия, продолжая себя во всех своих частицах. Творец, и Вселенная как тело Творца, — единый организм, со своим строением, своими законами, по которым всё в нём работает, с определёнными взаимосвязями между его частицами, благодаря которым эти частицы функционируют как единое целое. Организм человека работает так же. Наша цивилизация, со всеми её открытиями, достижениями и творениями, создана совокупными усилиями человечества. Государство работает как совокупность социальных институтов, законов, различных служб и прочих составляющих. Любая организация эффективно и успешно действует только тогда, когда она действует как единый организм, где всё на своём месте и все помогают друг другу, обеспечивая продуктивную совместную работу. Семья — потому семья, что она в большей или меньшей степени едина. Любой механизм или электрический прибор работает как единая система, где каждая деталь имеет свою функцию и помогает другим деталям выполнять их функции. Единство — и в смысле устройства чего бы то ни было как системы, и в смысле общности целей всех составляющих системы — это жизнь, движение, развитие. Эгоизм ему противостоит.

Эгоизм — это когда частица системы перестаёт быть заинтересована в благополучии всех прочих её частиц как таковых и в благополучии общем с ними, и переносит своё внимание и свои усилия по благополучию исключительно на себя. Даже хуже: когда она начинает рассматривать другие частицы как пищу, а систему — как то, что можно и нужно эксплуатировать в своих интересах. И тогда в государстве начинает процветать диктатура, коррупция, хищения разного уровня, от многомиллионных сумм до отвёртки, вынесенной с предприятия, вообще преступность во всём её разнообразии и изобретательности, тунеядство, и прочее социальное зло. В человеческом же организме клетка-эгоист становится раковой клеткой, со вполне предсказуемым для него финалом. Худшее, что может произойти с системой, это саморазрушение, когда её частицы теряют связь друг с другом, теряют способность поддерживать друг друга. Она просто рассыпается, даже без всякого агрессивного воздействия извне.

Эгоизм — это распад единства. Таким образом, он по самой своей сущности направлен против жизни. Он несёт разрушение. Иначе и не может быть, когда одна частица начинает предпочитать себя остальным, а своё частное благо — общему благу, благу целого. Она начинает пожирать или эксплуатировать другие частицы, а целое начинает просто грызть и ломать, выдирая из него куски, чтобы построить из них свой личный рай.

Если взглянуть на эгоизм в исторической перспективе, как на то, что присутствует в людях с самого возникновения нашего вида, станет ясно, что именно так и происходит. Эгоизм может принимать разные формы. Он может быть не только личным, но и семейным, государственным, национальным, расовым, корпоративным и т.д. И всегда, в любой из своих форм, он заставляет кого-то тянуть одеяло на себя, заставляет лгать и разрушать, заставляет чего-то несправедливо требовать, что-то присваивать обманом или силой, кого-то подчинять или уничтожать. Посмотрите — ведь это и есть все беды человечества во все его времена. На всех уровнях — от общечеловеческого и государственного до семейного и личного. В виде более или менее откровенном и агрессивном. Иногда он бывает неочевидным даже для самого эгоиста, а иногда бывает ясно осознаваемым, возведённым в принцип жизни, и под него даже подводится философская база. Он нередко мимикрирует под здравомыслие, практичность, свободу (его излюбленная маска), и даже под гуманизм. Он многолик и многоразличен на вкус. Но он всегда разрушителен. Потому что он всегда ставит запросы одной частицы, даже самые нелепые и вредоносные, выше нужд других частиц и выше общего блага. Эгоист разрушает всё вокруг лишь для того, чтобы ему самому было хорошо. Общество, где таких людей много, это тяжело больное общество, в котором оказывается неуютно жить даже самим эгоистам. Неудивительно, что они страдают и сами: ведь они лезут из кожи вон, тщась добиться своего, мучаются от зависти, ненависти, алчности, испытывают удары и разочарования При этом на каждого из них всегда найдётся несколько других таких же или ещё более ушлых, которые вздрючат уже его. А жить в доме, всё более и более разрушаемом совместными усилиями, — сомнительное удовольствие. Вот тут было бы неплохо в самом деле включить здравый смысл, — но нет: эгоизм ослепляет, не позволяет увидеть того, что перед глазами. Он отшибает способность ясно мыслить. В этом он ещё и сродни безумию.

Итак, эгоизм разрушителен по своей сути, так как он всегда выступает против единства как против того, на чём держится жизнь, благодаря чему идёт развитие, благодаря чему возможно созидание. Он ведёт общество, как единую жизнеспособную систему, к распаду на отдельные частицы, скрыто или открыто агрессивные друг к другу, и тем самым уничтожает его. Это третий важный момент в том, что касается эгоизма.

Как это обычно бывает в отношении столь важных вопросов, замечу, что невозможно подробно разобрать тему эгоизма в небольшой статье. Здесь лишь обозначено несколько ключевых моментов, дающих возможность понять в общих чертах, что он такое, чем он опасен, почему так важно бороться с ним в себе и противостоять ему в обществе. Многое осталось вне фокуса внимания, — но и разговор на эту тему у нас не последний.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *