Человек из Учения: штрихи к портрету (4, 5, 6, 7)

 

4. Человек без кожи

Люди, как правило, стремятся страдать поменьше, поменьше чувствовать боль. В том числе — боль душевную. И некоторые духовные учения предлагают способы избежать таких страданий. Точнее говоря, избавиться от них через избавление от страстей, которые являются источниками переживаний и душевных мук. Соответственно, в таких учениях идеал человека — аскет и мудрец, достигший осознания суетности мира и избавившийся от страстей и желаний. Он всегда спокоен, невозмутим, его уже ничто не волнует, — ни собственные страдания, ибо их больше нет, ни чужие, ибо для него они неактуальны, а те, кто их испытывает, виноваты в них сами. Такой абсолютный внутренний покой, когда уже ничего не хочется и ничто не мучает, понимается как счастье, как своего рода достижение рая ещё при жизни.

Интересно, что в тех же самых учениях обычно очень ценится умение сострадать людям. Это позиционируется как одна из главных добродетелей, или даже как самая главная. Однако избавление от страстей и страданий ценится всё же выше. Это основная цель. Поэтому если ты высокодуховная личность и развил в себе огромное сострадание, всё же ты, по идее, должен стремиться в итоге устраниться от этого тоже и обрести абсолютную невозмутимость. Особенно если считаешь, что все страсти и чувства берут своё начало в иллюзиях, и что сам мир тоже, по сути, иллюзорен

Человек из Учения смотрит на вещи иначе. Для него мир не иллюзорен, а реален. Наш мир, наша Вселенная является как раз главной реальностью, которая должна совершенствоваться, — и именно это важнее всего. Всё подчинено задаче её совершенствования, — в том числе смысл жизни человека. Он должен не бежать от реальности, объявляя её иллюзией, а стремиться познать её и сделать лучше.

Познавая мир, познаёшь его несовершенства, беды и проблемы, — иначе как сделать его лучше? Познаёшь несовершенства, беды и проблемы людей, учишься им сострадать, — иначе как поможешь им? Поэтому человек из Учения не старается утратить чувства, не стремится стать бесстрастным. Он открывается миру и людям, чтобы ощутить их настолько полно, насколько это возможно, со всеми их радостями и горестями. Он не притупляет свои чувства, а максимально обостряет их. Он словно остаётся без кожи, обнажив все нервы, и ощущает чужую боль как свою, в малейших её проявлениях. Это важная часть пути к выполнению предназначения. Кто чувствует чужое страдание, тот не останется равнодушным к нему и сделает всё возможное, чтобы облегчить его, чтобы помочь. Таково поведение, нормальное для человека.

Конечно, очень тяжело ощущать боль мира и страдания людей. Где взять силы и стойкость, чтобы не просто вынести всё это, но ещё и что-то делать, трудиться на общее благо? Ну, во-первых, в мире много не только боли, но и радости, которую ты тоже ощущаешь и которая служит противовесом страданию. Во-вторых, так глубоко ощутив великое единство с миром, ты не только обретаешь способность ощущать его боль и радость, но и получаешь возможность черпать из него силу. Она помогает вынести больше, чем может вынести человек, и не сломаться, и при этом ещё хорошо потрудиться для мира и людей.

5. Проблемы полезны

Человеческая жизнь в огромной своей части состоит из проблем. Постоянно возникают какие-то трудности, нужно находить непростые решения, с чем-то бороться, что-то преодолевать. Даже если всего этого в совокупности меньше, чем светлых и приятных моментов, ощущается оно очень остро, — и потому может казаться, что вся жизнь состоит из одних проблем, с редкими проблесками радости. Люди часто воспринимают такую жизнь как несправедливость и сплошное мучение, многие проклинают её, многие впадают в депрессию. Некоторые просто не выдерживают и решаются на что-нибудь ужасное. Все хотят, чтобы проблем было поменьше, в идеале — чтобы их не было вовсе. Чтобы жизнь была спокойной и состояла из одних успехов и радостей. Такая жизнь видится как норма, а жизнь, полная трудностей, — как отклонение от нормы, досадное или даже трагическое.

Однако в действительности всё как раз наоборот. Любое развитие, любое достижение, любое движение куда-либо связано с трудностями и проблемами. Собственно, они, в определённом смысле, и есть сама жизнь, — ибо дают возможность идти эволюции и совершенствоваться человеку. Всё новое и лучшее прежнего, что когда-либо было достигнуто, было достигнуто через трудности и представляло собой решение какой-то проблемы, масштабной или не очень. Это относится и к развитию конкретного человека, и к развитию всего человечества, всей цивилизации. Препятствия на пути, трудности, проблемы, — это развитие и жизнь; их отсутствие, полный покой, — это застой и угасание. Можно привести очень простой пример: физические упражнения. Что делает человек, желающий, чтобы его тело стало более сильным, выносливым, более здоровым? Он выполняет различные упражнения, сообщая телу определённые нагрузки. Для положительного эффекта тело должно испытывать трудности и преодолевать их.

По Учению, трудностей бояться не надо. Они — не некая мистическая несправедливость и не наказание, посланное свыше, а естественная часть жизни. Естественная, необходимая и неизбежная. Мечтая о жизни без проблем, ты будешь только зря себя мучить, потому что это стремление к невозможному. К прочим своим страданиям ты прибавишь ещё и это. Нужно учиться относиться к проблемам правильно. Нет нужды искать их, специально нарываться на них. Уж чем-чем, а этим жизнь сама обеспечит тебя с избытком. Правда то, что проблем обычно бывает слишком много, — но их создают друг другу люди; и пока люди не изменятся, пока не станут другими, они будут продолжать это делать. Так или иначе, проблемы нужно воспринимать как должное, хотя часто и избыточное. К ним нужно относиться как к тому, что помогает жить, а не мешает. Как к тому, что даёт новые возможности. А то, что они причиняют страдания, — так ведь любое движение через препятствия причиняет страдания. Мышцы, и те болят после физических упражнений.

Так относится к проблемам человек из Учения. Он не боится их и готов ко встрече с ними, готов преодолевать трудности. Он не мучает себя иллюзиями того, что можно достичь беспроблемной жизни, не растрачивает себя на погоню за недостижимым. Он не считает, что весь мир несправедливо ополчился против него, и не мучается обидами подобного рода. Проблемы не вгонят его в депрессию и не сломают. Он знает, что они не могут сломать его, потому что у него достаточно сил для того, чтобы их преодолеть, или хотя бы выдержать. И он ставит их себе на службу, используя как тренажёры, на которых можно упражняться и становиться сильнее. А заодно и сделать лучше мир.

6. Выживание — не главное

Можно практически не сомневаться, что на вопрос «Что является для человека высшей ценностью?», большинство ответит: жизнь. Это, вроде бы, вполне очевидно. Однако существует и вопрос о смысле жизни. И коль скоро такой вопрос ставится, и притом является одним из старейших и важнейших в истории человечества, то сам факт его упорной, снова и снова, постановки наводит на мысль о том, что жизнь, видимо, важна не сама по себе. Она нужна не для того, чтобы просто жить. Она нужна для чего-то большего. Что, соответственно, важнее её.

Очень многие с этим не согласятся. Для них нет ничего ценнее жизни. Просто жизни. Они готовы на всё, только бы сохранить её. Ради выживания они пожертвуют всем — совестью, человеческим достоинством, долгом, товарищами, близкими людьми… Ведь если жизнь — высшая ценность, то никакая цена за неё не чрезмерна. Безумное желание выжить владеет ими как непреодолимая сила, диктующая все поступки. Вопрос «Для чего ты живёшь?» перед таким человеком не стоит. Он стремится просто жить. Пусть трусливым, жалким, пусть бесполезным, пусть лживым, подлым, пусть преступным, опасным для других, — но жить. Это можно было бы назвать чем-то животным, если бы животное могло сознательно совершить подлость или преступление ради своего выживания. А так это что-то ещё пониже.

В то же время многие скажут: есть то, что важнее жизни. Ею можно пожертвовать, спасая или защищая кого-то. Её можно отдать за большое и нужное дело. Порой ею можно рискнуть ради познания, ради любви, ради чужого счастья. Можно пойти на смерть за убеждения, за справедливость, за то, чтобы исполнить долг, за то, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и остаться человеком, пусть и в свои последние минуты. На самом деле, может найтись немало вещей, которые дороже жизни. И людей, которые поступают так, уважают, называют героями, считают примером для других, им ставят памятники, о них пишут песни и снимают фильмы. Потому что это — люди, которые не просто живут. Они — те, кто делает мир лучше и своей жизнью, и своей смертью. Они и живут не напрасно, и умирают не зря.

И кроме того, они делают лучше себя. Человек совершенствуется через правильный выбор, через выбор в пользу блага, а не в пользу эгоизма и трусости. Так становится чище частица Духа, которую он несёт в себе. А ведь она ни что иное, как частица души Творца, и человек приходит в мир для того, чтобы её совершенствовать. Это его предназначение, он живёт ради этого. Вот и получается, что совершая достойный поступок он и делает мир лучше, и помогает другим, и становится лучше сам, и выполняет своё предназначение. Всё это ценнее жизни, — потому что она даётся именно для этого. Умирая, такой человек оставляет мир более лучшим, чем он был до того, а собственные духовно-нравственные достижения уносит с собой в следующую жизнь. В неё он придёт более совершенным, с более чистым Духом. И сможет в ней принести миру ещё больше добра.

Понимая всё это, человек из Учения старается жить так. Он ценит свою жизнь — но не как высшее благо само по себе, а как инструмент для вершения блага. Его нельзя под угрозой смерти принудить к трусливым и подлым поступкам, он не стремится выжить любой ценой. Он стремится совершенствоваться, делать добро людям, делать мир лучше, помогать Творцу в его совершенствовании. Иначе говоря, он стремится быть настоящим человеком. Если надо, то ценой жизни. Даже если бы жизнь была одна, и смерть была бы окончательной, это всё равно стоило бы того. А поскольку жизнь не одна, и достойные поступки совершенствуют человека на будущие жизни, то тем более.

7. Тело как инструмент

Материалистические воззрения утверждают, что человек — это материя, тело. Просто потому, что ничего другого нет. Души нет, это религиозный вымысел. Сознание и мышление существуют только в импульсах материального мозга. Материя в высшей форме своей организации и есть человек. И вот как раз с последним утверждением можно отчасти согласиться. В том смысле, что материя — это часть человека. Можно сказать, она — его поместилище, сопряжённое с ним самим. В оболочке материи находится человеческая сущность, представляющая собой Дух, как основу, и ещё одну оболочку в виде энергии. Материя нарастает вокруг основы, пока ребёнок находится в утробе матери, и потом, пока он взрослеет. А когда придёт время, материальная оболочка будет сброшена, перестанет быть человеком и распадётся, тогда как человеческая сущность продолжит своё существование. Она ещё побывает в материальных оболочках, и не раз.

Для чего же человеку даётся тело? Оно есть способ его, человека, существования в мире материи. Нечто вроде скафандра или, если угодно, экзоскелета, дающего возможность присутствовать в иной среде и совершать в ней различные действия. Таким образом, тело — это инструмент. Инструмент, сращённый с человеком, и остающийся таковым до момента физической смерти. То есть до того момента, когда инструмент придёт в полную негодность. Тело изнашивается, оно может быть сломано, разрушено, как и всякая вещь или механизм. Мы чиним его, по возможности, чтобы оно прослужило дольше. Другое дело, что не всякий умеет правильно им пользоваться. Кто-то не воспринимает его как инструмент, а полностью отождествляет со своей личностью, кто-то использует для развлечения, кто-то — для удовлетворения пороков и совершения преступлений, а кто-то вообще не хочет никак использовать, а хочет полёживать себе на диване и ничего не делать.

Человек из Учения знает, для чего ему дан этот инструмент. Он дан для того, чтобы иметь возможность исследовать мир материи, чтобы иметь возможности для развития, каких нет за его пределами, чтобы получать опыт, совершенствоваться и действовать, изменяя мир вокруг себя к лучшему. Такой многоцелевой, необходимый и незаменимый для выполнения всех этих задач инструмент. Его нужно ценить и беречь, но при этом не забывать, что он такое. Да, он продолжение человека, — в той же мере, как молоток, гаечный ключ или карандаш являются продолжением руки. Но всё же это не рука. И к телу нужно относиться как к части себя, но не как к самому себе в полной мере.

Как и было сказано, его нужно беречь, о нём нужно заботиться, поддерживать в рабочем состоянии и использовать с должной степенью осторожности. Даже простой молоток быстро придёт в негодность, если относиться к нему наплевательски и использовать неаккуратно. Тело же есть инструмент куда более сложный и, в отличие от молотка, замене не подлежащий, — по крайней мере, в продолжение одной жизни. Однако неправильно будет и слишком беречь его. Если ты боишься повредить молоток и потому не хочешь забить гвоздь, то молоток оказывается бесполезным, и его можно выбросить. Инструмент предназначен для работы, и не следует избегать её, лишь бы сберечь инструмент. Для него нормально изнашиваться, и однажды он сломается. Главное, чтобы работа была сделана, и сделана хорошо. То же самое относится и к телу. С ним нельзя быть небрежным, им нельзя разбрасываться попусту, — но нельзя и превращать его в идол, нельзя служить ему, подчиняя интересам его благополучия всё остальное. Это означает, что мало получить от Природы тело. Нужно ещё научиться правильно к нему относиться, правильно с ним обращаться, правильно его использовать. Тоже серьёзная наука сама по себе. Человек из Учения осваивает её, а дальше ему остаётся лишь хорошо потрудиться. Благо, всё для этого есть.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *