Что такое Учение?

Одним из самых странных вопросов, которые мне задавали, был «Что такое Учение?». Почему он странный? Потому что подразумевает получение краткого и простого ответа на очень широкий и непростой вопрос. Ну вот как бы вы ответили, если бы вас спросили, например, «Что такое жизнь?». Конечно, тут можно сумничать и ответить нечто вроде «Жизнь — это дорога к смерти». Такой ответ, возможно, будет иметь успех, — но это в том случае, если спрашивавший изначально хотел просто услышать что-нибудь этакое, заковыристое и глубокомысленное, красивое и парадоксальное. Если же он в самом деле хочет разобраться, такой ответ его не устроит. И дать ему сжатый ответ будет невозможно. Потому что жизнь многогранна. Ответом может быть и биологический её аспект, и философский, и биографический, и психологический, и временной, и… и… и… Всё по отдельности и всё вместе. Оттого подобные вопросы выглядят странно, и сильно смахивают на риторические, хотя таковыми не являются.

Вопрос об Учении также может иметь много ответов, ибо Учение тоже многогранно. Оно предстаёт в разных обликах, в зависимости от того, с какой стороны на него смотреть и как воспринимать. Оно является много чем. А также много чем не является, — что тоже будет ответами, по принципу «от обратного».

Например, оно не является сектой, — ни по самому определению этого понятия, ни по тем пропагандистско-фольклорным представлениям о сектах, которые бытуют в обществе. Оно не является религией, ибо в нём не верят в сверхъестественное и ничему не поклоняются. Оно не является средством выколачивания денег из людей, — не берёт регулярных взносов, не просит пожертвований, ни у кого не выманивает имущество и квартиры, не взимает плату за различные тренинги и тому подобное. Оно не является пристанищем для суеверов, любителей мистики, теорий заговора и различной псевдодуховной чуши. Оно не является тем, что нужно эгоистам, ищущим духовного продвижения только для себя и забывающим о других людях и о мире, а также самодовольным болванам, желающим стать великими просвещёнными, чтобы потом упиваться своим величием. В общем, много чем оно не является. Много чем из того, чего одни хотят, а другие боятся.

Чем же оно является? Здесь тоже нужно перечислять. Например, один из последователей назвал его мануалом по жизни. И с таким определением вполне можно согласиться. Потому что Учение учит понимать жизнь, разбираться в ней и, так сказать, правильно с ней обращаться. Мануал и есть. Хотя звучит непривычно, слишком уж модерново. Однако же тому, кто знает, что такое мануалы, и привык ими пользоваться, именно это слово скажет об Учении очень много. Собственно, покажет его в очень важном аспекте. Ну и отлично. Значит, такое определение, родившееся спонтанно, экспромтом, тоже годится.

Что ещё? Ну, прежде всего, то, что ищут очень многие: источник информации. Кладезь знаний о вещах, о которых науке пока что сказать нечего, либо которые она попросту отрицает. От того, что представляет собой Вселенная, до того, в чём смысл человеческой жизни; от того, что на самом деле происходит с людьми после смерти, до того, есть ли жизнь на других планетах; от того, в чём суть зла, до того, кем в действительности являются боги. И всё это — без мистики, сверхъестественного и чудес. Да, вот так, представьте себе.

Здесь мы видим ещё одну грань Учения. Оно представляет собой тот самый третий вариант, о необходимости коего говорят многие: мировоззрение, благодаря которому могут быть сняты противоречия между наукой и религией. Оно даёт объяснение явлениям, которые известны нам из религии (не какой-то конкретной, а из религии вообще, из религиозного взгляда на мир), при этом не апеллируя к сверхъестественному. Все эти явления вписываются в естественную систему Природы и подчиняются её законам, они научно познаваемы, могут быть исследованы и описаны. Проблема в том, что наука пока не располагает возможностями для таких исследований, и совершение этих открытий у неё ещё впереди. А пока что Учение от себя может подтвердить существование того, во что верят религиозные люди, и при этом дать всему рациональное объяснение. Конечно, при этом значение ряда понятий неизбежно корректируется. Но тут уж ничего не поделаешь. Иной взгляд на известные явления требует иных описаний.

Далее, Учение — целостное мировоззрение. Оно не просто даёт ответы на разобщённые вопросы; оно представляет собой систему, освещающую в их взаимосвязи вопросы устройства мира (и даже больше, чем мира), места в этой системе человека и его роль, а также человеческую жизнь. Система эта обширна, информативна, логична, непротиворечива, понятна и практична.

Отсюда — следующий аспект: Учение является средством изменения себя. Оно предлагает систему морали, которую обосновывает исходя из устройства мира и смысла существования человека. Оно не говорит: «Поступай вот так, а почему — об этом не думай. Так установили высшие силы, и им-то уж виднее». Оно говорит: «Поступать следует вот так, это будет правильно, — потому что это соответствует предназначению человека. А предназначение таково-то и таково-то, оно вытекает из устройства Вселенной и влияет на её судьбу так-то и так-то, и таким-то образом сочетается со вселенскими законами». То есть Учение объясняет, даёт возможность понять важнейшие вещи. Такие вещи, на которых строится жизнь человека. Если ты понимаешь смысл своей жизни и её важность для мира, понимаешь, каким ты должен быть, и ради чего ты должен быть именно таким, знаешь, что в себе нужно вырабатывать, а что преодолевать, и почему именно это, и каким образом работать над собой, чтобы получилось как надо, — если ты всё это знаешь и понимаешь, тогда у тебя будет и мотивация, и желание, и возможности, и силы на то, чтобы изменить себя и стать лучше. Не через какие-то сомнительные тренинги и практики под девизом «Стань суперчеловеком за полгода и нагни весь мир», а через знания, глубокое осознание реальности, духовную работу и практику в виде нравственного выбора и следующих из него поступков. Правда, это не будет быстро. Настоящая работа над собой не заканчивается никогда. Она продолжается всю жизнь. Потому что подлинно важные и сложные дела быстро не делаются.

Можно сказать и так: Учение — это духовный путь. В нашем случае — именно духовный, а не религиозный, ибо духовность и религия вовсе не обязательно являются одним и тем же. Путь познания и нравственного совершенствования себя, путь изменения своих качеств через внутреннюю работу. А для чего это нужно? А для того, чтобы в итоге сделать что-то для мира.

Поэтому следующий аспект таков: Учение — это путь к изменению мира и само средство его изменения. Тут всё строится на знании и действии. Прежде всего необходимо знать, что собой представляет мир, как он устроен. Затем — что значит «изменение мира к лучшему»? Это что за изменения, и в какую сторону они должны идти? Затем — какую роль в этом играет человек, что он может сделать для изменения мира к лучшему, и как это нужно делать. Ну а далее — действие, практические поступки. Учение исходит из того, что мир таков, каким делают его те, кто его населяет. Если он является неблагополучным, опасным местом, где люди страдают и гибнут, то это потому, что таковы сами люди. Они разрушают, угнетают, мучают, убивают друг друга. Изменения к лучшему в мире происходят, прежде всего, через изменение к лучшему людей. Поэтому так важно просвещение, работа над собой, совершенствование человека. По мере изменения людей наш мир будет становиться более приятным местом, а по мере объединения их усилий по его целенаправленному улучшению он изменится ещё больше. Учение ставит себе именно такие цели: просвещение людей и изменение мира. Это, опять же, будет не быстро. Видимо, потребуются века. Дело глобальное и архисложное. Но главное относительно нашей темы то, что Учение объясняет цель, указывает направление, помогает определить средства, а также помогает обрести силы на столь большое дело. И ещё оно даёт реальную возможность объединиться, чтобы делать это дело вместе.

Это столь важно, что мы пустим его отдельным пунктом. Учение — путь к объединению людей в мировом масштабе, в масштабе человечества. Оно помогает понять сущность человека, увидеть общие для всех цели, — цели человеческой цивилизации, — осознать важность единства и придти к нему. Пусть не в ближайшей исторической перспективе, пусть не завтра, не через год и даже не через десять лет, но придти. Объединение — это исчезновение государственных границ, прекращение войн, прекращение конфликтов на национальной и религиозной почве. Это слияние человечества в единый народ.

Отсюда следующий пункт: Учение сегодня — это росток будущей общечеловеческой культуры. Росток, который со временем вырастет в мировое древо. Корни этого древа будут в почве нашей планеты, ветви же выйдут за её пределы и раскинутся по космическому пространству. Люди, расселяющиеся по другим планетам, будут объединены Учением как общим мировоззрением и сформировавшейся на его основе общей культурой.

И когда начнётся общение с другими цивилизациями, человечество обнаружит, что с какими-то из них его связывает то самое общее мировоззрение. Ведь Учение показывает подлинную картину реальности, — а она одна для всех, как едины для всей Вселенной универсальные законы Природы. Поэтому Учение известно многим разумным расам Вселенной. И это ещё одна его ипостась: оно служит объединяющим фактором не только для человечества, но и для разных разумных рас. То есть оно является своего рода общим знаменателем для всех, кто познал и понял реальность в степени, достаточной для того, чтобы выработать объективное мировоззрение. Так как реальность одна на всех, то и объективное, то есть отвечающее ей, мировоззрение может быть тоже только одно на всех. Поэтому Учение открывает картину мира тем, кому она не известна, — а те, кто познаёт её самостоятельно, сами таким образом приходят к Учению. На какой бы планете они ни обитали. Учение связывает разумные расы космоса (те, чьим мировоззрением оно является), помогает им понимать друг друга, избегать конфликтов, служит основой для их сотрудничества, — ведь у них, как у осознающих, общая роль в системе Природы и общие цели.

Перечисление граней Учения можно было бы ещё продолжать, — но, думаю, сказанного достаточно для того, чтобы составить общее представление об их многообразии и масштабе. Поэтому под занавес упомяну ещё только одну его грань, — возможно, самую необычную.

Заключается она в том, что Учение — это ещё и живое существо. Ведь все содержащиеся в нём знания, вся информация, все моральные принципы и прочее, всё это не может реализоваться на практике без тех, кто является носителями Учения, его последователями. Так самая мудрая в мире книга, учащая всему самому хорошему и доброму, представляет собой всего лишь предмет, лежащий себе на одном месте и никак не влияющий на происходящее в мире. Лишь когда кто-то прочтёт её, проникнется и станет воплощать её содержание в жизнь, только тогда она оживёт в его мыслях, стремлениях и поступках. Так и с Учением. Оно живёт в своих последователях. Мыслит их умами, смотрит их глазами, меняет мир их руками, дышит, радуется, страдает, любит потому, что дышат, радуются, страдают, любят они. У него столько лиц, сколько лиц у них, столько тел, сколько тел у них. Кроме того, у него единая энергетика, с которой соединён каждый последователь, — как бы своего рода кровеносная система, в которой роль циркулирующей крови выполняет энергия. И есть единство на ещё более глубоком, духовном уровне. Можно сказать, что совокупный Дух всех принадлежащих к Учению — это его единая душа. Так что с Учением можно не только соприкоснуться интеллектуально, ознакомившись с его информацией, но с ним можно и поговорить, его можно коснуться рукой, ощутить на щеке его дыхание. Учение — это все его последователи вместе взятые. Это существо космических масштабов, обитающее одновременно на многих планетах, смотрящее на Вселенную мириадами глаз, трудящееся на её благо мириадами умов и рук. Удивительная картина, правда? По мне, так да. Вот так: Учение умеет ещё и удивляться самому себе. Что ещё более удивительно, — но при этом так естественно.

Вот такой у нас получился обзор. Он вышел очень сжатым и сухим, — но иначе и не могло быть. Таков формат нашего разговора. А для хоть немного более подробного рассмотрения каждой грани нужно писать отдельный развёрнутый очерк. Тем более что, как и было сказано, это ещё не все грани.

Я не могу счесть, что ответил на вопрос, вынесенный в заголовок. Хотя, может быть, что-то более-менее прояснил. Главным образом я хотел объяснить, как трудно дать краткий ответ — а именно такого ответа всегда и ждут — на этот вопрос. Надеюсь, хотя бы это удалось. А если по-хорошему, то для того, чтобы глубоко понять, что такое Учение, нужно изучать его и стать его частью. Так же, как для того, чтобы начать понимать, что такое жизнь, нужно её жить.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *