Просвещение, организация, возможности

Недавно мы говорили об общей концепции цивилизации, и пришли к тому, что если задачи человечества — познание, развитие и моральное совершенствование с целью внести свой вклад в эволюцию Вселенной, сиречь Творца, то задача цивилизации как совокупности достижений в разных сферах и созданных реалий жизни — обеспечить условия для этого. То есть человечество должно строить свою цивилизацию как среду, благоприятную для выполнения его задач. Как среду, в которой познание, развитие и моральное совершенствование смогут идти максимально успешно и эффективно. Пока что это не очень получается. Человек ставит себе другие задачи, — а если даже и верные, так сказать, технически, то подразумевает для них неверные цели. В результате цивилизация не может быть тем, чем она должна быть. Она оказывается выстроенной неправильно, больной. И вместо того, чтобы придти к достойной жизни и должным успехам, человечество ходит по кругу одних и тех же ошибок и проблем, и страдает много больше, чем могло бы. Оно, буквально, блуждает по кругам созданного им же самим ада. Могло ли быть иначе, если сам путь его развития явно повернул не туда? И как финальная точка этого процесса, впереди отчётливо вырисовалась угроза тотального самоуничтожения. Грустно и страшно это констатировать, — но такова наша сегодняшняя реальность.

Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, нужно изменить понимание человечеством самого себя, изменить его представления о собственных целях, — то есть, по сути, его представления о смысле собственного существования. Только такие глубокие изменения могут дать нужный эффект; изменения на уровне поверхностном будут косметическими и ничем существенно не помогут. Если корни дерева погружены в плохую почву, оно не будет здоровым, как бы красиво садовник ни подрезал ветки. Если говорить о цивилизации, то её нужно перестраивать на других основах.

Это входит в число задач, которые ставит перед собой Учение. Может возникнуть вопрос: а не слишком ли амбициозно? Если кто-то собирается решить подобную задачу быстро, изменить человеческую цивилизацию в сжатые сроки, — тогда да, слишком амбициозно. И невыполнимо. Но мы сознаём всю грандиозность и сложность задачи, и понимаем, что это займёт десятки и сотни лет. Предстоит огромная работа. Кроме того, нужна основа, на которой будет выстраиваться обновлённое здание человеческой цивилизации. Такая основа у нас есть: это само Учение как система взглядов, его видение картины мира и места в этом мире человека, человеческого предназначения.

Собственно, с этого и надо начинать. В нашем пространстве, в пространстве Учения, важнейшее значение придаётся познанию. Познанию мира, себя, себя в мире. Поэтому одной из основ общества, строящегося по Учению, будет то, что можно назвать просвещением, в широком смысле этого слова.

Кто-то скажет: «Ну и что тут нового? Всё это началось ещё в XVIII столетии, и с тех пор все люди стали достаточно просвещёнными. Поголовная грамотность, школьное и высшее образование, начитанность и так далее. Чего ещё не хватает?». Я отвечу: всё не совсем так. Во-первых, далеко не везде в мире всем доступно даже школьное образование, не говоря о высшем, и не все даже просто умеют читать. Трудно поверить? Это потому что кое-кто слишком привык к хорошему. Мир вовсе не так благоустроен, как кажется. Во-вторых, а так ли много даёт школьное образование? Через несколько лет после окончания школы многие ли помнят то, чему их учили? Да, благодаря ей все умеют читать, писать, знают простой счёт, получают какие-то знания о мире. Но сколькие вспомнят что-нибудь существенное из школьного курса физики, химии, алгебры, геометрии, биологии, географии, астрономии и прочего, — и даже из правил родного языка? Преподают много, сложно и нудно, стараются нагрузить ученика огромным количеством знаний, — но, в основном, без толку. Люди помнят, причём далеко не всегда, лишь то, что было в числе любимых предметов, и то, что в дальнейшем оказывается связанным с их родом деятельности. Остальное часто исчезает, словно и не было. В-третьих, лучшие времена начитанности, кажется, уже прошли. С появлением Интернета она пошла на убыль, — хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Широчайший доступ к качественной информации, научной и художественной литературе, и так далее… Однако для того, чтобы с начитанностью всё было хорошо, качественного продукта мало. Нужно ещё желание, умение и привычка его потреблять. А для этого необходимо соответствующее воспитание, соответствующие жизненные цели и жизненная позиция. Нужна культура восприятия знаний и их потребления. Ну а блоги, соцсети, комменты, различного рода дилетантская и просто глупая писанина, выдаваемая за познавательные и образовательные материалы, коей море безбрежное, плюс хохмы, новости и пропаганда, — всё это отнюдь не формирует начитанности. Оно лишь создаёт в голове помойку. А ведь это и есть круг чтения среднего Интернет-пользователя. Того самого бывшего школьника, о котором шла речь в предыдущем пункте. Или не бывшего, а нынешнего. Он жадно впитывает всё это вместо школьной программы. Хотя читающих много, начитанных, увы, всё меньше.

В нашем пространстве получение и распространение знаний будет одной из основ жизни. Знания — это, прежде всего, фактор воспитания. Человеческая личность строится на них. В каком мире ты живёшь? Что такое человек? Кто ты сам? В чём смысл твоей жизни? Чего ты хочешь? Как этого достичь? Какие качества тебе необходимы, и зачем? Что хорошо и правильно, а что плохо и неправильно, и почему? Что и как делать, чтобы твоя деятельность шла на пользу обществу, а не во вред? Куда и зачем идёт человечество? И ещё множество других вопросов. Получая ответы на них, ребёнок формируется как личность. И качества личности во многом будут зависеть от этих ответов. Но ответы нужны и взрослому человеку. Ведь процесс воспитания и самовоспитания, как и процесс познания, продолжается всю жизнь.

УЕХ — обширное и глубокое мировоззрение, у него есть ответы на важные вопросы. Потому существенной частью просвещения будет преподавание Учения. Однако нужно понимать, что оно — не религия, которая ввиду самой своей сущности, скажем так, плохо сочетается с наукой. Учение, наоборот, полностью принимает научный подход и считает науку естественным и действенным средством познания мира. Собственно, именно научной картины мира оно и придерживается. Само оно предлагает знания о том, что науке пока ещё неизвестно, что пока ещё недоступно научным исследованиям. Плюс вносит моральный аспект. Наука и Учение дополняют друг друга. Поэтому Учение ратует за научные исследования и распространение научных знаний. Соответственно, в нашем пространстве будет придаваться не меньшее, а то и большее, чем сейчас, значение как самой науке, так и преподаванию научных дисциплин. Как будет поставлено само преподавание, как, вообще, будет организовано образование, — вопрос отдельный, требующий отдельного обсуждения. Образование должно быть более доступным и эффективным. Будут разрабатываться новые учебные программы и методики.

В цели Учения входит сделать каждого человека достаточно образованным, обладающим хорошим кругозором и умеющим применять полученные знания на пользу людям и миру. Без этого не получится ни создать по-настоящему благополучное общество, ни переформатировать нашу больную цивилизацию, ни направить человечество на путь выполнения им своего предназначения во Вселенной. Знания о человеке, мире, Вселенной служат как отправной точкой этого пути, так и средством движения по нему.

Знания — величайшая ценность. Но они ценны не сами по себе, а благодаря тому, что их можно применить. Они лежат в основе всего; даже ложку не получится поднести ко рту, если не знать, как ею пользоваться. Они должны быть применяемы на практике, правильно и с пользой. Человек с хорошим образованием и кругозором не просто развивается умственно, духовно, морально, но ещё и должен иметь возможность воплотить свои знания в поступки в конкретную деятельность. В деятельность, которая будет полезным вкладом в жизнь общества, которая поможет построению здоровой цивилизации, поможет общему развитию человечества и выполнению его предназначения. Да, человек может и должен мыслить такими широкими категориями; для него это нормально. Воспитание, получение знаний, образование, кругозор, — всё это должно помочь ему научиться смотреть на мир вот так, масштабно, и понимать такие вещи. Учение ставит себе задачей воспитание именно такого человека, — знающего, мыслящего широко, понимающего цели человеческой цивилизации и общее благо, стремящегося и умеющего внести в это свой вклад. Воспитание просвещённой, моральной и деятельной личности, не замыкающейся на мелких личных интересах и выгодах, а стремящейся целеустремлённо и творчески работать в команде под названием «Человечество».

Для того, чтобы люди могли быть такими, чтобы они могли трудиться, реализовывать свой потенциал, должны создаваться благоприятные условия. Даже самый распрекрасный и умнейший человек мало что сможет сделать, если ему связать руки и вырыть на его пути ямы. Мало давать людям знания: нужно давать возможность эти знания применять. Поэтому ещё одним приоритетом в обществе, построенном на принципах Учения, будет создание условий не только для всестороннего развития человека, но и для его деятельности. Если просвещённый человек стремится что-то делать для мира и людей, то нужно обеспечить ему такую возможность. Нужно это организовать.

В свете всего вышесказанного можно прорисовать следующую взаимосвязь. Человечество должно развиваться, оно должно выполнять своё предназначение, а его цивилизация должна быть благоприятной средой для этого. Чтобы выстроить такую цивилизацию и достичь таких целей, люди, прежде всего, должны знать и понимать, кто они, для чего они существуют, какими нужно быть, чтобы достигнуть главных целей человечества, как устроен мир, что можно для него сделать и как это делать. А чтобы действительно это сделать, чтобы реализовать возможности, нужно уметь всё организовать. От организации личной жизни и быта до устройства общества и государства, от организации выполнения отдельных проектов в разных отраслях и сферах деятельности до организации проектов общечеловеческих, планетарного, а впоследствии и ещё большего масштаба. Тогда одни возможности, воплощаясь в жизнь, будут порождать другие возможности. Тогда человечество будет двигаться вперёд, развиваться, выводить свою цивилизацию на новые уровни и быть тем, чем оно должно быть для Вселенной.

Просвещение, организация, возможности. То, чему в нашем пространстве, то есть в обществе, построенном на принципах Учения, будет придаваться особое значение и уделяться особое внимание. То, без чего это общество просто не сможет существовать. То, что жизненно необходимо человечеству для его дальнейшего успешного развития.

***

Много ли я сказал в этой статье, много ли объяснил? Да почти ничего. Одним штрихом обозначил некоторые важнейшие приоритеты, и всё. Это ведь не одна тема, а множество, — и все грандиозные по масштабам. Тут ещё говорить, говорить и говорить, рассказывать, объяснять, ставить вопросы, искать ответы, моделировать, обосновывать и обсуждать. Целый океан, на берегу которого мы сейчас стоим. Здесь я хотел всего лишь бросить на него беглый взгляд, чтобы и ещё раз ярче ощутить самому, и, если получится, помочь ощутить вам, какой простор нам предстоит осваивать, задачи каких масштабов и какого разнообразия предстоит решать.

Мы находимся в самом начале пути построения общества по Учению. Делаем первые шаги к этому. И один из них состоит в том, что мы должны представить людям Учение, рассказать им о нём. Не только о его картине мира, — об этом, к слову, написано уже довольно много, — но и о том, чего от него ждать. Да, такая формулировка вполне подходит, ибо отражает суть вопроса. Если Учение позиционирует себя как будущее мировоззрение всего человечество, если оно говорит, что общество в перспективе будет основано на его картине мира и его принципах, то оно должно рассказать, каким будет это общество, и объяснить, почему именно таким. Ведь нашим потомкам жить в нём. Оно, вообще, привлекательно или нет?

Эта статья показывает несколько его черт, — черт очень важных, во многом определяющих его специфику. Ну и дальше мы будем касаться разных аспектов. Будем набрасывать штрихи, которые будут складываться в ясные линии, которые однажды сложатся в чёткий портрет. Портрет нашего с вами будущего. А насколько привлекательным он окажется, каждый сможет судить сам.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *