Самый долгий День сурка

Третьего дня, по случаю Дня сурка, я написал статью об одноимённом фильме. Снова подробно пересказывать сюжет не буду, — фильм известный, да и к услугам читателя есть упомянутая статья, — а просто коротенько набросаю его суть.

Главный герой, телеведущий Фил Коннорс, высокомерный и эгоистичный человек, карьерист, попадает во временную петлю, и каждое утро для него начинается один и тот же день. Он паникует, потом смиряется и ударяется в разгул. Потом, измученный бесконечными повторениями уже знакомых событий, кончает с собой, — но это не помогает, потому что утром он снова просыпается живым, и всё опять идёт по кругу. Только когда он влюбляется в хорошую девушку и, чтобы стать достойным её, начинает работать над собой и меняться в лучшую сторону, кольцо времени размыкается и для него наступает новый день.

Там же я упоминал, что некоторые видят в этом фильме отражение буддийских концепций, но лично мне кажется, что там скорее отражена точка зрения Учения, и что аналогия, на самом деле, может пойти дальше. Как у авторов фильма получилось это уловить — другой вопрос. Я же сейчас хочу чуть подробнее поговорить о том, что можно увидеть в идее фильма, если посмотреть на неё через призму Учения.

Начну с того, что да: здесь в самом деле можно разглядеть буддийское учение о колесе сансары и о необходимости из него вырваться. Однако так кажется только на первый поверхностный взгляд. По сути же это не совсем оно. Согласно буддизму, мир иллюзорен. Иллюзии порождают в человеке чувства, от которых он страдает. Это страдание продолжается на протяжении многих перерождений. Поэтому нужно осознать иллюзорность мира и преодолеть привязанность к нему, избавиться от чувств и эмоций. Тогда мир для тебя исчезнет, колесо сансары (перерождений и всего, что с ними связано) остановится, и ты уйдёшь в нирвану, — то есть в состояние блаженного небытия. Вот так, если очень кратко, в самых основных моментах. Но даже при таком кратком изложении видно, что с фильмом всё это стыкуется не очень. Во-первых, в фильме нет и речи о том, чтобы осознать иллюзорность мира. Фил осознаёт неправильность своих собственных жизненных установок; только они, а не мир, оказываются вредной иллюзией. Во-вторых, Фил не избавляется от чувств и эмоций: они у него принимают новое, положительное качество, и в этом смысле становятся только сильнее. В буддизме тоже есть концепция изменения себя к лучшему и любви к людям, — которая, как ни странно, противоречит основному учению о страданиях и избавлении от эмоций. Противоречие очевидное и давно отмеченное, по поводу него много спорят. Но это проблемы буддизма, и мы сейчас не о них. В-третьих, после изменения Фила мир для него не исчезает, но продолжается дальше, приобретя новые аспекты. То есть, если подумать, с буддизмом идея фильма имеет довольно отдалённое сходство.

Другое дело — Учение. Согласно ему, мир — не пустота со скопищем субъективных иллюзий, а наоборот, объективная реальность, абсолютная наполненность, в которой нет места пустоте, и вечно продолжающаяся жизнь. Избавляться от мира не надо, а надо улучшать его, совершенствовать, — в том числе, через совершенствование себя. Тем же самым достигается избавление от страданий, которые есть результат диссонанса между естественным устройством мира с одной стороны, и неправильным восприятием его человеком, из какового восприятия следует неправильная жизнь, с другой стороны. Иначе говоря, человек не умеет жить и действовать правильно, и в результате причиняет вред миру и страдания людям и самому себе. Каждый из нас действительно переживает много перерождений; но цель их — не отстраниться от мира, а наоборот, стать его гармоничной частью и научиться преумножать его жизнь. Когда это происходит, перерождения в самом деле прекращаются. Однако далее следует не уход в нирвану, а переход в мир Духа. Это можно примерно описать как слияние души человека с душой Вселенной. Твоё существование не прекращается, но принимает новое качество.

То, что мы видим в фильме, гораздо больше похоже на картину, нарисованную выше, нежели на буддизм. Фил Коннорс, плывущий в потоке своего эгоизма, переживает один и тот же день, испытывая одни и те же страдания. Даже деньги и удовольствия, которыми он пытается утешиться, — развлечения, хулиганство, выпивка, обжорство, секс, — не могут перекрыть этих страданий. Точно так же каждый человек мучается от своих пороков, которые он таскает за собой из жизни в жизнь. И никакие удовольствия от них не спасают. Фил раз за разом кончает с собой, — но это ничего не меняет: он всякий раз просыпается живым, чтобы мучиться дальше. Точно так же каждый человек раз за разом умирает, а затем рождается вновь, с тем же набором пороков и вытекающих из них проблем и страданий. Смерть от страданий не спасает тоже. А что спасает? Изменение себя в лучшую сторону. Когда Фил меняется, его жизнь становится иной; эгоизм уходит, мир начинает играть новыми красками, страдания превращаются в радость. Тогда и наступает новый день и новая реальность: теперь он сам другой, и мир для него изменился к лучшему. Точно так же человек, преодолевший свои пороки, вырывается из порочного (в прямом смысле слова) круга, заставляющего его вновь и вновь рождаться, бороться — прежде всего, с самим собой — и страдать. Что помогло Филу, что подтолкнуло его на путь изменений? Любовь. Когда он понял, что ему есть ради кого меняться, он смог измениться. Точно так же человек познаёт и учится любить мир и людей; и он работает над собой, меняется к лучшему, чтобы быть для них не злом, но благом, чтобы не мучить их, а дарить им радость и жизнь.

Каждый из нас застрял в своём собственном, персональном Дне сурка. Каждый должен вырваться из него. Кто-то догадывается или чувствует, как это можно сделать, кто-то нет. Кто-то пытается, старается, кто-то нет. У кого-то более-менее получается, у кого-то нет. Но каждый постоянно, с каждым новым рождением, возвращается в свой День сурка, длящийся столько, сколько продолжается вся цепочка рождений, — то есть длящийся тысячи лет. Это очень долгий День сурка. На самом деле долгий. И утешает лишь то, что однажды он всё равно закончится. Ведь развитие человека — каждого человека — не стоит на месте. Новый день настанет. И настанет он тем раньше, чем раньше ты поймёшь, как важно измениться, и начнёшь прилагать к этому сознательные усилия. Как Фил Коннорс.

Однако это ещё не всё. Потому что в Дне сурка застрял не только каждый отдельный человек, но и всё человечество в целом. Именно это я имел в виду, когда говорил, что аналогия может пойти дальше.

Человеческая цивилизация существует гораздо дольше, чем считает официальная наука. То, что ей известно, это лишь последний этап. Этап продолжительностью в несколько тысяч лет, когда был пройден психологический, культурный и научный путь от древности до современности. До него были и другие. Человечество уже неоднократно продвигалось по пути своего развития довольно далеко, — а потом всякий раз начинался упадок. Словно попытки взлететь, — но попытки неудачные. Что-то держит, не позволяет оторваться от земли. Что держит? Да всё то же. То, что заставляет каждого отдельного человека бегать по кругу, снова и снова переживая всё те же проблемы. Ведь психологический и моральный портрет человечества есть ни что иное, как совокупный психологический и моральный портрет составляющих его людей. У него те же пороки, что и у них, и, соответственно, те же проблемы. Это тоже своего рода личность, и у неё свой День сурка. Страдания в дикости, мракобесии, жестокости, потом движение вверх, к новому миру и новой жизни, потом скатывание к прежнему, и снова всё по кругу. Как у конкретного человека может не получаться преодолеть свои недостатки, и он будет рождаться вновь и вновь, пока не сумеет сделать это, так и у человечества повторяются взлёты и падения, и по той же причине. Чтобы вырваться из своего Дня сурка, оно должно измениться в целом. Измениться к лучшему. Тогда оно войдёт в качественно новый этап своего существования. Проблемы останутся, — но это будет уже нечто другое. Как с Филом Коннорсом. Понятно, что они с Ритой поженятся, у них будет дом, дети, и весь набор связанных с этим трудностей. Однако это будет уже развитие, движение вперёд, а не бессмысленный и мучительный круговорот одних и тех же событий, сводящий с ума и подталкивающий к мыслям о суициде.

Каждый из нас является пленником своего Дня сурка, — очень, очень долгого. Но самый долгий День сурка — наш общий, один на всех. Каждый борется за то, чтобы вырваться из собственного. Но мы должны вырваться и из ещё одного — общего. И мы, люди, можем сделать это только вместе. Потому что борясь со своим порочным кругом, каждый из нас помогает всему человечеству вырваться из его порочного круга. А значит, помогает и всем другим людям войти в новый день. Отдельные победы слагаются в победу общую.

Тут есть о чём подумать и есть ради чего постараться. А дальше — всё в наших руках.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *