Три причины любить историю

В школе моим любимым предметом была биология. История стабильно держалась на втором месте. После окончания школы биология ещё несколько лет оставалась для меня номером один. Она являлась, в каком-то смысле, иным измерением, где не было человеческих горестей, социальных проблем, конфликтов, политики, — одним словом, всего того, что в те годы бурлило вокруг, как водоворот, и обрушивалось на тебя, как лавина. Не скажу, что я целенаправленно бежал от всего этого, но отдушина порой требовалась. Однако время шло, люди начинали интересовать меня всё больше. Они сами, их жизнь, ну и всё вышеперечисленное. А когда появилось Учение, произошла окончательная рокировка, и история вышла для меня на первый план.

Как это связано с Учением? Так, что в моей практике очень быстро появилось историческое измерение. Прежде всего, коль скоро полем моей деятельности стала духовная сфера, я начал знакомиться с различными религиями и духовными течениями. До того времени они меня не интересовали, — но теперь стало понятно, что я не могу себе позволить быть полным профаном в этой области. А изучается всё это обязательно в историческом контексте. Ну и потом, нужно было лучше понять людей, их жизнь, происходящие события, процессы, идущие в мире, и т.д. Тут тоже нужно копать глубоко, идти от истоков. И чем больше я копал, и чем больше докапывался до разного интересного и важного, тем больше понимал значение истории.

А ведь бытует мнение, что она вообще не является наукой. Или что она, по крайней мере, самая спекулятивная и лживая из наук. Нетрудно понять, откуда взялись такие мнения, — тем более, что некоторые прямо показывают пальцем. Показывают они обычно в две стороны. Во-первых, в сторону политики. Ведь исторические факты часто замалчиваются, подтасовываются, а то и прямо фальсифицируются, и уж как минимум, тенденциозно истолковываются в зависимости от того, какой режим у власти (в какой угодно стране). Сменился социально-политический курс, и тотчас переписываются учебники по истории, меняются местами — или просто меняются — герои и злодеи, значение событий и смысл целых эпох «переосмысливаются» и вдруг оказываются не тем, чем они были раньше. Так происходит не везде и не всегда, — но в примерах всё равно можно утонуть. Во-вторых, указывают на различных деятелей, учёных и не очень, историков и не очень, выдвигающих не только свои явно спекулятивные версии по поводу тех или иных исторических событий и явлений, но и целые новые концепции самой истории вообще. В итоге IV век до нашей эры у них оказывается XVI веком нашей эры, Скандинавия оказывается в Африке, ацтеки оказываются корейцами, а Наполеон — Клеопатрой. И тут я почти не преувеличил. Конечно, такой удар, нанесённый здравому смыслу, рикошетом бьёт и по истории. Кто поверил в такой бред, тот вообще распрощался с ней, а кто не поверил, тот, с большой вероятностью, утратил значительную часть доверия к ней. Так и появляется иронично-пренебрежительное отношение к истории как к некой продажной девке.

Можно ли здесь посоветовать некое противоядие? Вполне. Прежде всего, отделяйте историю как науку, основанную на источниках, от её интерпретации политиканами, пропагандистами и выдумщиками, пытающимися сделать себе имя (к сожалению, порой успешно) на этом поприще. Есть серьёзные исследования академического уровня, построенные на архивных документах, сопоставлении параллельных источников, археологических находках и т.д., — то есть на реальном материале, а не на одном конъюнктурном нарративе, догадках и фантазиях. Если вы изучаете историю по пропагандистским излияниям ангажированных «аналитиков», «сенсационным» статьям в прессе разной степени желтизны и на левых сайтах, а также по книгам сомнительных личностей, то и результат будет соответствующим. Затем, знакомьтесь с историческими трудами и исследованиями авторов из разных стран. В одном месте вам скажут о том, о чём не скажут в другом. Там представят факты, доводы и выводы, которых не представят здесь. Те расскажут об этих то, чего эти о себе не расскажут никогда. И так далее. Чем шире охват, чем больше возможностей сопоставить, тем больше вероятность получения настоящих знаний. Если же читать и слушать только то, что вам предложат лишь в одной стране, живущей при конкретном политическом режиме, риск быть введённым в заблуждение возрастает многократно. Ну и, конечно, думайте своей головой, анализируйте, сопоставляйте, делайте выводы. Не ленитесь изучать. Ведь чтобы анализ, сопоставления и прочее получалось, нужно иметь приличную базу знаний. На почве двух статей, одной книги и нескольких популяризаторских видеороликов сопоставлений не сделаешь. Нужен широкий охват материала, нужна фактологическая база, нужен кругозор. А всё это нужно себе создавать, целенаправленно нарабатывать. Необходимо потрудиться. Вот то, что я могу посоветовать. Это минимум из того, что надо предпринять. Ну а если такие мероприятия по собственному просвещению кому-то кажутся слишком сложными и долгими, то это значит, что знания ему просто не очень нужны. Тогда для него жёлтая пресса и, так сказать, жёлтый Интернет, — годный вариант, адекватный его тяге к познанию.

Конечно, я не согласен с тем, что история целиком продажна и, значит, бесполезна. Наоборот: она очень важна и необходима. Её значение сложно переоценить. А то, что её часто искажают, — не её изъян, а изъян совести или интеллекта тех, кто это делает. Так один человек из кирпичей построит школу, а другой — бордель. Так кирпичи ли — хорошие, прочные — тут виноваты?

Я очень люблю историю, и мог бы говорить о ней долго. Но сегодня хочу лишь назвать несколько причин, по которым её можно и нужно любить. Многие ведь и не задумываются об этом. Так может быть, для кого-то это станет дельной подсказкой. На самом деле, знание истории, хотя бы на школьном уровне, необходимо всем. Что? Кто сейчас сказал, что, дескать, мы все и так учили её в школе? Учили, да не выучили. У 90% отучившихся 90% исторических знаний выветрилось очень быстро и надёжно. И, опять же, информация там наверняка была в той или иной мере тенденциозной. Я имел возможность сравнить дореволюционный учебник по российской истории, учебник советской эпохи и учебник постсоветского времени. Это три разных ремейка того, что в своём оригинале выглядит несколько иначе, чем любой из них. Поэтому даже тем, кто неплохо помнит школьную программу, нужно продолжать подковываться по истории.

Вот три довода в пользу этого.

Довод первый: история даёт возможность по ходу дела узнать также и многое другое. Изучая её, ты одновременно изучаешь, более или менее, ещё целый ряд явлений и дисциплин. Потому что у всего есть история. Например, ты увлекаешься историей Средних Веков. Это значит, ты изучаешь то, что составляло собой жизнь той эпохи. Средневековые государства на карте мира — это география. Особенно если затронута Эпоха Великих географических открытий. Войны — это история военного искусства, плюс история развития оружия. Мировоззрения — это история религиозных, философских, социальных и этических учений. Внутренняя жизнь и взаимоотношения государств — это политика, экономика, юриспруденция, наука, образование, языки и прочее. Обычаи и традиции — это этнография. Культура и искусство — это уже история литературы, живописи, архитектуры, и ещё многого другого. И так далее, и так далее. Перечислять можно долго. Ты, вроде как, изучаешь историю определённой эпохи или страны, — но, по сути, получаешь целый комплекс знаний по самым разным предметам. В том числе, по другим наукам. Они ведь тоже участвуют в историческом процессе. В этом смысле история является энциклопедией всех сторон и проявлений человеческой деятельности. Изучая её, невозможно не расширить своего кругозора сразу во многих областях.

Довод второй: история помогает понять закономерности развития различных процессов в обществе, а также помогает понять людей. Я объединил эти два аспекта в один, так как они неразрывно связаны. Наблюдая социальные процессы и их развитие в прошлом, можно лучше понять то, что происходит сегодня. Ведь то, что происходит сегодня, происходит не само по себе. Оно вырастает из прошлого, является его продолжением. Понимая закономерности этого развития и зная его сегодняшние этапы, можно с большой долей вероятности предсказать, во что это выльется в будущем. Если действительно знать и понимать. Это бесценно. В этом смысле история — наука о будущем. Ну а поскольку все социальные процессы вершат люди, то это ещё и наука о людях. Почему сегодня они именно такие, а не другие? Почему живут так, а не иначе? Почему верят в то, во что верят, а не во что-то иное? Почему они враждуют между собой? Что у них в головах, и как оно туда попало? Чего от них можно ждать в той или иной ситуации, исходя из анализа подобных ситуаций в прошлом и с поправкой на нынешние особенности социальных отношений? История помогает ответить на эти и подобные вопросы, помогает многое предугадать. В таком аспекте она теснейшим образом переплетается с психологией, — хотя это не бросается в глаза сразу.

Довод третий: история — это по-настоящему увлекательно. Путешествия, завоевания, битвы, турниры, подвиги, тайны, интриги, преступления, нравственные дилеммы, философские идеи, борьба, приключения, открытия, драмы, любовь и ненависть, трагическое и смешное, взлёты и падения, бесчисленно разнообразные характеры и судьбы людей… Словом, всё, что угодно. То, что многие с таким удовольствием находят в историческо-приключенческой литературе, — капля в море по сравнению с теми сокровищами, которые таит в себе история. Из неё можно бесконечно черпать пищу для ума и души, равно как и возможности развлечься и пощекотать нервы. Попросту говоря, можно провести время интересно и с пользой, можно учиться развлекаясь. И это вовсе не так маловажно в сравнении с первыми двумя доводами, как может показаться.

Я знаю, что предлагаю, — потому что всё это я испытал на себе. Понимание и удовольствие от практики понятого пришли не сразу: им пришлось созреть. Потребовалось время, чтобы осмыслить и прочувствовать всё, о чём сказано выше. Причём приведёнными тремя доводами тема далеко не исчерпывается. Это лишь то, чем я хотел бы поделиться в первую очередь. Несколько очень показательных моментов.

Закончить хочется какой-нибудь банальностью типа «Любите историю». Да только в этом мало смысла. Любовь к чему-то или кому-то ещё никогда не рождалась от призыва любить. Потому что нельзя любить по заказу. И я скажу иначе: постарайтесь полюбить историю. Оцените пользу, которую она даёт, и удовольствие, которое она доставляет. Попробуйте придти к этой любви, зажечь её в себе. Если получится — вы не пожалеете.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *