Отношение к вещам по Учению

Нуждаемся ли мы в вещах? Или скажем так: нуждаемся ли мы в них настолько, насколько принято считать? Ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Есть те, кто глубоко убеждён, что человеку нужно очень мало: простейшая одежда (иные считают, что и она не нужна), да что-нибудь поесть. Идея очень привлекательная, — я говорю это без малейшей иронии, и многие со мной согласятся. Человек может так жить. Но… Его задача заключается не в том, чтобы просто жить. Он может в таких условиях измениться к лучшему. Но… Его задача также и не в том, чтобы только стать лучше. Он должен что-то делать для людей, он должен сделать лучше мир. А для этого уже нужны возможности и инструменты. Чем бы ты ни занимался, тебе без них не обойтись. К тому же, цивилизация продолжает развиваться. Пусть не идеальным образом, пусть с ошибками, перегибами и провалами, но продолжает. И она должна продолжать развиваться. Путь человечества ведёт в космос, — а для этого нужна техника соответствующего уровня, которая не может разрабатываться без сопутствующих отраслей человеческой деятельности, для которых необходим инструментарий, вещный арсенал. Живя аскетами по лесам, других планет не достигнешь. Так что хотя идея аскетичного минимализма красива и смотрится благородно, она является тупиковой. Так можно (и даже полезно) пожить некоторое время, ради приобретения важного опыта и чтобы получить прививку от вещизма, — но если бы так решили жить все и постоянно, это стало бы концом человеческой цивилизации.

Вещизм — противоположная крайность. Это психологическая зависимость от вещей, чрезмерная убеждённость в их самоценности и нужности, болезненная тяга к ним, к их приобретению и накоплению. Человек, подверженный этой страсти, являет собой горестное зрелище. Он уязвим, ибо испытывает боль и потеряв что-то, и просто не получив. Он служит вещам, готов ради них идти на жертвы, надрываться, тратить не только деньги, но время, нервы, здоровье. Вещи имеют для него большее значение, чем люди. Причём вещи сами по себе, безотносительно к их реальной необходимости. Они придают ему уверенность, а зачастую и статусность, — естественно, в среде ему подобных, где не только встречают, но и провожают по одёжке. Ради вещей он готов совершать некрасивые поступки и нарушать закон. Можно сказать, что такой человек становится заложником и, в каком-то смысле, жертвой вещей, которые пожирают его и хоронят заживо. У тех, кто понимает всё безобразие такой ситуации, она вызывает, как минимум, сожаление, а как максимум — отвращение. И именно это порой вызывает обратную реакцию — то самое желание отказаться от вещей вообще. Перегиб порождает перегиб. Но в нынешнем обществе потребления уверенно побеждает вещизм.

Однако совершенно ясно, что вещи необходимы. Без них человечество не сможет развивать свою культуру, технический прогресс и другие сферы жизни. Просто нужно стараться относиться к вещам правильно. В данном случае «просто» — это фигура речи. На самом деле всё далеко не так просто. Чтобы научиться правильно относиться к вещам, необходимо довольно серьёзно поработать над собой. И начать с того, чтобы принять и усвоить один не столь уж очевидный факт: вещи являются живыми.

Сама Вселенная — живое существо. И в организме этого существа по определению не может быть ничего неживого. Так называемой «неживой природы» не существует. Живыми являются камни, металлические самородки, горы, водоёмы, вообще любые природные объекты и образования. В них содержатся частицы Духа, у них есть души в виде энергетических сущностей (элементалов), обладающих определённой степенью разумности. То же самое относится и к объектам, созданным искусственно, — так называемым артефактам.

Все вещи, окружающие нас, представляют собой не просто предметы, а форму жизни. Они создаются из живых материалов, переработанных когда больше, когда меньше. И первое, что надо усвоить, — это то, что в своём повседневном быту мы окружены не просто кусками металла, дерева, пластика, ткани и т.д., а живыми существами. Это относится ко всему, от пуговицы до небоскрёба, от крошечной шестерёнки в механических часах до гигантского нефтяного танкера. Всё это можно и нужно выделить в особую категорию, — нечто вроде искусственно созданной полуразумной фауны. У животных, растений и природных объектов имеется то, что мы называем «пассивным разумом», и вытекающие из него инстинкты. То же относится и к вещам. И это второе, что необходимо усвоить: всё, что нас окружает, является не только живым, но и по-своему разумным. А коль скоро оно наделено разумом и инстинктами, то это уже говорит о некой внутренней жизни, более или менее активной и разнообразной. Из чего непреложно следует, что вещи наделены чувствами. Пусть не такими яркими и осознанными, как наши с вами, — но тем не менее. И это третье, что необходимо усвоить.

В итоге картина, которую мы видим, кардинально меняется. Мы жили в мире мёртвых предметов, которыми можно было распоряжаться и которые можно было использовать и выбрасывать, не задумываясь о них самих. А теперь мы окружены жизнью, бок о бок с нами обитают думающие, чувствующие и чего-то хотящие существа, к которым, в связи с этим, и относиться нужно иначе. При этом ничто вокруг нас на самом деле не поменялось. Изменились мы сами. Потому что стали больше понимать.

Теперь уже нельзя относиться к вещам холодно и равнодушно. Но нельзя относиться и так чрезмерно внимательно и трепетно, как относятся люди, подверженные вещизму. То есть нельзя терять голову и превращаться в своего рода наркомана. Нужно относиться к ним хорошо, любить их, — как и вообще всё, что нас окружает, — понимать, что у них есть свои чувства, желания и цели, и относиться к этому с чуткостью и уважением. Да, наши вещи имеют право на чуткость и уважение. Как и любые живые существа.

А вот что у них за желания и цели? Какие, вообще, цели могут быть у предмета, созданного человеческими — возможно, даже моими собственными — руками? Хороший вопрос. Тут-то и скрывается принципиальное различие между вещами и природными объектами.

Последние существуют параллельно с человеком и во взаимодействии с ним, но при этом они сами по себе. Они существовали, когда людей ещё не было, и продолжат существовать, когда людей уже не будет. У природных объектов свои эволюционные задачи, — и это их цели. Желания же их сводятся к тому, чтобы должным образом выполнить своё предназначение. Желания искусственно созданных предметов, вещей, сводятся к тому же. А вот задачи у них другие. Задача любой вещи — послужить человеку. Она создаётся для этого, и в этом состоит её предназначению. Благодаря предназначению, вещь получает право на существование, право на жизнь (как и всё остальное, и человек в том числе). Вещь знает, для чего она создана, понимает своё предназначение, и очень хочет его выполнить. Это как изначально заложенная программа, возникающая автоматически, при создании вещи; а стремление выполнять свою функцию — главная директива, из которой вытекает всё остальное.

Вещь — прирождённый слуга, который хочет быть полезным хозяину. Счастье вещи состоит именно в этом, она стремится с этому. Однако и к слуге можно относиться по-разному. Мы знаем примеры, когда слугами помыкают, презирают их, ни во что не ставят и не берегут. Словом, относятся так, словно имеют дело с чем-то бесчувственным, неживым, и просто бросовым. Но относиться можно и по-другому. Со вниманием, бережением, уважением и благодарностью. Так же следует относиться и к вещам. У них есть чувства. Они живут ради человека, стремятся ему служить, — и при этом хотят видеть с его стороны понимание и доброе отношение к себе. Откуда берётся такое желание у предмета? От Природы. В ней существует такое понятие, как естественная справедливость, которая заключается не только в принципе «Каждому — своё место и строгая цепочка причин-следствий», но и в том, что на добро нужно отвечать добром. Это нормально. Это идеальное сотрудничество, дающее всем возможность жить и дающее Вселенной возможность развиваться. Благодарность нормально испытывать даже по отношению к тому, кто делает для тебя что-то по обязанности. Это есть в людях, — и проявляется в тех, кто ещё не забыл, что значит «вести себя по-человечески». Заложено это и в вещи. Они знают свои обязанности — но знают и свои права. Они знают, что могут рассчитывать на благодарность, уважение и бережное отношение. Возможность служить человеку плюс доброта с его стороны — вот всё, что им от нас нужно. И тут следует не без горечи признать, что в этом отношении вещи оказываются лучше некоторых людей.

Из понимания того, что они собой представляют, — живые, чувствующие существа, желающие служить человеку и ожидающие от него доброты, — вытекает желание правильно к ним относиться. Хотя само такое понимание представляет сложность. Очень непросто столь кардинальным образом изменить свой взгляд на то, что тебя окружает и что ты всегда считал совсем не таким. К подобным изменениям в восприятии нужно привыкать, и для этого требуется время. Нужно учиться видеть в вещах то, чем они являются на самом деле. И приучать себя правильно вести себя с ними на практике.

Не нужно им поклоняться, как делают страдающие вещизмом люди. Но не следует и относиться к ним пренебрежительно. Как же наладить нормальные взаимоотношения с вещами? Пусть такая формулировка никого не удивляет. С вещами можно и нужно налаживать отношения, как с любыми живыми существами. А что будет, если этого не делать? Могут ли отношения быть испорчены? Можно ли поссориться с вещами? По логике, нечто подобное должно быть возможно, ибо взаимоотношения подразумевают реакцию с обеих сторон. Так и есть. Вещи на самом деле не индифферентны. Когда кто-то не участвует в общении или в какой-нибудь деятельности, а просто присутствует, о нём говорят, что «он здесь для мебели». Однако это несправедливо по отношению к мебели. На самом деле у вещей есть реакции, и они участвуют в повседневной жизни не только как объекты, но и как субъекты.

Если человек относится к вещам неуважительно, грубо, пренебрежительно и не бережно, они ощущают огорчение, и между ними и таким хозяином наступает, так сказать, охлаждение отношений. Они перестают очень стараться быть полезными. Здесь интересно вот что. Обычно вещи стараются, и мы, даже не зная об этом, не замечаем, воспринимаем это как норму. Когда же они перестают стараться, или даже начинают противиться, ситуация ощутимо меняется. Они могут начать падать из рук или вообще теряться. Одежда может рваться в ситуациях, абсолютно этого не предполагающих. Бытовая техника может выходить из строя чаще, ломаться или просто отказывать без видимых причин. Порой можно неожиданно наткнуться на что-то и удариться, или обычный кухонный нож может внезапно вывернуться в руке и полоснуть по пальцу. Почему всё это происходит? Можно сказать, что это происходит тогда, когда вещи обижаются. В них заложено ощущение естественной справедливости, — и когда в ответ на своё доброе отношение, верную службу и стремление позаботиться о хозяине они видят неблагодарность, пренебрежительное и грубое отношение, им обидно. Тогда энергетика в доме начинает меняться в худшую сторону, и может начать происходить всё то, о чём было сказано. И наоборот — если человек относится к своим вещам хорошо и заботливо, они стараются для него как могут. Не портятся и не ломаются даже тогда, когда должны бы. Легче чинятся. Нужная вещь как бы сама попадает под руку. Они даже оберегают хозяина от несчастных случаев, — хотя он этого и не замечает. Как это происходит — уже другой вопрос, в который мы не будем вдаваться. Ну а для большей понятности я сравню эти отношения с отношениями человека и собаки. Если хозяин о ней плохо заботится, бьёт и т.д., она начинает огрызаться в ответ и может укусить. Если же он относится к ней хорошо, заботится, лечит, ласкает, она служит ему как может, изо всех сил, и умрёт, защищая его. Нормальная реакция живого существа. А вещи — живые. Просто не выглядят такими активными, как собака. Но принципы взаимоотношений с человеком, по большому счёту, те же.

Итак, что же нужно для того, чтобы иметь со своими вещами нормальные отношения? Здесь можно сформулировать несколько основных правил.

Во-первых, стараться не забывать о том, что они живые. Если ты относишься к ним как к живым существам, они это ощущают и знают по тому, как меняется энергетика при твоих контактах с ними. А она меняется, — потому что меняются твои эмоции. К живому отношение иное, нежели к неживому. Для вещей очень важно, чтобы их воспринимали объективно, — то есть видели в них то, чем они являются на самом деле. Поэтому уже одно признание их живыми очень располагает их к человеку. В этом они видят возможность более успешного выполнения предназначения, и очень радуются.

Во-вторых, беречь их. Не в том смысле, чтобы не использовать. Как раз наоборот: они хотят работать, в этом их жизнь. Вещь, годами лежащая без дела, ощущает себя несчастной. Тут будет кстати сделать вот какое замечание: человек, занимающийся накоплением вещей, делает их несчастными, даже если любит, — ведь они, по большей части, не используются. Это как лишить прирождённого музыканта возможности играть. Его жизнь будет сломана. Поэтому лучше иметь только те вещи, которые действительно нужны, которыми ты пользуешься. Это даст и параллельный положительный эффект: поможет воспитать в себе скромность, непритязательность, поможет научиться не быть зависимым от того, что тебе на самом деле не нужно. Ну а беречь — значит не портить напрасно. Вещь согласна со временем износиться или сломаться во время работы. Она знает, что смысл её существования сопряжён с такими моментами, и заранее принимает это. Но испортиться из-за небрежного хранения или, скажем, сломаться из-за безответственного использования, — это для неё горе, это нечто, что хуже смерти. Вещи тоже страдают. Поэтому их нужно беречь, содержать в порядке, хранить должным образом, использовать правильно и аккуратно. Они оценят заботу.

В-третьих, стараться использовать каждую вещь по её назначению. Ведь для неё смысл жизни — делать именно то, для чего она создана. Именно в назначенной роли она наиболее эффективна, а её энергетика оптимальна. Книгу надо читать, а не использовать как подставку для чего-то, ножом надо резать, а не использовать его как вилку или проводник для замыкания контактов, и так далее. Правильное целевое использование вещей поможет и человеку дисциплинировать себя, приучить к порядку. Правда, есть вещи, которые лучше бы никогда не использовались по назначению, — например, оружие. Оно тоже хочет работать. Но это не его вина, и ни в коем случае не сознательная кровожадность. Это вина людей, которые изобретают специальные приспособления для убийства друг друга. И оружие — тот тип вещей, о котором можно сказать: пусть оно лучше лежит без дела, даже если оно от этого страдает.

В-четвёртых, не стесняться хвалить и благодарить вещи за то, что они полезны. Для вещи, как и для той же собаки, благодарность и похвала хозяина — большая радость. Конечно, если они искренни. Вещь чувствует отношение, ей приятно. Если бы она могла, она бы замурлыкала, как кошка, которую приласкали. Поэтому не стыдитесь благодарить ваши вещи за то, что они есть и старательно служат вам. При этом можно погладить вещь, а можно и так. Можно произнести добрые слова вслух, в голос или шёпотом, а можно и мысленно: вас услышат. Главное, чтобы это было от души. И в ответ вы получите импульс душевного тепла. Да: на душевное отношение способны и вещи, когда ты к ним с душой. Сюда же относится и уважение. Не нужно пренебрежительно швырять вещи, не нужно кричать на них и ругать их, — особенно если это у тебя самого руки не оттуда растут или если ты просто берёшься за то, чего не умеешь. Вещи нужно не упрекать, а благодарить, — потому что они относятся к своему делу ответственнее, чем люди, не ленятся, не филонят, не торгуются и не щадят себя. У них можно поучиться целеустремлённости и трудолюбию, — и поблагодарить ещё и за науку.

В-пятых, нужно уметь правильно выбросить вещь, когда она пришла в негодность или сломалась. Не вышвыривать с презрением, в стиле «Пошёл вон, ненужный хлам!». Вещь служила тебе, износилась или, так сказать, погибла при исполнении служебного долга. Имей уважение. Она знала, что в итоге будет выброшена, и понимала, что это нормально. Но даже выбрасывая, поблагодари её в последний раз; пусть она напоследок почувствует, что её ценили и что о ней сожалеют. Это последнее, чем ты сможешь отплатить ей за её службу. Тут можно возразить: «А зачем? Ты же её всё равно выбрасываешь. Для чего стараться сохранить хорошие отношения?». А затем, что быть благодарным за добро — это по-человечески. Ты провожаешь вещь с благодарностью и уважением не потому, что это от тебя требуется сейчас, а потому, что ты так относился к ней и раньше. Такое прощание — естественное завершение нормальных, взаимно добрых отношений. И что ты за человек, если не понимаешь этого, в то время как даже вещь понимает?

На эту тему можно было бы сказать и больше, — но и перечисленные правила очень помогут научиться правильно сосуществовать с вещами. Ведь вещи — часть нашей реальности, часть мира, в котором мы живём. Нужно понимать то, что нас окружает, понимать его предназначение и уметь с ним нормально сосуществовать. И когда мы видим самих себя в таком зримом и понятном контексте, то можем понять что-то новое и о себе. Мы познаём себя, познавая мир. Как в том смысле, что яснее видим своё место в нём, во всеобщей системе переплетающихся взаимовлияний, так и в том смысле, что можем анализировать свои реакции на те или иные реалии и делать из этого выводы о своих личных качествах. Отношения с вещами — богатое поле для таких исследований. А ещё, перефразируя классика, — мы в ответе за тех, кого создали. В данном случае не «за то», а именно «за тех». Ведь они живые. Не просто предметы, а существа.

В заключение добавлю следующее. Мы — люди, и для нас жизненно важно понять, что значит «быть человеком» и «поступать по-человечески». И уж если даже с вещами естественно обращаться так, как было описано выше, — с добротой, бережением, уважением и благодарностью, — то как нас можно назвать, если мы не обращаемся так же с людьми? Как же мучительно стыдно нам должно быть за это… И, может быть, научившись по-человечески относиться к вещам, кто-то научится по-человечески относиться и к людям. Пусть он пройдёт вот таким кружным и длинным путём, но в итоге всё же придёт к тому, к чему нужно придти. К чему же? К тому, к чему должен придти каждый. К себе как к настоящему человеку в реальном мире.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *