Духовная свобода с гарантией

Одним из столпов современного прогрессивного общества является принцип свободы убеждений. То есть, говоря просто, каждый имеет право держаться любых взглядов, верить во что хочет, и не быть преследуемым за это. И хотя слово «прогрессивное» по отношению к нынешнему обществу часто произносят с иронией, и я сам тоже так делаю, в данном случае никакой иронии нет. Принцип свободы убеждений в самом деле прогрессивен. Ещё не так давно об этом приходилось только мечтать. Людей насильно обращали в те или иные религии, цвела буйным цветом нетерпимость, кое-где за переход в другую религию казнили, — и даже всего лишь за склонение к такому переходу. Где-то иноверцы ущемлялись в правах и финансово, ставились в неравное положение с приверженцами господствующей религии. Где-то просто запрещалась иноверческая проповедь. Где-то действовал достопамятный принцип «Чья власть, того и вера». Ну а где-то иноверцев просто резали, как только к тому представлялась возможность. И даже в наше время нетерпимость кое-где продолжает удерживать свои позиции, пусть и не с такой жестокостью. Так что прогрессивность означенного принципа налицо. Хотя мы здесь рассматриваем его в несколько суженном смысле, имея в виду убеждения прежде всего мировоззренческо-религиозного характера. Это то, о чём можно говорить ещё как о свободе вероисповедания.

Конечно, мало какой религии нравится иметь под боком конкурентов, которых нельзя приструнить. Это же борьба за влияние, доходы и, в конечном счёте, за власть. Видеть, как в твоём присутствии агитируют за что-то, что мешает тебе действовать и процветать, мягко говоря, неприятно. А если ты при этом ещё и искренне веришь, что все, кто не в твоей религии, отправятся в ад, и тебе их по-настоящему жаль, то тем более. Поэтому при всей показной терпимости некоторым религиям, ранее нередко поступавшим так, как было описано выше, благожелательная мина даётся недёшево. Во всех смыслах. Впрочем, они в современных светских государствах уже не имеют той власти, какую имели прежде. Так что приходится смириться. Пусть и сжав зубы.

А что же будет в нашем пространстве, — то есть в будущем обществе, основным мировоззрением которого станет Учение?

Из самой формулировки видно, что если Учение станет основным, а не единственным мировоззрением, значит, альтернативы будут, и вопрос о свободе убеждений останется актуальным. Напомню, что Учение — не религия. Но оно может занять нишу, которую сейчас занимают религии, и потому оно является для них прямым идеологическим конкурентом. Как и они для него. Мы тоже убеждены в истинности своего мировоззрения, и нам тоже хочется, чтобы люди не заблуждались, а шли по верному пути. Учение и появилось для того, чтобы помочь им увидеть этот путь. Вот это важно: именно помочь, а не заставить. Объяснить, а не вынудить.

Здесь ключевую роль играет разница в подходе. Если некоторые религии считают, что можно спасти человека насильно, принудив его принять Истину, то для Учения подобное невозможно, — просто потому что это не встраивается в его картину мира. Согласно Учению, для духовного развития первостепенно важен свободный выбор. Нет его — нет духовного продвижения. Принятие Истины под давлением тут не поможет, — тем более, что оно и настоящим-то принятием не будет. Обязательно должно состояться осмысление и выбор. Кроме того, в Учении нет представлений о вечном аде, так что и спасать от него через принудительное принятие Истины никого не надо. Человек живёт не одну жизнь, а много, и у него есть время на то, чтобы увидеть Истину, осознать её и принять потому, что он сам этого хочет.

Для Учения важно, чтобы люди могли выбирать сами. И важно, чтобы им было с чем его, Учение, сравнивать. Сравнение — очень эффективный способ познания. Причём не только для тех, кто ещё не определился с выбором, но и для тех, кто уже выбрал Учение. Ведь последователи продолжают изучать его, осмысливать, углублять свои познания. Для этого сравнение с другими духовными путями не просто возможно, но и желательно. Потому Учение рекомендует своим последователям знакомиться с иными учениями и религиями, по возможности изучать и их тоже. Тем более, что альтернатива — это хорошо. Каждый последователь Учения должен иметь возможность в любой момент пересмотреть свой выбор и уйти на другой путь, если сочтёт нужным.

Наше пространство — это пространство свободного выбора. Здесь можно не только придти в Учение, но и беспрепятственно уйти из него. Почему мы так спокойно относимся к этому? Ну, во-первых, из-за важности свободного выбора, как и было сказано. Без него познание утрачивает свою ценность, а духовное развитие тормозится. Во-вторых, мы уверены, что рано или поздно все люди придут в Учение, коль скоро именно оно показывает реальную картину мира и правильно разъясняет предназначение человека. Истина со временем будет осознана всеми. Кем-то уже в этой жизни, кем-то в следующей, кем-то несколько жизней спустя. И тот, кто избрал иной путь, и даже тот, кто сейчас ушёл из Учения, — они однажды придут к нему. Пусть в других жизнях, через несколько веков. Учению нет необходимости форсировать этот процесс, кого-то подгонять, заставлять, удерживать. Всё должно происходить естественно. В этом залог успешного духовного развития и каждой отдельной личности, и всего человечества в целом.

Итак, представим общество, где большинство людей является последователями Учения и где оно стало основой социального устройства. Что в таком обществе будет с другими учениями, с различными религиями? Окажутся ли они под запретом или в ущемлённом положении?

Нет. У них будет возможность свободно пропагандировать себя и утверждать собственную истинность. За последнее, кстати, даже в современном свободном и просвещённом обществе (вот тут уже не без иронии) можно подвергнуться осуждению, в стиле «Как это так — вы считаете, что Истина только у вас? А остальные тогда, по-вашему, кто, — дураки, верящие во всякую чушь? Какое неуважение!». Ну а мы придерживаемся иной точки зрения. Считать истинным то, во что ты веришь, — нормально. Странно было бы поступать наоборот: верить в то, что ты Истиной не считаешь или, как минимум, не считаешь тем, что ближе к ней, чем другие взгляды. Мы убеждены в истинности УЕХ, открыто заявляем об этом, и не собираемся запрещать другим поступать так же. Тем меньше будет лицемерия. Ведь даже вынужденно, чтобы избегнуть осуждения, соглашаясь с тем, что все религии истинны и равноценны как духовные пути, их представители на самом деле так не думают. Значит, пусть свободно говорят и утверждают их истинность, пусть доказывают её, пусть приводят свои аргументы и опровергают аргументы чужие. Это не есть показатель неуважения к кому-то. Пусть идёт свободная дискуссия, в которой никого не будут осуждать только лишь за то, что он считает свой духовный путь наилучшим. Далее, различные учения и религии смогут свободно преподаваться в среде их последователей и вне её, — то есть всем желающим. Уже было упомянуто, что Учение рекомендует своим последователям знакомиться с другими духовными путями. Это нужно как для того, чтобы видеть возможные альтернативы, так и для того, чтобы лучше понимать людей, социальные взаимоотношения, да и саму историю человеческой цивилизации. Ну и свобода практики. Приверженцы различных учений и религий будут вольны отправлять культ и строить свою жизнь в соответствии с их принципами и предписаниями. Конечно, если это не будет нечто преступное.

Пространство Учения — это пространство, где можно следовать не только Учению. Это пространство, в котором именно Учение будет гарантом свободы вероисповедания, равноправия различных конфессий и права на их проповедование. Потому что это правильно, и так должно быть.

Можно спросить: «А не пойдёт ли это во вред самому Учению? Ведь так оно может утратить свои позиции, и его пространство может перестать быть его пространством». Что ж, не исключено и такое. Если это произойдёт, оно уступит свою лидирующую роль. Но вот тогда-то и могут начаться проблемы со свободой убеждений и вероисповедания. Многие учения и религии уже побывали в роли лидеров в те или иные времена, в тех или иных регионах мира. Пока что их успехи в обеспечении означенной свободы оказывались, скажем так, не слишком убедительными. И можно в очередной раз наступить на те же грабли.

Время покажет, что и как будет. Каждый действует в меру своего понимания правильного и справедливого. Учение в своём пространстве будет действовать так, как я описал. А люди, из которых и состоит любое общество, уже будут решать, по душе им это или нет.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *