Сегодня — ради завтра

Жизнь человека трудна. Так было всегда, и так продолжается сейчас. Раньше он боролся за выживание, и порой дожить до вечера было уже победой. Сейчас стало чуть полегче, конечно, — хотя и не везде, — но борьба за жизнь продолжается. При этом вызовы, с которыми сталкивается человек, часто имеют уже иное звучание.

В ходе этой борьбы возникло и стало расхожим убеждение, что нужно жить одним днём и не загадывать далеко на будущее. Всё внимание — на текущие, сегодняшние проблемы, потому что ещё неизвестно, наступит ли для тебя завтра. Если же и думать вперёд, то ненадолго, — например, до следующего урожая, ибо кормить семью всё-таки надо. Странным образом с подходом таких страдающих и с трудом выживающих людей оказался созвучен подход гедонистов. Только посыл у этих другой: не выживай, а наслаждайся жизнью на всю катушку сегодня, потому что завтра может для тебя не наступить. Свою роль в формировании такого ограниченного подхода к жизни сыграла и религия. Ведь поскольку всё, по большей части, зависит от богов и иных сверхъестественных сил, — жизнь и смерть, всякого рода преуспевание, семейное счастье, победа в битве и т.д., — и без их благоволения всё равно ничего не будет, то нужно стараться угодить им сегодня, чтобы они помогли тебе завтра. Да, ты тоже что-то делаешь, глядя в недалёкое будущее, — например, снаряжаешь караван, если ты купец, или разрабатываешь план военной кампании, если ты полководец, — но успех не в твоих руках. Если ты сегодня не угодишь высшим силам, завтра они погубят твой караван или помогут победить твоему врагу.

Понятно, что так рассуждали не все и не всегда, — но обычно именно так. Человек жил в короткой перспективе, — тем более, что и жил-то он недолго. При таком раскладе смотреть далеко в будущее и задумываться о грядущих перспективах мира было особо некому и некогда. Да и зачем, собственно, задумываться, если религии в один голос обещают в будущем конец света, в той или иной форме. Причём, как водится, в будущем не столь уж отдалённом. Вот и ещё один стимул не смотреть далеко вперёд, а стараться сегодня сделать что-то для спасения души, или наоборот — погрешить всласть, пока есть ещё немного времени. Даже правители и прочие государственные люди, которым, как будто, по должности положено мыслить глобально, не раздумывали о том, как построить счастливый мир будущего, а решали текущие и ближайшие проблемы своих государств и династий. Кто же думал об отдалённом будущем? Разве что редкие мечтатели и утописты.

К настоящему моменту в этом смысле изменилось не слишком многое. Религии, хоть и подрастерявшие уже своё влияние, всё так же пугают концом света и призывают молиться богам сегодня, чтобы те были милостивы завтра. Гедонисты всё так же ведут разгульную жизнь, — благо, теперь она стала гораздо богаче на возможности. Массы людей по всему миру каждый день трудятся, как рабы, чтобы иметь возможность накормить детей. Для многих до сих пор предел мечтаний и планов на будущее — чтобы дети могли получить образование. Демократические президенты и премьер-министры думают, в основном, на дистанцию до следующих выборов, которые нужно выиграть. Всевозможные диктаторы и автократы думают о том, как удержать власть сегодня, чтобы не быть повешенными завтра. Капиталисты разного калибра, правда, думают далеко вперёд, вкладывая деньги в развитие своих бизнесов; но для них счастливое будущее — это их личное счастливое будущее, их самих и их наследников. В стремлении к построению этого будущего они ломают человеческие жизни и разрушают природу, совершенно не заботясь о завтрашнем дне остального мира. Правда, не стоит забывать о том, что богатые тоже плачут. У них хватает своих проблем, и построить отдельно взятое, прочное, безмятежное счастье им всё равно никогда не удаётся.

Хотя нельзя отрицать, что в наше время множество людей думает о будущем мира и пытается что-то предпринять для того, чтобы оно оказалось лучше. Возможностей для такой деятельности теперь стало побольше. Однако эффект всё равно невелик. Тенденция жить сегодняшним днём пока что явно перевешивает, и основное движение пока совершается именно в этом направлении. Из крупных попыток повернуть его в другую сторону отмечу коммунистическую идеологию, какой она была в свои лучшие дни. Объединение человечества на основе справедливых социальных принципов, совместный труд во имя построения нового, лучшего мира, вообще ориентированность на будущее, как ближайшее, так и отдалённое, плюс хоть какие-то планы осуществления ставящихся задач. В таком ключе старались воспитывать детей, приучали их смотреть в будущее, в общее лучшее будущее, и рассматривать себя как его строителей, — что было необходимо и архиважно. Это была не только интересная, но и многообещающая попытка. И уже можно констатировать, что она потерпела крах. Коммунистическая идеология пребывает в состоянии тяжёлой болезни, и неизвестно, оправится ли она и обретёт ли новый импульс к жизни. А если обретёт, то не повторится ли её печальная история.

Сняв розовые очки и внимательно посмотрев вокруг, обнаружишь, что всё выглядит довольно мрачно. Человечество жертвует своим завтра ради своего сегодня уже совокупными усилиями и в планетарных масштабах. Да, кто-то пытается что-то этому противопоставить, как на уровне проектов отдельных энтузиастов, так и на уровне международных организаций, — но получается как-то не очень. Так уж устроена жизнь, что разрушить что-то общими усилиями, пусть даже разрозненными и нескоординированными, достаточно легко, тогда как объединиться и построить что-то хорошее не в пример труднее.

Если исходить из мировоззрения Учения, то подход к жизни по принципу «Жить сегодняшним днём» абсолютно неприемлем. У человека есть предназначение, у его жизни есть цель, и цель эта — не просто выживание. Иначе люди были бы животными. Хотя, к слову сказать, есть немало тех, кто именно так и считает. И у них, увы, есть повод. В самом деле, очень многие демонстрируют чисто животное поведение, — перегрызают друг другу глотки в соперничестве за территорию и самок, ведут себя как хищники или как добыча, коротают свои дни за грызнёй, едой, сном и спариванием. Максимально ориентированная на будущее деятельность для них — выращивание потомства и создание запасов, подобно какому-нибудь грызуну. Неудивительно, что они видятся друг другу животными, а свой мир воспринимают как дикий лес. А ведь на самом деле они давно уже вырвались из этого леса, они — люди, у них есть достойные людей цели, и есть способности этих целей достичь. Для этого им и дана жизнь. Выживание — это хорошо, это правильно. Но оно нужно не для того, чтобы бесконечно длить полуживотное существование, которое, на самом деле, мало кому в радость. Человек живёт для того, чтобы ставить себе человеческие цели и осуществлять их. А это значит, что невозможно нормально жить, не глядя в будущее.

Каждый из нас должен совершенствоваться сам и стараться сделать мир лучше. Совершенствоваться — не означает просто оттачивать навыки выживания, которые часто рассматриваются как умение лучше прятаться, изобретательнее лгать, ловчее воровать и больнее кусаться. А совершенствовать мир — не означает просто укреплять своё логово и повышать его комфортность. Совершенствоваться — значит менять себя к лучшему, избавляться от дурного в себе и культивировать благое. Совершенствовать мир — значит делать его более безопасным, удобным и прекрасным для всех. Делать его таким, чтобы следующие поколения, которые будут жить в нём, имели возможность и опору, чтобы шагнуть в этом ещё дальше. Смысл ведь в том, чтобы и каждый отдельно взятый человек мог выполнить своё предназначение и внести свой вклад в жизнь и эволюцию Вселенной, и чтобы всё человечество в целом могло выполнить своё предназначение, заключающееся в том же. А это — задача на будущее, личное и общее. И свою жизнь нужно ориентировать на её выполнение. Для этого человеку дано всё то, чем он обладает, — от самой жизни и разума до чувств и талантов. Мы не просто существуем здесь и сейчас. Мы идём в будущее. Более того: мы его создаём.

Сегодня существует ради завтра. Наше завтра, и личное, и общечеловеческое, должно вырастать из нашего сегодня, как дерево вырастает из семени. Иначе в том, что мы делаем сегодня, не было бы никакого смысла. Смотреть вперёд и двигаться вперёд, познавать существующее и создавать новое, достигать целей и в процессе становиться сильнее и лучше, вот это — жизнь. Настоящая человеческая жизнь, о которой потом не приходится сожалеть как о том, что пропало зря. Учение призывает жить так и учит жить так. Жить, понимая, что завтрашний день важнее сегодняшнего. Твой день и всего человечества. Сегодня должно быть вкладом в завтра. Иначе завтра в самом деле может однажды просто не наступить.

Нет, это не примитивный мечтательный романтизм, не те же розовые очки, только со стёклами в звёздочках. Я вполне понимаю, что если будет становиться всё больше тех, кто меньше переживает за себя сегодня и больше переживает за мир завтра, то будут находиться ушлые деляги, которые станут на них паразитировать, обустраивая своё собственное удобное сегодня. Так и произойдёт. И чтобы помешать этому произойти, людям, стремящимся позаботиться о лучшем завтра для всех, нужно действовать вместе. Нужно помогать друг другу, поддерживать друг друга, защищать друг друга. Нужно быть единым сообществом, коллективом, иметь единое видение реальности, единое понимание целей и общую программу действий. Иначе это будет разброд, пусть и с лучшими намерениями, и кормушка для негодяев. А получится ли в такой ситуации достичь существенных успехов — большой вопрос.

Надо ли уточнять, что средством для того, чтобы организоваться и успешно действовать, я считаю Учение? Оно не просто призывает к чему-то, но и является путём для достижения этого. Если оно говорит, что сегодня существует ради завтра, то оно может и обосновать это, и предложить средства для воплощения озвученного принципа в жизнь. Как именно? А это уже другая тема. И не одна.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *