О суждениях Учителя

Вопрос: Какое значение имеют суждения Учителя по вопросам, не касающимся Учения? В какой степени им нужно доверять?

Ответ: Суждения Учителя по тем или иным вопросам обычно имеют гораздо большее касательство к Учению, чем можно предположить.

Нужно понимать, что любой Учитель, из нашего ли Учения или нет, не просто преподаёт своё учение, но и сам живёт по нему. То есть практикует его. Теория у него переходит в действие. Он учит не только словом, но и делом. Откуда же берётся дело? Что лежит между теорией и поступком? Между ними лежит оценка, то есть суждение. Учитель исходит из принципов, которые даёт Учение. Это критерии, позволяющие понять, что правильно, а что неправильно, как следует поступать, а как не следует. Так он оценивает не только свои желания и поступки, но и поступки других людей, различные факторы жизни общества, события, идеи и прочее. Он применяет ко всему критерии Учения, и на их основании выносит свои суждения.

Учитель не только сообщает информацию по самому мировоззрению, но и показывает, как её применять на практике. Он учит не только Учению как системе взглядов и принципов, но и жизни по Учению. Когда он высказывается по тому или иному поводу, то есть выносит суждение, это тоже урок. Наставление о том, как практиковать Учение, сопровождаемое развёрнутым комментарием или нет. Поэтому суждения Учителя важны, и к ним следует прислушиваться. Они не являются обязательным для исполнения руководством к действию, — но это и не просто выражение сугубо личного мнения. Приведу простейший пример. Допустим, речь идёт о поступке какого-то человека, и Учитель говорит, что тот поступил неправильно, нехорошо. Это не просто эмоциональное суждение в стиле «А вот мне не понравилось!», продиктованное некими личными пристрастиями, но оценка, в истоке которой лежит Учение, его представления о мире и человеке, его принципы. Учитель применяет их ко всему, с чем сталкивается; это у него и профессиональное, ибо он специалист, и человеческое, ибо он сам так живёт и так чувствует. Его собственное моральное восприятие сформировано Учением. Или, скажем, обсуждается какая-то книга, и Учитель оценивает её достоинства, высказывает своё мнение по поводу заложенных в неё идей. Здесь ровно та же история. Его оценка основана на Учении и на его личном опыте как Учителя. Ученики не обязаны принимать его мнение как своё, но они должны понимать, что это не просто вкусовщина, и что оно имеет под собой веские основания. Можно сказать, что они видят перед собой Учение в действии. И отношение к этому должно быть соответствующим, — как минимум, внимательным и уважительным.

Если Учитель в чём-то не разбирается и не может дать оценку по Учению, то он и не станет высказываться по этому поводу. Либо же особо отметит, что он не знаток, и что это его предположение, а не основательное суждение с точки зрения Учения. Ну а если говорить о чём-то, что может вообще не иметь прямого отношения к Учению, так это то, что относится к сугубо личным предпочтениям. Например, яблоки ему нравятся больше, чем груши, зелёный цвет приятнее, чем фиолетовый, морское побережье он предпочитает горам, один жанр литературы ему интереснее, чем другой, и тому подобное. Такие предпочтения имеют место быть у Учителя, как и у каждого человека.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *