Учение для будущего

Сейчас у человечества очень сложный период. За последние века прогресс резко ускорился, — даже не шагнул, а буквально прыгнул вперёд, — облик и внутреннее содержание цивилизации изменились. Соответственно, наступил кризис мировосприятия. Прежние представления о мире разрушились или разрушаются прямо сейчас, новые ещё только формируются. Перед людьми разворачиваются столь масштабные перспективы познания, столь отдалённые горизонты, что становится понятно: на том научном материале, который собран на данный момент, целостной картины мира не выстроишь. Это парадоксально — но чем больше человечество узнаёт, тем более шаткой становится почва под его ногами. Именно потому, что с каждым обретённым фактом горизонты ещё раздвигаются, и в картине мира возникает ещё больше пробелов, чем было до того. Раньше, в маленьком Мироздании, жить было проще и спокойнее. В огромном и ещё расширяющемся Мироздании жить интереснее, но труднее. А поскольку наш вид тоже является частью мира, который стал менее понятен, то менее понятен в нём для самого себя стал и человек. Он всё больше себя теряет. Так что кризис мировосприятия усугубился кризисом самопознания. По сегодняшней жизни человечества это видно более чем отчётливо.

Что же будет дальше? Конечно, какая-никакая картина реальности со временем выкристаллизуется. Ну а до тех пор? И вообще, не приведёт ли означенный кризис к столь катастрофичным потрясениям, что и сама цивилизация окажется в упадке? Прежние мировоззрения и учения, от религиозных до социальных, в свете происходящего не представляются надёжной опорой. Хоть они и борются за выживание, и даже мутируют, меняясь под воздействием новых условий, всё равно они, скорее, некий сводный компендиум былого опыта, нежели дорога в будущее. При этом каждое из них всё ещё уверенно говорит о своей грядущей победе. Но вот это как раз нормально. Последователи любого учения должны быть убеждены как в его истинности, так и в его финальном триумфе. Иначе толком следовать просто не получится.

Последователи Учения тоже убеждены в его истинности и его большом будущем. Есть ли у них на это более серьёзные основания, чем у приверженцев других учений? Да вам последователь любого учения скажет, что именно его основания — самые серьёзные. Тут сколько учений, столько и мнений. Другое дело, что подумает об этом некто сторонний, кто даст себе труд обдумать и сравнить эти столь категоричные мнения и основания. Все могут привести и приводят свои доводы, — и тут есть на что посмотреть. Прямо ярмарка. В хорошем смысле этого слова.

Понятно, что доводы типа «Наше учение победит, потому что только оно истинно, и потому, что наше дело правое», можно смело не принимать в расчёт, ибо они, на самом деле, ни о чём не говорят. Это констатация уверенности, не более. Доводы должны содержать в себе какую-то информацию, хотя бы на уровне тезисов, какие-то принципиальные моменты, перспективы которых можно было бы оценить, хотя бы теоретически. В данном случае — нечто, о чём можно было бы сказать «Да: это именно то, что понадобится человечеству в будущем». Конечно, по поводу того, что там понадобится, могут быть разные мнения. Ну, на то и плюрализм. Дело апологетов — приводить свои аргументы; а там уж пусть оценивают.

Ниже будут приведены такие аргументы в пользу Учения. Не для того, чтобы нечто доказать, — докажет только сам будущий ход истории, — а для того, чтобы просто рассказать, почему мы, его последователи, сами уверены в его будущем успехе. Список аргументов не исчерпывающ; я отобрал десяток из наиболее значимых. И постараюсь изложить их покороче.

Итак, то, что делает УЕХ оптимальным мировоззрением для будущего человечества, это следующие его особенности и принципы:

Охват и научной, и религиозной областей. УЕХ — не религия, оно не признаёт сверхъестественного и выступает за научное познание. При этом оно подтверждает существование многого из того, о чём говорят религии, — но даёт всему этому рациональное объяснение, без мистики. Оно понятно и логично объясняет реальные явления, которые наука пока ещё не объяснила или не открыла, но откроет и объяснит в будущем. Таким образом, Учение является третьим путём, способным примирить науку и религию и положить конец их долгому и мучительному противостоянию. И люди с научным подходом, и люди, жаждущие проникновения в нематериальное и ищущие духовных смыслов, все найдут в Учении то, что им нужно. В будущем обе эти сферы должны сосуществовать в гармонии и дополнять друг друга, а не конфликтовать и пытаться друг друга отменить.

Здравый смысл. Прежде всего, Учение не требует слепой веры в нечто иррациональное, мистическое, алогичное и противоречивое. Всё имеет рациональное, здравое объяснение. Если какое-то явление не объяснено, значит, недостаточно информации, и над этим нужно работать, нужно познавать, искать объяснение. При этом сверхъестественное — не вариант. Затем, Учение воспитывает трезвый подход к жизни, — без излишней идеализации, без «розовых очков», с пониманием того, что не всегда и не всё можно уложить в простые и однозначные схемы. Например, бывают ситуации, когда невозможно выбрать из худшего и лучшего, т.к. лучшего нет (в данном конкретном случае), и приходится выбирать из худшего и того, что ещё хуже. Жизнь — непростая и жёсткая штука, и это надо понимать. Что избавляет от многих иллюзий и приучает рассматривать только реальные варианты.

Упор на образование и воспитание. Жизнь такова, какой её делают люди. Это означает, что мир станет лучше тогда, когда лучше станет человечество, общество. Когда люди научатся более уверенно и точно различать добро и зло и делать между ними правильный выбор. Поэтому одной из важнейших областей жизни являются образование и воспитание, в их совокупности. Образование — это познание, а воспитание — это умение правильно применить то, что познано (прежде всего, в сфере морали). Как человек образован и воспитан, таким и будет качество его деятельности в жизни. Только знающие люди, стремящиеся к добру, смогут сделать лучше общество, человечество, цивилизацию, смогут создать то, что называют справедливым и счастливым будущим. Нужно уделять особое внимание обучению и воспитанию подрастающего поколения. Это залог жизни и процветания человечества.

Единство закона и духовности. То, что называют законами светскими, не должно быть отделено от того, что называют законами духовными. Подчеркну: не религиозными, а именно духовными. То есть основанными на представлениях о высшем смысле человеческого существования и на вытекающих из этих представлений моральных нормах. Проще говоря, законодательство не должно быть таким, чтобы по закону правильным было одно решение, а по совести — другое. Совесть и мораль неразрывно связаны; они представляют собой душу общества, касаются смысла его жизни. Часто оказывается, что тело человека живёт в социуме по одним законам, а душа по другим. Это приводит к глубоким противоречиям и психологическим травмам, которые затем проецируются на общество, делая больным и его тоже. Законы светские и законы духовные должны быть одним и тем же. Соответственно, власть светская и власть духовная не должна разделяться. Светское должно быть выражением и продолжением духовного, во избежание катастрофического раскола между внутренним миром человека и повседневной социальной практикой.

Природа как основа для законов. Законы человеческого общества должны вытекать из законов Природы, должны быть их продолжением. Человечество — часть Природы, у него есть своё место в ней и своя функция. Оно может нормально существовать только тогда, когда соответствует своему месту, знает свою функцию и умеет её выполнять. Это значит, нужно стараться познать законы Природы, разобраться в них, и нужно привести законы жизни общества в соответствие с ними. Желание человека, его каприз — не основа для законов. Хотя бы уже потому, что у каждого свои капризы. Если считать их высшей инстанцией, это обесценит познание и станет почвой для никогда не прекращающихся конфликтов. Поэтому нужно строить законы общества не на частных желаниях или выгодных договорённостях, а на том, что соответствует законам Природы. Противопоставив себя естественным законам, человечество противопоставит себя Природе, которая его породила, питает и поддерживает. Понятно, что ничего хорошего из конфронтации с собственной питательной средой не получится. Это, кстати, видно из современного положения дел в мире.

Высокие моральные принципы. Мораль — не что-то отвлечённое или касающееся только «внутренней жизни» человека. На самом деле она очень практична. И она имеет прямое отношение к выживанию. Аморальные, безнравственные, дурные поступки, — это действия, приносящие вред. Вред конкретным людям, людям вообще, государству, окружающей среде и т.д. Это обман, насилие разного рода, преступления, войны и прочее, что ломает жизни людей и убивает их. Ввиду того, что появляются всё более разрушительные виды оружия, безнравственность становится угрозой для самого существования нашего мира. Поэтому высокие моральные принципы есть залог не только более безопасной и счастливой жизни каждого отдельного человека, но и выживания человечества. Отстаивая эти принципы, Учение имеет в виду не некое морализаторство ради морализаторства, и не просто чьё-то личное совершенствование, а нормальную жизнь людей, без вражды и таких ужасных страданий. В конечном счёте, это вопрос всеобщего выживания.

Объединение человечества. Разделённость человечества на народы и государства — та почва, на которой произрастает огромная часть, если не большинство, конфликтов между людьми. Для того, чтобы продолжать жить и нормально развиваться дальше, человечеству нужно объединяться. Все народы должны слиться в единый народ, — и процесс слияния уже активно идёт, естественным образом. Учение будет всячески содействовать этому и бороться с пережитками прошлого, которые этому мешают. Все государства со временем должны объединиться в единое государство. Многие уже сегодня понимают, что это жизненно необходимо в интересах мира, экономического благополучия, совместного развития науки и т.д., и выступают за объединение. Учение также будет всемерно содействовать этому. Человечество не сможет построить нормального, мирного будущего, в котором оно процветает, если будет оставаться разделённым и враждующим внутри себя. Объединение — залог такого будущего.

Равенство полов. Ситуация, когда мужчины угнетали женщин, а иногда и наоборот, была стандартной на протяжении всей истории человечества. Если где-то и имело место равенство (более или менее), такие случаи оказывались исключением. И в наше время эта проблема ещё далеко не изжита. На этой почве по сей день происходят конфликты, словно два пола — это два враждующих народа, стремящихся к порабощению друг друга. Это ненормально, потому что суть их существования — любовь и взаимная забота во имя счастья и порождения новой жизни. Они очень разные, — и это замечательно. Так и должно быть. Но при этом они равны. Ни один из полов не хуже другого ни в уме, ни в талантах и способностях, ни в силе воли и духа, ни в нравственных качествах. Они равны как во всём этом, так и в правах. По Учению, именно это нормально, именно так должно быть и сегодня, и в будущем мире.

Охрана природы. Природа нашей планеты породила нас, людей. Мы — её часть. Наша жизнь связана с её жизнью. Однако люди часто ведут себя так, словно не знают этого и знать не хотят. Они уничтожают природу, будучи побуждаемы алчностью и относясь к последствиям с равнодушием, которое стоит ненависти. Разрушение природы — фактически, самоубийство для человечества. Это недопустимо. Сейчас много тех, кто борется за сохранение природы, старается её защитить. Насколько правильны и эффективны их методы — отдельный вопрос. Но так или иначе, пока что они явно проигрывают. Уничтожение природы идёт быстрее, чем принимаются меры по её спасению. Поэтому на изменение ситуации должно быть направлено гораздо больше сил и средств, нежели то, что делается на данный момент. Нельзя представить достойного и благополучного будущего на опустошённой, отравленной планете.

Акцент на освоение космоса. По Учению, человечество предназначено для того, чтобы со временем стать космической расой. Это неизбежный этап его развития. Оно не сможет нормально существовать, если не будет осваивать другие планеты. Поэтому выход в космос и путешествия к другим планетам имеют не только научное, промышленное, экономическое значение: это вопрос прогресса вообще, вопрос продолжения и развития нашей цивилизации. В будущем бОльшая часть истории человечества будет вершиться вне Земли. Это нужно понять и принять, и нужно уже сейчас работать над воплощением в жизнь этих перспектив. Учение выступает за активное освоение космоса, за увеличение числа посвящённых этому проектов, вообще за то, чтобы это направление признавалось особо важным, одним из приоритетных для современного мира. На это следует направить больше сил и средств, нужно создавать больше технических разработок в данной области. Одновременно следует расширять эту тему в образовании, информационной сфере, искусстве и т.д. Необходимо готовить человечество к новому, космическому этапу его развития.

Таковы некоторые важные аспекты, позволяющие рассматривать УЕХ как то мировоззрение и ту систему ценностей, которая поможет человечеству успешно развиваться дальше, поможет преодолеть серьёзные проблемы сегодняшнего дня и предотвратить их рецидивы в будущем. Те или иные из этих аспектов присутствуют и в других учениях и концепциях; однако в единый мировоззренческий комплекс, в связную и рабочую систему они объединяются именно в рамках Учения. Конечно, для того, чтобы яснее увидеть и понять их взаимосвязи, нужно лучше знать Учение. Но в рамках данной статьи задачи более основательно познакомить с ним и не ставилось. В ней показаны лишь некоторые моменты, с точки зрения Учения необходимые для будущей жизни человечества. И хотя более подробное их обоснование осталось за кадром, читатель может быть уверен: они не висят в воздухе, а имеют прочную базу и обширный мировоззренческий контекст.

Как я и сказал в начале, окончательные оценки всему даст будущее, сама историческая реальность. Но будущее формируется в настоящем. Уже сегодня отбираются те кирпичи, из которых оно будет строится. Учение предлагает свой набор таких вот важных элементов, которые могут быть положены в основу завтрашнего дня. И я не призываю срочно принять их как программу. Я предлагаю сравнить их с иными вариантами, предлагаемыми иными мировоззрениями и концепциями. Сравнить и прикинуть, хотя бы в первом приближении, что из этого уместно в будущем, а что нет. Это может быть, как минимум, занимательно. А как максимум, поможет определиться, чего мы хотим для будущего, в котором жить нашим потомкам.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *