Личность по Учению

Что такое личность? Вопрос философский. Но в то же время и практический. Потому что мы все — личности, и нам приходится жить среди личностей, которые нас окружают, иметь с ними дело каждый день. Так что это вопрос и о людях, которые рядом, и о себе самом. Мало найдётся вопросов более актуальных.

Начиная этот разговор, условимся, что в его контексте будем под терминами «личность» и «индивидуальность» подразумевать одно и то же. Пусть нюансы значения имеются, особенно если хорошо поискать, — мы не станем этим заниматься. Чтобы понять суть явления, нам понадобятся оба термина в их обобщённом значении.

Начнём как раз с индивидуальности. Само понятие «индивидуальное» подразумевает, что есть общее. Если общего нет, то индивидуальное теряет смысл, просто исчезает, — ведь оно становится собой только в отделении от общего и на фоне общего. Перед нами индивид, человек. По отношению к чему он является индивидуальностью? По отношению к какой общности? Ответ, вроде бы, на поверхности. И более того: он уже, фактически, прозвучал. По отношению к обществу. Тем не менее, что-то здесь не стыкуется. Вот если взять толпу людей, они будут единым целым? Нет. Это будет группа индивидуальностей. Они никогда не соединятся до такой степени, чтобы быть единым целым в полном смысле слова, — даже если будут внешне похожи, будут иметь одни и те же убеждения, сходные мысли и чувства. Это всё равно будет масса пусть и компактная, но состоящая из отдельных частиц, и кажущаяся полностью слитной только с отдаления. Общество может быть единым только в определённой мере. Нельзя сказать, что индивидуальность отделилась от этой общности, — так как она и так отдельна, изначально. Отдалилась, увеличив дистанцию между собой и другими индивидуальностями, — да. Но не отделилась. Это лишь кажется отделением, потому что работают определённые стереотипы.

То же самое будет справедливо по отношению к любой человеческой общности, — семье, нации, группе единомышленников и т.д. Всё это общности, состоящие, так сказать, из уже готовых индивидуальностей, из отдельных личностей. Значит, ту общность, по отношению к которой индивидуальность становится таковой при отделении от неё, следует искать на более глубоком уровне.

На каком? Что это за общность? Ответы могут быть разными, в зависимости от мировоззрения отвечающего. Мы подходим к вопросу с позиций Учения, и дадим тот ответ, который предлагает оно.

Согласно Учению, такой общностью является Дух. То, что мы называем душой Творца, содержащей в себе его разум, его личные качества, его несовершенства и прочее. То есть, по сути, его личность. Творец преобразовал себя во Вселенную, чтобы пройти путь самопознания и самосовершенствования и выйти на новый уровень своей эволюции. И главную роль в этом играют разумные существа, — те, кого мы называем осознающими. Такие, как люди. Далее мы будем говорить о человеке, имея в виду, что примерно то же самое относится ко всем осознающим Вселенной.

В каждом человеке содержится частица Духа, то есть частица личности Творца. Именно она является основой человеческой личности. Частица Духа выделяется из общности, где она была слита с другими частицами, — точнее, там они ещё не были таковыми, а были единым целым, так что говорить о частицах в этом смысле будет не совсем корректно, — и обретает индивидуальность. Можно сказать, что личность человека — это частица личности Творца, ушедшая в свободное плавание. Она сохраняет связь с другими обособившимися частицами и со всем Духом в целом, но при этом обретает свою собственную свободу воли и может развиваться по своему собственному сценарию.

Человек живёт не единожды. Он рождается, умирает, и рождается вновь. Однако умирает в привычном смысле слова, т.е. прекращает своё существование, только физическое тело. Личность же по истечении должного срока рождается в новом теле. Об этом говорят как о реинкарнации, или как о переселении душ, подразумевая, что душа и есть то, что является носителем личности. Если не начинать сейчас спорить о терминах и уточнять их, то с этим можно согласиться. Итак, душа переходит из тела в тело. Но каждый когда-то жил в первый раз. Что тогда произошло? Из мира Духа выделилась частица Духа и обрела своё первое тело. Так появилась новая индивидуальность, новая личность. В такой личности проявляются положительные качества Творца, а также его несовершенства, принявшие форму тех или иных отрицательных человеческих качеств, пороков. Как формируется этот набор, сказать трудно, — да сейчас это и неважно. Главное, что появляется новая личность с присущим именно ей набором, так сказать, базовых характеристик. Она появляется в уникальных условиях, — в сочетании места, времени и окружения, которое не повторится больше никогда, ни для одной другой личности. Всё это сразу делает её уникальной и неповторимой. И это только начало. Далее ей предстоит развиваться, обретая всё большее своеобразие.

С каждым рождением человек приобретает всё новый и новый опыт, — причём, опять же, такой, которого не может получить больше никто, нигде и никогда. Опыт одной жизни накладывается на опыт другой жизни, и снова, и снова, в результате чего возникает всё более сложное и оригинальное сочетание. В то же время изменяется, так сказать, внутренняя карта морального состояния. Идёт борьба с недостатками и пороками, — она идёт всегда, так или иначе, более или менее успешно, — какие-то из них удаётся изжить, другие потеснить, хотя бы немного. Вырабатываются положительные качества, приходя на смену отрицательным. Это тоже происходит уникальным образом, для каждой личности немного по-своему, что опять добавляет оригинальности.

Поэтому каждая личность по-настоящему уникальна и неповторима. Второй точно такой же во Вселенной не было, нет, не будет, и быть не может. Сколь бы большим ни было сходство между двумя людьми, — по внешности, характеру, привычкам, мышлению, убеждениям и чему угодно ещё, — они не будут полностью одинаковыми. Каждый человек является единственной в своём роде личностью, воплощением одного из бесконечного разнообразия возможных вариантов. Он оригинален и по своему бэкграунду, который накапливается в течение проживаемых жизней, и по тому, что он собой представляет по итогу, в жизни текущей.

Поэтому не нужно бояться утратить свою индивидуальность. Для многих это превращается в психологическую проблему, и они начинают стараться всячески, порой очень странными способами, подчеркнуть, что они не такие, как все. Напрасные заботы. Уж о чём-о чём, а об этом точно можно не беспокоиться. Ты и так не такой, как все. И даже если бы ты захотел стать таким, тебе бы это не удалось. Личность не может утратить свои индивидуальные особенности, не может стать доскональной копией другой личности, не может ни с кем слиться в единое целое. По крайней мере, сейчас. О том, при каких условиях слияние становится возможным, будет сказано ниже.

Итак, вернёмся к вопросу, с которого начинали. Что такое личность? Человеческая личность — это частица личности Творца. Вот то, что необходимо ясно понимать. Частица личности Творца, существующая практически автономно, накапливающая уникальный оригинальный опыт и становящаяся под влиянием этого опыта своеобразной, отличной от всех других и неповторимой. Что из этого следует? А то, что человек — на самом деле больше, чем человек. К нему нельзя относиться как к низменному существу, ничего собой не представляющему. Это не просто тело и животные инстинкты. Это частица Творца, которая «обросла» человеческими качествами и чертами, очеловечилась. Но будучи уже человеком, она в то же время продолжает оставаться частицей Творца, — тем самым Духом, лежащим в основе человеческой личности.

Получается, что личность имеет как бы два уровня. На поверхности это человек, а в глубине — Творец. Творец, обретший множество лиц, характеров, биографий. И на время забывший, кто он на самом деле.

Но если так, почему же тогда человек часто ведёт себя как низменное существо, на которое и смотреть-то бывает противно? Потому что в человеке проявляются несовершенства Творца, принимая форму пороков. Так над ними можно работать, исправлять их, переплавлять в положительные качества. И весь опыт, накапливаемый жизнь за жизнью, служит этому. Человек постепенно познаёт мир, всё лучше понимает его, а также и себя, научается отличать добро от зла, научается предпочитать добро злу, и исправляет свои внутренние изъяны, — сиречь ту долю несовершенств Творца, которая ему досталась. Так сам Творец познаёт себя и совершенствуется. Так и было задумано.

Если говорить о его самопознании, то можно сказать, что каждая уникальная личность — это новый ракурс, с которого Творец смотрит на себя, изучает себя. Ни один из ракурсов не повторяется, с каждого из них Творец видит в себе что-то новое, чего никак и нигде больше не увидит. Во Вселенной колоссальное количество разумных существ, осознающих. Их было много, их много сейчас, и будет ещё больше. Каждое из них — новый взгляд Творца на себя, новые знания, новое понимание. Благодаря этому он может познать себя столь глубоко, изучить столь детально, что это трудно представить. И именно ради такого познания и ради совершенствования, которому оно служит, Творец преобразовал себя во Вселенную. Для того, чтобы разделяться на бесчисленное количество личностей, рассматривать себя с бесчисленных ракурсов, изучать себя детально и совершенствовать себя через совершенствование каждой своей частицы.

Каждая личность бесценна. Во-первых, она имеет — или будет иметь в будущем, если она только что пришла в первое рождение — по-настоящему уникальный и неповторимый опыт, и может показать Творцу то, чего больше никто не покажет. Во-вторых, только она, и никто другой, может сделать совершеннее ту частицу души Творца, которую она несёт в себе. А пока не станут совершеннее всё частицы, Творец не сможет взойти на новую ступень своей эволюции и испытать новое преображение. Иначе говоря, судьба Творца зависит от каждой личности, будь она человеком или иным осознающим. Именно тогда, когда личность перестаёт быть просто частицей Духа и обретает индивидуальность, она обретает и такое огромное значение. Частица Творца, принявшая облик человека, в определённом смысле оказывается даже важнее, чем просто частица Творца.

Когда я говорю, что личность бесценна, сразу возникает мысль о потере. Ведь когда что-то имеет ценность для нас, мы это бережём, не хотим утратить, не хотим, чтобы оно погибло. Однако в данном случае акцент нужно делать на другом. Потому что личность погибнуть не может. Она бессмертна. Умирает и исчезает физическое тело, которое представляет собой инструмент, позволяющий личности жить и действовать в мире материи. Утратив его, она сохраняет свою духовную сущность, а также энергетику, — то, что мы, по аналогии с физическим телом, называем энергетическим телом. Его уже невозможно убить или уничтожить как-то ещё, — ни в мире материи, где человек обитал до смерти материального тела, ни в мире энергии, где он пребывает между рождениями. Личность продолжает существовать, только уже в своей энергетической ипостаси. Таким образом, сколько бы раз ни погибало тело, личность продолжает жить, познавать, накапливать опыт, совершенствоваться. Поэтому о потере в данном смысле говорить не приходится.

Однако потеря может иметь и другой вид. Если рядом с вами находится прекрасный человек, который вас любит (не обязательно в смысле влюблённости), а вы не обращаете на него внимания, не замечаете его и не цените, — разве это не самая настоящая потеря? Для вас его не существует. Он словно умер, или даже не родился. А если бы он для вас существовал, если бы вы его увидели и ответили ему таким же отношением, ваша жизнь, да и его жизнь тоже, могла бы стать гораздо богаче эмоционально и духовно, лучше, счастливее. Но его нет. Это потеря, о которой вы даже не подозреваете. Ну а если рядом с вами сам Творец в облике уникальной и неповторимой, и уже поэтому безумно интересной личности, какой бы она ни была в повседневной жизни, а вы об этом не знаете и ничего не видите, — разве это не трагическая потеря? А если вы так теряете всех, кто вокруг вас, не понимая, кто они и что они, не умея оценить их в этом смысле, — разве это не потеря тысячекратно более трагическая? Вы не замечаете бесценного, — а то, что иногда всё же замечаете, оцениваете в ломаный медяк. Потому что когда речь идёт о бесценном, любая цена будет равнозначна ломаному медяку. А если вы не видите этого благого, бессмертного и бесценного в самом себе, то каков масштаб этой потери, каков её трагизм? Кто может его измерить, или хотя бы представить, чего в такой ситуации лишается человек?..

Для бесценного, которое в то же время бессмертно, потеря — не гибель, а невидение его и непонимание. Оно потеряно, утрачено, словно бы мертво тогда, когда его не видят и не получают того блага, которым оно могло бы стать для того, кто его сейчас не видит.

Теперь о том, что ожидает личность в конце её пути. Это не смерть, а возвращение туда, откуда она родом, — в мир Духа. Частица Духа отделяется от единой души Творца (отделяется условно, но тем не менее), проживает ряд жизней в человеческих телах, совершенствуясь в процессе, а затем, достигнув в совершенствовании предела возможного, возвращается в единую душу Творца, вновь сливаясь с ней. Только тогда личность перестаёт перерождаться в материальных телах и избавляется также от энергетического тела. Дух сливается с Духом, как капля вновь сливается с океаном, из которого она когда-то была извлечена. Теперь эта капля стала гораздо чище, и благодаря ей станет чище океан. Так совершенствуется Творец. Его личность дробится на множество личностей, а потом вновь собирается в единое целое. Каждое мгновение поток частиц обособляется от единого Духа, чтобы стать индивидуальностями, а другой поток сливается с ним, выполнив свою миссию. Исчезает ли в этот момент человеческая личность? Скажем так: она переходит в новое состояние. Её опыт и память, которые она приносит с собой, становятся достоянием всего Духа в целом. То есть заново формирующаяся единая личность ощущает себя каждой из тех личностей, которые в неё влились, помнит то, что помнят они, чувствует то, что чувствуют они, мыслит их умами как единым умом. Можно ли в таком случае сказать, что конкретная личность исчезла? Нет. Можно сказать, что она дополнилась, расширилась, охватила собой все личности, с которыми слилась в единое целое. Её собственные воспоминания остались с ней. Но теперь и все прочие воспоминания — больше не чужие. Они тоже стали её собственными.

Вот что такое личность, в самых общих чертах и самых важных моментах. В данную тему можно углубляться, рассматривать детали, разбирать нюансы, затрагивать возникающие по ходу дела дополнительные вопросы.

Например, Учение говорит, что частицы Духа присутствуют во всём существующем, — в животных, растениях, камнях, созданных людьми предметах и прочем. А если так, то не являются ли тогда и все они личностями? Тем более, что порой простая кошка или собака демонстрирует вполне оригинальный характер и особенности поведения. Если ответить кратко, то не совсем являются. Конечно, частица Духа, присутствующая в кошке, содержит в себе весь потенциал личности Творца. Но эволюционный уровень кошки, а тем более кактуса или булыжника, не позволяет этому потенциалу раскрыться в полной мере. Чему именно? Мышлению, способности к познанию, свободе воли, творческим способностям и т.д. Так что если кошка — личность, то она личность уровня кошки, и она не играет в совершенствовании Творца той роли, какую играют личности осознающих. Хотя и Дух, присутствующий в кошке, в своё время тоже пройдёт через осознающих, раскроет свой потенциал и внесёт свой вклад в грядущее преображение Творца.

Словом, добавить можно ещё много чего. Но пока ограничимся тем, что уже сказано. На самом деле это сложная тема. При чтении может казаться, что всё понятно. Однако есть общее, поверхностное понимание, на уровне «Я понимаю, что ты имеешь в виду», и понимание глубокое, на уровне «Я понял, увидел новую реальность, и это изменило меня». Хорошо, когда есть хотя бы первое. Особенно для такой непростой темы. Но стремиться нужно ко второму. А разговор о личности не окончен. И вряд ли когда-нибудь будет окончен. Не потому что его поленятся довести до финала, а потому что тема неисчерпаема. Личность вообще, как явление, и любая конкретная личность — это целая Вселенная, и говорить о ней можно бесконечно.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *