Супружеская верность по Учению

Учение придерживается моральных ценностей, которые принято называть традиционными. Я бы сказал — традиционными в большинство эпох и для большинства культур. Однако же в разные времена и у разных культур эти ценности могли носить разное обоснование. Подсознательное ощущение того, что правильно и что неправильно, заложенное в каждого человека, заявляло о себе, — а вот понимания, почему правильно именно то или это, не было. И люди искали объяснений в своих мировоззрениях, в своих религиях и философиях, домысливая то, что было непонятно.

Может возникнуть вопрос: а так ли уж важно, что объяснения и обоснования были разными, если суть была уловлена верно? Не всё ли равно в таком случае, как это объяснять? Я отвечу: да, это очень важно. Ведь если правильным принципам даются неправильные обоснования, возникает внутренний диссонанс. Ощущение того, что правильно, не берётся из ниоткуда: оно вытекает из скрытого знания, объясняющего, почему это правильно, и также содержащегося в человеке. Просто ощущению проявиться гораздо легче, чем знанию в виде конкретных формулировок. И когда принципам даются ошибочные обоснования, соединения со скрытым знанием не происходит, а наоборот, получается упомянутый диссонанс. Это может не проявляться ярко, и явного отторжения может не возникать, — но и опоры глубоко в душе человека такие обоснования не находят. Понятности для ума недостаточно: нужна ещё внутренняя связь. Если её нет, моральные принципы оказываются как бы подвешенными в воздухе, и потому более шаткими. Когда не ощущаешь их глубокой истинности и естественности, ими легче пренебречь. Сколько бы объяснений и обоснований им ни давалось на протяжении долгой истории человечества, они всё никак не могут стать тем, чем должны: действительно понятным, прочным и естественно практикуемым всеми моральным кодексом. Но они постепенно станут им, когда им будет дано верное объяснение. Станут, обретя подлинную опору в душах людей. Так что правильное объяснение и правильное понимание очень важны.

Сегодняшний разговор будет посвящён одной из таких традиционных ценностей: супружеской верности. Я расскажу о том, как смотрит на это Учение.

Человечество разделено на два пола. Это не единственно возможный вариант: во Вселенной есть разумные расы, у которых имеются три пола и больше. Зависит это от условий, в которых обитает та или иная раса, и от её эволюционных особенностей, связанных с теми же условиями. При этом задача у всех рас одна: совершенствовать частицы Духа, — то есть частицы души Творца. Для этого нужно воспроизведение материальных тел, поскольку именно в мире материи совершенствование происходит максимально эффективно. Проще говоря, нужны новые осознающие, — те, в кого могли бы входить для совершенствования новые и новые частицы Духа. Вся эволюция направлена на то, чтобы во Вселенной были осознающие, и чтобы их было больше. Той же цели служит и разделение полов, — как у людей, так и у других разумных рас.

Иными словами, то, что существуют мужчины и женщины, — не случайность и не каприз Природы, а равно и не средство для получения удовольствия. У такого разделения есть глубокий смысл. Он в том, чтобы мог жить Творец. Звучит необычно, правда? Какая связь между отношениями полов и выживанием Творца (т.е. Вселенной)? Связь прямая. Если Творец не будет совершенствоваться, он не сможет перейти на новую ступень развития и погибнет. Совершенствуют его осознающие. Которые рождаются в результате взаимодействия полов, — в нашем случае, двух. Вот и получается, что отношения между мужчиной и женщиной — дело поистине вселенской важности.

Именно отношения. Отношения, а не только порождение потомства. Если бы речь шла только о нём, это было бы просто спаривание, как у животных. А мы — люди, нам дано гораздо больше, и требуется от нас гораздо больше. Зачатие и рождение осознающего — не то же самое, что зачатие и рождение детёныша животного. И результат для Творца совсем другой. Поэтому люди имеют способность любить, могут строить глубокие отношения, создавать семьи. Семьи, а не просто пары, как у некоторых видов животных. Так что брак — не просто формальность, которой можно пренебречь. И не только способ регулирования отношений в соответствии с действующим законодательством. Прежде всего, это волевое решение, заявление о намерении навсегда связать свою жизнь с конкретным человеком, принятие на себя ответственности. Так рождается семья. Причём сказать, что она является ячейкой общества, значит преуменьшить её значение. Она ещё и не просто средство продолжения человеческого рода. Она нечто гораздо большее. В мире людей она — источник жизни Творца.

Для супругов прежде всего важна любовь. Если её нет, тогда не стоит и создавать семью. Это будет фикция, видимость. Люди, в отличие от животных, умеют любить, и потому создавать семьи по любви — это по-человечески. Ребёнок должен зачинаться как плод любви; это очень важно для него, ибо он должен получить гораздо больше, чем какой-нибудь телёнок или барсучонок. Любовь между мужчиной и женщиной создаёт уникальную благую энергетику, которая не может появиться никак иначе и которая необходима плоду для более успешного развития. Это условия, которые обязаны создать своему ребёнку отец и мать. Здесь всё сходится в гармонии: они любят друг друга, им хорошо вместе, — и именно это необходимо их ребёнку. Именно в таких условиях секс, у многих ассоциирующийся с чем-то похабным и неприличным, превращается в акт служения высшему благу, в акт укрепления и продолжения жизни Творца.

Помимо любви в супружестве важны и необходимы уважение и чуткость (последнюю можно кратко определить как стремление заботиться о любимом человеке и нежелание обидеть его или причинить ему страдания). Всё это нормально и необходимо для семьи как соединения двух людей, в котором их чувства помогают совершенствоваться им самим (это очень важно, и это отдельный разговор) и создают благоприятные условия для ребёнка, — его зачатия, рождения, развития. Для нашей ветви эволюции именно это является оптимальным, — потому у человеческого вида два пола.

Чем же, в таком случае, является супружеская измена? Прежде всего, она фактически аннулирует брак, оставляя его чистой формальностью, штампом на бумажке. Если мужчина и женщина намеренно не вступают в брак, это подразумевает, что они на самом деле не нужны друг другу (что бы они там ни говорили), или же просто ни в чём не уверены. Так сохраняется свобода манёвра. Захотел — изменил, захотел — вообще бросил, ушёл. Как у животных. Хотя на этом фоне даже животные, создающие постоянные пары, выглядят лучше, человечнее, чем такие люди. Заключается брак — значит, двое любят друг друга, каждому не нужен никто, кроме другого, и они принимают на себя ответственность за то, чтобы строить нормальную, крепкую семью. Измена же всё перечёркивает. Любовь оказывается под вопросом. Любовь ли это, если одному из супругов понадобился кто-то другой? Рамки супружества как отношений только двоих (по определению) людей ломаются, — потому что при наличии кого-то ещё в самом заключении брака нет смысла. Ни о какой ответственности говорить тем более не приходится, — потому что какая тут ответственность, если тот, кто должен беречь брак, начинает разбрасываться им? Измена противоречит самой идее супружества.

Измена одного супруга оскорбляет и обижает другого. Брак, который не просто дорог ему, но жизненно важен, превращён в фарс. Сам он оказывается не таким уж и нужным — а может, и вовсе не нужным — своему любимому человеку. Ответственность последнего перед ним, на которую он полагался и с опорой на которую строил свою жизнь, оказалась обманом. Как, возможно, и сама его любовь. И о каком уважении и какой чуткости тут может идти речь? Ими пренебрегли ради удовольствия. Для изменившего это удовольствие, — для того же, кому изменили, рушится мир, земля уходит из-под ног. По отношению к нему это самое настоящее преступление.

Измена противна самой сущности брака, — а мы помним, что он очень важен в масштабе гораздо большем, чем частная жизнь двух людей. Я имею в виду даже не общество, — хотя и в его отношении это важно. Я имею в виду Вселенную. Супружество как соединение двух людей в любви и ответственности, долженствующее привести к рождению новой жизни (во всех смыслах: и жизни ребёнка, и жизни Творца), — это дело поистине вселенской важности. Эти двое людей могут быть счастливы и сами, и при этом ещё служить жизни Творца. Так малое сливается с великим, частное сливается со всеобщим в едином благе. Если всё происходит естественно и правильно, тогда хорошо всем. Тогда и соитие становится в прямом смысле слова актом любви, актом служения благу и преумножения Жизни, а не просто актом бездумной и бессмысленной похоти. Ну а измена разрушает всё это. Она не только обижает обманутого супруга, уничтожает отношения в семье и тем самым травмирует детей, если они уже есть. Она направлена против жизни Вселенной, против будущего Творца. Это преступление и перед ним.

Вступая в брак следует помнить обо всём этом. К такому решению нужно подходить очень и очень ответственно. Потому что в действительности дело идёт о чём-то гораздо большем, нежели личное счастье двух маленьких людей. И если уж решение принято и двое стали супругами, соединив свои жизни, — в буквальном смысле, сделав их одной общей судьбой, — то они должны ценить и беречь свой брак. Верность здесь не просто важна. Она — основа. Она — то, что делает супружество таковым. И даже если любовь со временем поостыла, это не означает, что супруги больше не обязаны хранить верность друг другу. Ведь уважение должно быть в любом случае. А отсутствие чуткости, когда одному наплевать на то, что он ранит другого, — это просто не по-человечески, это аморально, и заслуженно именуется свинством. Пока брак существует, пока он не расторгнут по закону, так же, как и заключался, двое остаются супругами, со всеми вытекающими обязательствами и всей ответственностью.

Супружеская измена — одна из худших вещей, которые может совершить человек. Ведь это преступление и против нравственности, и против любви, и против своей совести, и против супруга, и против ребёнка, если он есть, и против общества, и против Творца. Для многих брак — просто формальность, условность, с которой можно играть. И измена для них в порядке вещей, как обыденное обстоятельство жизни. Тем самым подтверждается бедственное состояние нравственности в обществе, которое, без преувеличения, морально разлагается. На самом деле брак — одно из важнейших установлений в человеческой истории. И супружеская измена осуждалась и осуждается как тяжкий грех в большинстве религий и культур. По Учению же она относится к числу вещей, недопустимых ни в коем случае, — наряду с такими явлениями, как, например, расизм, противоестественный разврат или людоедство.

Супруги должны блюсти верность друг другу. Блюсти её даже тогда, когда это оказывается тяжело, когда имеет место искушение. Поддавшись ему ты получишь кратковременное удовольствие, — а разрушишь очень многое. Даже если об этом никто не узнает, всё равно это будет разрушение. Если у кого-то было многомиллионное состояние, а он его промотал, то даже если это удаётся каким-то образом утаивать от окружающих, он всё равно нищий, да ещё и дурак. Нужно ценить то, что имеешь, — и к браку это относится в особенности. Потому что это не только твоё, но принадлежит ещё и другому человеку. И важно для чего-то ещё большего. Гораздо большего. Ставки неизмеримо выше, чем миллионы в какой бы то ни было валюте. Любые искушения можно преодолеть. Это в человеческих силах. Не может этого только безответственный человек, которому хочется думать, что он слаб, и тем самым оправдывать своё свинство. Тот же, кто сумел это, кто смог устоять и не совершить измены, он одержал духовную победу и стал лучше, совершеннее. Супружеская верность, как и вообще любая верность, — одна из величайших добродетелей. Как видим, даже в таких ситуациях, когда супружество оказывается под угрозой, оно способно сделать человека лучше, и идёт на благо ему, а значит — и Творцу. То есть оно делает то, для чего и предназначено. То, ради чего человечество разделено на два пола.

Супружество — настоящая драгоценность, подлинное благо, счастье, жемчужина человеческих отношений. И надо делать всё для того, чтобы не выбросить эту жемчужину в грязь.

В завершение темы скажу несколько слов о том, без чего она не будет полной. Я имею в виду ревность.

Есть люди, которых ревность обижает, а есть и такие, которым она льстит, ибо они усматривают в ней свидетельство того, что их любят и ценят. Однако подобное восприятие часто есть просто плод большого самомнения, а ещё чаще — банальное самоутешение, чтобы не было так обидно. На самом деле в ревности нет ничего хорошего. В одних случаях она говорит о том, что один из супругов рассматривает другого как своё имущество, как вещь, которая не должна иметь собственной воли. Но это ревность в более широком смысле, могущая касаться не только супружеских отношений, а вообще любой сферы жизни. В тех же случаях, когда она касается именно супружеских отношений, она означает недоверие. Что такое это недоверие? Это либо сомнение в том, что супруг тебя любит, либо просто сомнение в его нравственности и честности. Проще говоря, если муж ревнует жену, если он предполагает, что ей нужны другие мужчины и что она может при случае ему изменить, то это означает, что он попросту считает её шлюхой. Если женщина вот так же ревнует мужа, то, значит, она считает его грязным кобелём. И это — брак? Это самый настоящий ад, где мучаются все, — и ревнивец, и ревнуемый. Ревность оскорбительна и мучительна, она может совершенно отравить жизнь обоим. Она может уничтожить брак не хуже, чем измена. Ведь где имеются такие подозрения и связанные с ними злость и обида, там вряд ли останется место для любви. А бывает и так, что ревность приводит к преступлениям, в том числе к убийствам. Ревность — зло, и результат её — зло.

Конечно, бывает и так, что она имеет под собой основания. То есть тот, кого ревнуют, в самом деле отличается, скажем так, нестрогостью поведения. Но тогда стоит ли вообще сохранять такой брак? Основа супружества — любовь. А если один изменяет другому, то вряд ли он его любит. По сути, он уже уничтожил их брак. И чем жить в обмане, — или еще хуже, в открытом циничном блуде, — лучше уж расторгнуть такой брак. По крайней мере, это будет честно, и освободит обоих от уже ненужных обязательств.

Однако чаще всего бывает так, что ревность взрастает на одних лишь сомнениях, подозрениях и домыслах. Это неправильно и недопустимо. Любимому человеку нужно доверять, причём доверять безоглядно. Нужно быть уверенным в том, что он никогда и ни при каких обстоятельствах тебе не изменит. Иначе какая может быть любовь, какое счастье? Опасность ревности в том и заключается, что она уничтожает близость между двумя людьми и разрушает брак даже тогда, когда для неё нет причин. То есть всё погибает напрасно. Лучшее средство против этого — полное доверие. Пока один из супругов не уличил другого в измене, он должен доверять ему. И он имеет право на такое же полное и безоглядное доверие с его стороны. Он должен быть совершенно уверен, что тот, кого он любит, не сочтёт его незаслуженно бессовестным изменщиком. Но при этом он должен делать всё, буквально в лепёшку расшибаться, чтобы оправдать такое доверие.

В целом можно сказать просто: нужно доверять друг другу, не ревновать без оснований и не давать оснований для ревности. Вот, собственно, и всё. Так просто в формулировке — и так непросто в исполнении.

Две эти темы — верность и ревность — неразрывно связаны, и потому правильно рассматривать их вместе. По сути, они являются двумя гранями одной и той же темы. А она, в свою очередь, является лишь одной из граней ещё более обширной темы, — темы супружества и семейных отношений вообще. Это целый ряд интересных и важных разговоров, которые, будем надеяться, у нас ещё впереди.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *