Истина по Учению

Если составить примерный список важнейших для человека и Вселенной понятий, то наряду, например, со свободой, жизнью, благом, любовью, в нём окажется и Истина. Причём она займёт в нём особое место. Не почётное, что было бы банально, а именно особое. Почему, и что это за особенность? А потому, что если мы хотим узнать, что такое свобода, жизнь, благо, любовь, если мы хотим разобраться и понять их, то это значит, что мы хотим получить истинные знания. Мы хотим узнать истину о них. То есть особенность здесь в том, что Истина оказывается как бы пропуском ко всему остальному, большому и малому, — будь это знание подлинной сущности свободы, или знание того, как зовут собаку соседа. Нет Истины — нет ничего. Точнее говоря, оно есть, — но для тебя словно бы нет, ибо ты до него не дотянешься. Оно останется за стеной незнания или за туманом заблуждений. И наоборот: когда ты знаешь что-то достоверно, это означает, что ты знаешь Истину в той её части, которая касается этого чего-то. Учитывая вышесказанное, для Истины даже трудно подобрать хорошее сравнение. Её можно уподобить разве что свету, который всё освещает и даёт возможность увидеть, каково оно есть. Истина охватывает собою все остальные понятия из нашего списка.

При этом она сама тоже может быть увидена и понята. То есть она освещает и самое себя. Есть истина об Истине. Что она такое, какова она? Это и будет нашей темой.

Но сначала — маленькое пояснение из области терминологии. Как мог заметить внимательный читатель, я пишу слово «истина» то с большой буквы, то с маленькой. Это происходит не от небрежности, а потому, что это два слова с разным смыслом. Когда «Истина» пишется с заглавной буквы, имеется в виду Истина как глобальное понятие, всеобъемлющая Истина как таковая. Если же «истина» написано со строчной буквы, то имеется в виду некий частный случай, то есть конкретная истина, относящаяся к чему-то конкретному (например, та истина о яблоке, что оно является фруктом). Таким образом, большая буква не обозначает некоего возвеличивания или преклонения, не имеет эмоциональной окраски. Она несёт на себе чисто техническую функцию: помогает различать, о чём идёт речь.

Итак, первое, что можно сказать об Истине, это то, что её поиск во все времена входил в цели и практику человека. Люди всегда, сознательно или не очень, изучали мир. Первобытный человек искал съедобные и лекарственные растения, тем самым выясняя истину об их свойствах. Он учился обрабатывать дерево и камень, выясняя истину о том, какие действия дают какой результат. Он учился охотиться, выясняя истину о повадках животных и эффективности способов охоты. И так далее, и так далее, и так далее. Всё развитие его навыков и изменение поведения шло через познание. А познание — это всегда познание Истины. Конечно, сами они вряд ли могли осознать свои действия в таком свете. Человек начал искать Истину и познавать её задолго до того, как понял, что он это делает. Для него это с самого начала было просто самой жизнью.

Позднее, уже в более цивилизованные времена, он стал осознавать, насколько его жизнь зависит от познания. Причём не только жизнь тела, но и жизнь духовная. Он стал задаваться вопросом о смысле своего существования. А также и о способах своего существования. Ведь для того, чтобы жить соответственно цели, нужны определённые способы. А кто задал эти цели и кто диктует способы? Высшие силы, Природа, или, быть может, сам человек? Чтобы разобраться, нужно познавать, исследовать, осмысливать. Из этой проблематики исходят истоки и религий, и философий, и науки. Всё это есть ни что иное, как попытки понять мир и своё место в нём. То есть поиски Истины. Без этих поисков человек существовать не может; без них нет движения вперёд, нет ни личного развития, ни развития цивилизации.

Кем-то это было осознано, кем-то не было. Но Истину искали все и всегда. Как в её глобальном смысле, т.е. Истину с большой буквы, так и в её частных формах. Потому что любой интерес к познанию чего-либо, любое обучение чему-либо, это уже поиск Истины. Соответственно, она является объективно одной из высших ценностей для человека вообще, и высшей ценностью для человека как мыслящего существа. Без неё он просто не будет таковым. Он существует в первую очередь для того, чтобы её познавать.

Согласно Учению, через осознающих, каковыми являются и люди, Творец познаёт себя и совершенствуется. В его самопознании и самосовершенствовании заключается смысл его претворения во Вселенную. Вселенная возникла и в ней запустилась эволюция именно для того, чтобы появились осознающие, — то есть существа с проявленным активным разумом, способные познавать мир и самих себя, осмысливать приобретённые знания вкупе с накопленным опытом, и на основании их совершать моральный выбор во множестве жизненных ситуаций. Так совершенствуется Творец, и от успеха совершенствования зависит его будущее, его жизнь и смерть. Мы видим, что достигается это через познание Истины, и пройти иным путём невозможно. Таким образом Истина действительно оказывается высшей ценностью, — ведь, по сути, именно от того, будут ли осознающие успешно познавать её, зависит судьба Творца. Скрытое знание этого, явленное в форме ощущения, содержится в каждом человеке. Оно проявляется в масштабах всего человечества, — пусть даже в весьма смутном виде, пусть даже не имея чёткого объяснения. Пусть даже имея ошибочные объяснения, — например, как необходимость узнать и понять волю высших сил, чтобы угодить им. А вот научный подход прямо объявляет знания высшей ценностью. Правда, он не умеет внятно объяснить высшей цели, которой служит эта высшая ценность, и получается нечто вроде того, что знания ценны сами по себе. Это смысловой тупик. Хотя акцент на ценности знаний поставлен верно.

Религия, наука и Учение, в общем, сходятся на том, что Истина для человека ценнее всего, ибо именно через неё пролегает путь ко всему остальному. При этом религия обосновывает данную концепцию неверно, наука вообще испытывает проблемы с обоснованием, а Учение даёт ясное и верное обоснование. Хотя для нас сейчас главным является то, что важность Истины как того, что первостепенно, со всех точек зрения не вызывает сомнений. На этом сходятся даже завзятые оппоненты, вечно спорящие по самым разным поводам.

Но что же она такое? Ведь за понятием «Истина» как будто ощущается нечто эфемерное, умозрительное, некая идея, которую руками не потрогаешь.

И вот это ощущение как раз ошибочно. Потому что на самом деле нет ничего более вещественного, чем Истина. Она и есть сама вещественность. Истина — это то, что существует в действительности. То, что реально существует. Она — сама реальность. Причём не в переносном смысле, а в прямом. Так, то, что я сейчас пишу эти строки, — Истина. Ведь я в самом деле пишу их. Это именно то, что сейчас происходит. Когда человек смотрит на лежащее перед ним яблоко, то Истиной является и то, что смотрит именно человек, а не какое-то другое существо, и то, что он именно смотрит, то есть воспринимает визуально, и то, что яблоко именно лежит, а не катится и не летит по воздуху, и то, что это именно яблоко, а не апельсин. Истина — это то, что существует на самом деле и происходит на самом деле. Она не зависит от того, что кто-то думает по её поводу. Человек из моего примера может не знать, что перед ним яблоко, или может принимать его за апельсин, или может вообще не видеть, что перед ним что-то лежит, — яблоко при этом всё равно останется яблоком. Такова объективная реальность, такова Истина. Можно сказать так: Истина — это адекватность вещей, процессов, явлений и событий самим себе.

Это значит, что Истина вещественна, как и было сказано. Она не некая умозрительная идея, а именно то, что можно потрогать. Любой предмет, окружающий нас мир, сама Вселенная, — всё это Истина во плоти. Мы живём в ней, ходим по ней, её едим и пьём, ею дышим, пользуемся ею в виде вещей, любуемся ею. И мы сами тоже есть она, — ибо мы существуем, являемся частью объективной реальности. Интересно подумать о том, что реальность-Истина через нас познаёт сама себя. Познаёт, осознаёт и изменяет, совершенствует себя. Говорит о себе нашими устами.

Тут самое время сказать, что Истиной называется и адекватное описание реальности. То есть информация, точно описывающая то, что существует и происходит. Таким образом, Истина — это и сама реальность, и её описание. Знания, обретённые благодаря такому описанию, это истинные знания. Учение, базирующееся на объективной информации и передающее людям истинные знания, является истинным учением. Я сейчас не говорю о каком-то конкретном учении, а просто обозначаю определения.

Далее необходимо указать на разницу между Истиной и правдой, поскольку это важно. Являются ли данные понятия одним и тем же? Ведь в некоторых языках они даже обозначаются одним словом. На самом деле, тут есть как бы определённая иерархия. Если Истина — это верная, соответствующая действительности информация как таковая, то правда — её констатация кем-либо. То есть правда появляется тогда, когда Истину проговаривают вслух, записывают или передают ещё каким-то образом. Истина может существовать без правды, — ведь она остаётся Истиной и тогда, когда её не констатируют, и даже не знают о ней, — а правда существовать без Истины не может. Если утверждение не соответствует Истине, тогда это либо ложь, либо заблуждение. Ложь — если утверждающий знает, что его утверждение не соответствует действительности, и намеренно вводит кого-то в заблуждение. Заблуждение — если кто-то искренне принимает то, что не соответствует действительности, за Истину. Сам ли он впал в заблуждение, или воспринял его от кого-то, или был обманут, принципиального значения в контексте данного разговора не имеет. Главное, что он считает несуществующее существующим, или наоборот. В процессе познания мира люди постоянно впадали и продолжают впадать в заблуждения. Это досадно, и причиняет много бед, — но при всём при том нормально. Так работает разум, так идёт процесс познания. Истина, как правило, выявляется не сразу, к ней приходится идти через ошибки, порождая и опровергая заблуждения. Потому путь познания мира так долог, извилист, и часто трагичен. Но это отдельная тема. Здесь я лишь хочу подчеркнуть, что заблуждение — явление отрицательное, но естественное. Как тело при определённых обстоятельствах болеет или получает травму, так разум заблуждается. Что же касается лжи, то к ней мы ещё вернёмся ближе к концу разговора.

Итак, Истина — сама реальность. Не гипотеза, не домысел, не иллюзия, не фантазия. Всё перечисленное может иметь множество вариантов, ибо оно субъективно. Объективная же реальность одна. Не может одновременно существовать двух взаимоисключающих вариантов реальности. Поэтому нет нескольких Истин. Столь любезное сердцу многих утверждение, что у каждого своя Истина и, таким образом, Истин столько, сколько людей, есть уход в дремучий и беспросветный субъективизм, ослепляющий разум. Нет ничего более наивного и беспомощного, чем считать, что мир таков, каким тебе угодно его видеть. Если перед тобой лежит яблоко, а ты будешь считать, что это апельсин, оно апельсином не станет, а ты навяжешь себе ложную реальность. Считать, что мир таков, чтобы полностью отвечать твоим капризам, это не только крайний субъективизм, но и чудовищно разросшаяся гордыня. Такой подход к реальности — если его вообще можно назвать подходом — отключает критическое мышление и почти лишает возможности познавать. Тем самым перечёркивает смысл существования такого человека как осознающего, — поскольку он не осознаёт реальность, а целенаправленно замещает её собственным вымыслом.

Сродни этому утверждение, что может существовать несколько одинаково истинных учений, при этом по-разному описывающих устройство мира и предназначение человека. Здесь мы тоже видим убеждённость в том, что есть несколько альтернативных реальностей, только в большем масштабе. Опять же, такого быть не может, ибо реальность одна, и адекватное её описание тоже может быть только одно. Разные учения могут содержать в себе разную долю истинных знаний, то есть могут быть ближе к Истине или дальше от неё, в них может что-то или даже многое совпадать, — но то, что в них различается, не может быть равно истинным. А очень модная ныне точка зрения, гласящая, что разные учения просто по-разному описывают одну и ту же Истину, не выдерживает критики. Для того, чтобы как-то её обосновать, используются всевозможные ухищрения, казуистика, перетолкования и прямая подмена понятий, и прочие шулерские приёмы. Весьма похоже, впрочем, что для большинства сторонников такой точки зрения это не искренняя убеждённость, а подстраивание под современную повестку, согласно которой сказать, что чей-то духовный путь неверен, представляется оскорблением и дискриминацией. Объективное познание приносится в жертву ложно понимаемой корректности.

На деле же всё проще. Есть одна на всех объективная реальность, и мы познаём её все вместе. У одних это получается более успешно, у других менее; одним удаётся лучше её описать, другим хуже. Но наша общая задача, задача человечества, — понять мир и себя в нём. Цельная картина Мироздания выстраивается постепенно, по крупице. Каждый вносит в это свою толику труда. Это возможно при условии, что люди стремятся именно к познанию, а не к комфорту за счёт фантазий — комфорту, кстати, ложному — и не к удовлетворению своей гордыни. При условии, что они готовы познавать и принимать Истину такой, какова она есть.

А Истина, т.е. реальность, — самая суровая штука на свете. Она в самом деле такова, какова есть, она ни под кого не подстраивается, никому не льстит, она может быть неудобной, горькой, жестокой. Для того, чтобы сознательно устремиться к её познанию, нужно иметь не только усердие, внимание и терпение, но и большое мужество. Ведь ты можешь узнать то, что тебе не понравится, что больно заденет тебя или перевернёт все твои взгляды и убеждения. И это надо будет принять, и с этим надо будет жить дальше. В полном соответствии с известным принципом: подумай, стоит ли задавать вопрос, — потому что ты можешь получить ответ на него.

Кстати говоря, бытует и такая точка зрения, что Истина для человека вообще непознаваема, потому что она слишком высока и сложна, а он слишком скудоумен и субъективен. Это тоже ошибочное мнение. Реальность-Истина действительно сложна и многогранна, но познаваема. По крайней мере в той мере, в какой это достаточно для интеллектуального и нравственного развития человека и выполнения им своего предназначения: совершенствования Творца. У человека есть всё для такого познания, — ведь именно для этого его и породила эволюция. Если бы было не так, его бы не существовало, — ибо в его существовании не было бы смысла. Истина поддаётся познанию. Нужно только стараться, не бежать от неё в иллюзии и не подменять её ложью.

Теперь ещё несколько слов о лжи. Она является одним из худших зол, какие можно совершить, — и, в определённом смысле, худшим злом. Она искажает Истину, тем самым мешая обманутому человеку видеть реальность, препятствуя познанию. То есть лишая его возможности полноценно выполнять его предназначение. А это во многом хуже смерти, ибо как бы подразумевает несуществование. Обманщик крадёт у того, кого он обманывает, не только величайшую ценность — Истину, но и некую частицу его развития. Тем самым он препятствует совершенствованию Творца, работая на худший исход. Если познание — то, что жизненно необходимо каждому осознающему и Творцу, тогда ложь — нечто обратное. Она медленно убивает всю Вселенную, — хотя это огромное зло в повседневности остаётся незамеченным. Впрочем, в той же повседневности она причиняет много менее глобального, но зато более заметного зла. Нужно ли приводить примеры? Думаю, нет. У каждого из нас их не то что достаточно, а и в избытке. Добавлю лишь, что ввиду вышесказанного ложь по Учению абсолютно недопустима, — никогда, ни при каких обстоятельствах. Она противоречит самой сущности человека, его предназначению, жизни Вселенной.

Истина — гигантская тема, от которой, словно ветви от общего ствола, отходит множество других тем. Для того, чтобы хотя бы более-менее охватить этот комплекс, нужно писать толстую книгу. Поэтому здесь я обозначил только самые основные моменты. Пробежимся по ним ещё раз, в виде кратких тезисов.

Истина — это сама реальность, окружающий нас мир, человек, вообще всё существующее. Она одна, у неё нет бытующих параллельно вариантов. Не бывает нескольких противоречащих друг другу Истин. Она объективна, и не зависит от чьего бы то ни было субъективного мнения. Это мнение может соответствовать ей или не соответствовать, но не может трансформировать её под себя. Истина познаваема. Через познание её осознающими, в том числе людьми, происходит внутреннее самопознание и совершенствование Творца. От успеха этого совершенствования зависит будущее Творца (т.е. Вселенной), — так решается, будет ли он жить или погибнет. Таким образом, познание Истины есть важнейшее дело. Человек всегда стремился к познанию, осознанно и неосознанно, ибо таково его предназначение, и это стремление заложено в него эволюцией. Точное описание реальности, адекватное ей самой, также называется Истиной. Устная или иная констатация Истины, исходящая от человека, называется правдой. Умышленное утверждение, не соответствующее Истине и имеющее целью обмануть кого-то и ввести его в заблуждение, называется ложью. Ввиду важности познания Истины ложь, как то, что работает на её искажение и сокрытие, является одним из худших зол и абсолютно недопустима.

Вот так, если стараться быть максимально лаконичным.

Ну и несколько слов в заключение. Познание Истины — не только наше общее предназначение и наш труд на благо Мироздания, но и увлекательное занятие, приносящее огромное удовольствие и радость. Это поистине бесконечное поле деятельности, — ведь реальность охватывает собою всё, от микрочастиц до беспредельного в пространстве и времени Бытия. И этот простор открыт для странствий нашего разума и для творческого воплощения в жизнь плодов нашего познания. Плюс наша нужность, наполненность нашего существования высоким смыслом. Я бы сказал, что о таком можно только мечтать, — если бы это не было нашей действительностью.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *