Беседа, 127

Строгость для плоти есть воздержание от излишнего, — ибо излишнее есть рука, протянутая в порок. (Беседа, 127)

По смыслу эту цитату можно условно разделить на две части.

Одна говорит о том, что излишества ведут к пороку. Что такое излишества? По сути, это превышение некой должной меры. Почему должной? Потому что естественной. Всё в Природе — а человек её часть — занимает своё место и выполняет свои функции. И обладает, так сказать, определёнными параметрами, позволяющими выполнять эти функции оптимально. Я сравню это с механизмом часов, где каждая шестерёнка находится на своём месте и имеет именно те размеры, которые нужны, чтобы механизм работал. Природа — подобный механизм, хотя на первый взгляд это и не очевидно. А особенно не очевидно для человека то, что он тоже часть механизма, и что для него тоже имеются оптимальные параметры. Оптимальные, отклонения от которых приводят к ухудшениям в работе. Отклонения как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Иначе говоря, «больше» далеко не всегда означает «лучше». Если та же шестерёнка в часах вдруг увеличится в размерах, она заклинит весь механизм.

Вот поэтому во всём так важна мера. И её производное для человеческой жизни: умеренность. Когда нечто хорошее, полезное становится чрезмерным, оно становится вредным. Благо превращается в зло. Для человека неумеренность в чём-либо обычно приводит к формированию дурной привычки или проявлению порока. А пороки в нас уже заложены. Именно они чаще всего и провоцируют неумеренность в том или ином. Поэтому излишество есть рука, протянутая в порок. Он незримо, изнутри подталкивает к излишеству, провоцирует. Но этому можно сопротивляться, не позволять себе. Тогда порок хоть и есть, но не управляет тобой. Однако если ты поддался и впал в излишество, то ты широко распахиваешь перед пороком двери. Ты как бы запускаешь руку в тёмные уголки своей души и вытаскиваешь его наружу, приглашая вступить во владение тобой. Ты отдаёшься противоестественному. Ведь естественность — это не только не меньше, но и не больше нормы. Считать, что больше — всегда лучше, огромная ошибка.

Другая часть цитаты говорит нам о том, что плоть нужно держать в строгости. Зачем? Затем, что плоть — это ещё не сам человек. И её желания могут в те или иные моменты идти вразрез с долженствованием человека. Если дать ей волю, она возьмёт его под свой контроль и помешает выполнять долженствование. То есть они поменяются местами: не он будет использовать плоть в своих целях, а она будет использовать его. Это как быть рабом своих штанов, — идти туда, куда хотят они, дружить с тем, кто нравится им, и т.д. Чтобы подобного не случилось, нужно держать плоть, то есть своё тело, в строгости, и не позволять ему командовать. Это вовсе не означает, что его надо истязать и подвергать суровым лишениям. Просто нужно воздерживаться от излишнего, — даже если очень хочется.

Конечно, не всегда можно легко определить меру должного. Порой ты затрудняешься — вот это уже будет излишним, или ещё нет? В таких случаях лучше решать в сторону большей строгости, — то есть лучше отказаться, лучше недодать, чем передать. Это принесёт меньше вреда, чем возможное излишество, и ещё принесёт пользу, ибо поможет приучиться к умеренности. А это также сделает тебя менее уязвимым.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *