Истине эзотерика ни к чему

В наших контактах с издательствами, среди прочего, существует следующая заковыка: оказывается довольно сложно определить жанр книг, относящихся к Учению. В перечне предлагаемых жанровых определений нет ничего 100% подходящего. Ведь это не религиозная литература, не оккультная и не контактёрская. Определение «духовная» обычно не используется, или же используется, в основном, по отношению к христианской литературе. Что остаётся? Приходится скрепя сердце вписывать принятое в издательствах определение «эзотерика, философия». В нём даже вторая часть выглядит не совсем соответствующей, — потому что под «философией» чаще всего понимается нечто созданное человеком. То есть это может ввести в заблуждение. Философия, опирающаяся на иные источники, трактуется уже как религиозная философия, а здесь такое определение не годится. Что же до первой части, то она и вовсе не соответствует положению вещей. Просто потому, что в Учении нет эзотерического уровня.

Так почему же это определение имеет место в данном случае? Дело в том, что Учение говорит о вещах, ранее относившихся к области эзотерики. Оно является подлинным герметизмом, — а герметизм традиционный всегда был эзотеричен, смыслы его текстов с трудом поддаются расшифровке, да и разные варианты расшифровки расходятся между собой и порождают разные варианты того же герметизма. Что там и как на самом деле, никому толком не понятно, и единого мнения нет. Отсюда даже произошло такое понятие, как «герметичный», — то есть «плотно закрытый, изолированный от внешней среды». Когда-то это означало «непонятный, имеющий тайный смысл». Между герметизмом и тайной, эзотеричностью ставился и традиционно продолжает ставиться знак равенства. Поэтому тот факт, что Учение относится к герметизму, уже сам по себе как бы указывает на его эзотеричность. Только вот это ошибка, ибо ничего такого в нём нет. Другой вариант объяснения состоит в том, что Учение раскрывает нечто, что прежде было эзотеричным. Такой подход ближе к реальности. Однако в этом случае определение «эзотерика» теряет смысл. Потому что она не бывает «задним числом». Бывшая эзотерика, ныне раскрытая и разъяснённая, это уже экзотерика. А такого жанра в списках издательств нет. Вот и получается, что имеющееся жанровое определение наших книг не соответствует действительности. К сожалению, приходится использовать то, что есть, — нечто не совсем точное, но общепринятое.

По сути, вся издаваемая сейчас эзотерика не является и не может являться таковой. Потому что раскрытые знания уже не эзотеричны. Само существование такого жанра — нонсенс.

Но это так, замечание к слову. Наш разговор — совсем о другом.

У меня бывали случаи, когда люди спрашивали об эзотерической составляющей Учения, и удивлялись, узнав, что её не существует. Удивлялись и выражали недоверие. Как это «не существует»? Что же это за серьёзное учение, не имеющее глубокого эзотерического уровня, доступного лишь посвящённым? Не может такого быть! Тут одно из двух: либо это неправда и тайный уровень всё же есть, либо само учение настолько пусто и поверхностно, что там не из чего сформировать уровень тайных знаний.

В таком подходе нашёл своё отражение один из широко распространённых штампов мышления. Это привычка считать, что по-настоящему важные знания не могут быть общедоступными. Ведь они дают особые возможности, а значит — власть. Поэтому доступ к ним и, соответственно, к особым возможностям может иметь только некая духовная элита. Ну а от такого убеждения просматриваются явные дорожки в двух направлениях. Одна — к игре в посвящённых, с театральными инициациями, тайными знаками и прочими декорациями. Другая — к раздуванию слухов о неких тайных орденах, якобы вершащих судьбы мира. Людям всё это интересно, оно увлекает, щекочет нервы; они хотят видеть нечто подобное. И отказываются поверить, что можно прекрасно обходиться без этого.

На самом деле — можно. Учение обходится.

Когда-то оно было закрытым (почему — отдельный вопрос). Но это не совсем то же, что эзотеричность. В нём не было уровней посвящения в том смысле, как это обычно понимается. В него просто не принимали всех подряд. Ну а те, кто был принят, чаще всего не скрывали своей принадлежности к нему. То есть сообщество было закрытым, но не тайным. Учителями, или Мастерами, становились не те, кто был посвящён в какие-то секретные высшие знания, а те, кто достигал более высокого уровня, работая со знаниями, доступными всем последователям. Здесь замечу следующее. Может представляться, что одинаковый доступный объём информации ведёт к одинаковой глубине познаний и одинаково высокому духовному уровню познающих. Однако это не так. Иметь равный доступ к знаниям — ещё не значит равно хорошо их усвоить. Всегда есть те, чьи успехи больше, и те, чьи успехи меньше, по разным причинам. Это можно видеть как на примере обычной школы, так и на примере практически любого учебного заведения или сообщества. Так что дело тут не в доступности информации, а в самих учениках, в их желании, способностях и возможностях.

Учение оставалось закрытым сообществом на протяжении 26 откровений. Нынешнее, 27 откровение, отличается от прежних, кроме прочего, ещё и тем, что оно — т.е. сообщаемые через него знания — предназначено для всех людей. Это значит, что сообщество последователей Учения стало открытым, и учеником теперь может стать любой желающий. Эзотерического же уровня в Учении как не было, так и нет. Знания общедоступны. С информацией может ознакомиться даже тот, кто не хочет быть учеником и не планирует стать последователем: на то есть книги, статьи и другие источники, излагающие Учение. Конечно, уровень понимания в этом случае будет, мягко говоря, оставлять желать лучшего. Но это естественно. Любое обучение более эффективно, когда оно идёт под руководством специалиста, могущего направить, помочь, объяснить.

Смысл последнего откровения в том, чтобы помочь познать Истину всем людям. Поэтому эзотеричность противоречила бы самому его предназначению. Истина не нуждается в эзотеричности и уровнях посвящения. Она равно доступна всем последователям, как и всегда. А теперь — не только последователям. Учение не только не скрывает каких-то особых даже по отношению к нему самому знаний, но и стало более доступным, чем раньше. Каждый должен иметь возможность узнать правду о мире и человеке.

Другое дело, насколько это нужно тому или иному человеку. Можно сказать, что Учение имеет свои уровни; но они не закрытые. Информация даётся свободно. Просто кому-то нужно больше, а кому-то меньше. Можно освоить основы, главные понятия и принципы, научиться жить по ним и на этом остановиться, — что, по правде говоря, трудно назвать хорошим вариантом. Можно продвинуться дальше и узнать больше. Можно разбираться досконально, расширяя объём знаний, вникая в детали и нюансы. Можно вообще стать экспертом, и в итоге подняться до уровня Учителя. Но всё это — не эзотерика. Это открытые уровни, и их освоение зависит от желания и способностей. Можно сказать, что существует базовый курс, продвинутый курс и уровень эксперта. Примерно то же, что и в любой изучаемой где-либо кем-либо дисциплине. Если угодно, эти уровни — школьник, доктор наук и академик. Всё открыто, и всё для тебя.

Учение ставит себе цель помочь людям в познании Истины, и тем самым изменить мир к лучшему. Было бы странно, если бы при таких устремлениях знания делились на доступные и недоступные, а люди — на достойных и недостойных. Истина — это сама реальность. Она для всех. Ведь мы живём в ней, и мы сами есть она. Познание Истины — это познание себя. Как и было сказано, Учение стремится помочь в этом всем. Ну а воспользоваться ли этой помощью, и в какой степени, каждый решает сам.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *