Ничего святого?

Иногда можно услышать, как о ком-то говорят «Для него нет ничего святого!». Что означает — это плохой человек, не имеющий принципов и моральных границ, бесчестный, ничего и никого не уважающий.

Само выражение вышло из религии, где есть такие понятия, как «святое», «священное», «святыня». Если несколько упростить, то это что-то (или кто-то) идеальное, совершенное, непогрешимое, максимально приближенное к Богу (богам) или исходящее непосредственно от него. Это может быть человек, животное, растение, предмет, постройка, место, местность, какое-либо качество, обычай, принцип, изображение, символ, текст, и даже язык. То есть практически всё, что угодно. Обычно от всего святого и священного исходит божественная сила, творящая чудеса, и оно пользуется особым почитанием и поклонением. Как видим, тут всё завязано на сверхъестественном. Но из религии эти понятия перекочевали в светскую жизнь, секуляризовались, изменили свой смысл, и их совершенно спокойно употребляют неверующие люди. Например, активно используются такие выражения, как «святая правда», «святая простота», «священная корова» и другие. Это употребимо даже в целых атеистических обществах и идеологиях, — вспомним хотя бы советскую песню «Священная война». Сверхъестественная, чудесная составляющая из этих понятий выветрилась, но сохранились значения чего-то совершенного, особо почитаемого, особо значительного, исполненного высокого смысла. Думаю, при желании и минимальных затратах времени каждый вспомнит или легко найдёт немало таких оборотов.

А вот в Учении они не в ходу. И не потому, что мы такие безнравственные, никого и ничего не почитающие люди.

Прежде всего, Учение — не религия, и оно не признаёт сверхъестественного и чудес. Таким образом, ничего святого или священного в этом смысле у нас нет. Богами у нас называются законы и силы Природы, и в них нет никакой мистики.

Что до святых людей, то их, с нашей точки зрения, не может быть по определению. Ведь если нет сверхъестественного Бога, то никто не может быть сопричастным его святости и его чудесной силе. Значит, остаётся понятие «святой» в значении «совершенный, безупречный, безгрешный». Но небезупречны — конечно, по отношению не к Богу, а к Природе — все. Каждый человек познаёт мир и своё предназначение, и учится жить в соответствии с ним, — то есть жить правильно. Однако это постепенный процесс, трудный и длительный. Он занимает не одну жизнь. И даже самый лучший и правильный человек всё равно не избежит ошибок и каких-то неправильных поступков, — пусть мелких, пусть совершённых невольно, случайно или по неведению. Ну а когда кто-то становится почти безупречным, близким к идеалу того, каким должен быть человек, он перестаёт перерождаться. То, чего ему недостаёт для перехода в мир Духа, он «добирает» в мире энергии. Что это означает? А то, что если человек живёт в физическом теле, то он уже небезупречен. Поэтому мы не считаем святыми даже наших Учителей и пророков. Это люди, продвинувшиеся по духовному пути дальше, чем остальные, больше знающие и больше могущие, обладающие высочайшим авторитетом и пользующиеся соответствующим уважением, — но всё-таки небезупречные. Возможно, для кого-то это странно, — такое отношение к несвятому. Для нас же это обычное дело. Мы уважаем того, кто является мастером в своём деле. Тем более, если это дело — духовный путь Учения.

Далее надо сказать о пандэкте. Порой мы называем его Писаниями, и даже с заглавной буквы. Но к слову «Писания» никогда не прибавляем «Священные». Да, в пандэкте содержится Истина, и в этом отношении его можно считать безупречным. Да, у него особая энергетика, могущая иметь, в том числе, и целительное воздействие. Да, он написан отчасти благодаря тем, кого мы условно называем богами. Но всё это не имеет никакого отношения к мистическому и сверхъестественному. Пандэкт у нас — самый авторитетный письменный источник. Мы его уважаем и бережём. Но это не религиозное почитание, и уж тем более не поклонение. Это нормальная книга (точнее, собрание книг), только имеющая особое значение. Под «книгой» я подразумеваю как сами тексты, так и их физический носитель в виде той же бумажной книги.

Точно так же у нас нет и священных предметов как таковых. Те или иные предметы, имеющие отношение к Учению, несут на себе его энергетику и имеют для нас большое значение. Но, опять же, мы им не поклоняемся. Они не обладают мистической силой и не творят чудес. Чудес не бывает, ибо ничто не может стоять над законами Природы. По той же причине у нас нет чудотворцев и святых чудотворных мощей. Если Учителя (не священники или жрецы, а именно Учителя) порой делают что-то необычное, что может показаться чудом, то в действительности всё это укладывается в рамки естественных законов, — просто относится к пока что малоизвестной их стороне. Всё это не более чудесно, чем, например, передача звука и изображения на расстояние.

Нет у нас и священных мест. Есть места особенные, — например, город, где произошло откровение и было основано Учение. Во-первых, само это событие делает его памятным, исторически значимым местом. Во-вторых, это произошло здесь не просто так, а потому что много тысяч лет назад здесь же произошло самое первое откровение. В результате такого замыкания цепочки откровений здесь образовался источник особой, очень мощной энергетики Учения. И в дальнейшем эта энергетика станет ещё сильнее. Однако это не делает город святым, не означает, что здесь будут происходить чудеса и что последователи Учения должны будут совершать паломничества сюда. Здешняя энергетика может подпитывать их, благодаря ей могут иметь место те или иные пользительные эффекты, — но никаких чудес. И никакого поклонения.

Словом, Учение прекрасно обходится без чего бы то ни было святого, священного и чудесного. Можно с уверенностью утверждать, что отсутствие всего этого избавляет само Учение от неопределённости, непонятности и спекулятивности, а его последователей — от чувства беспомощности перед сверхъестественными силами и от искушения решать свои проблемы путём упования на чудо. Вместо поклонения у нас уважение (если угодно, почитание, как форма наиболее глубокого уважения). У нас нет слепой веры в сверхъестественное и потому в принципе необъяснимое, а есть доверие к авторитетам, основанное на здравом смысле. Мы знаем, что можно и нужно совершенствоваться, можно даже стать Учителем, но нельзя претендовать на статус святого. И так далее. Добавить можно ещё много чего, — но думаю, что в целом картина уже понятна.

Что же до самих слов «святой» и «священный», используемых в переносном смысле, то они у нас как-то не прижились. Мы стараемся не использовать религиозные термины в тех случаях, когда можно обойтись без них. С этими именно так и произошло. Возможно, это некоторая потеря для художественного стиля, — но ведь для того, чтобы выразить своё отношение, есть много хороших слов, не так ли?

© Атархат, 2021

4 thoughts on “Ничего святого?

  1. Человек может как прогрессировать, так и регрессировать и рождаться в телах животных, верно? Если это не так, тогда какие души рождаются в животных телах? И почему, согласно учению, мы родились именно людьми?

    1. Никто не рождается в телах животных. Только в телах разумных существ (в терминологии Учения — «осознающих»). И именно потому, что регресса в развитии Духа не бывает. Попав в тело осознающего, частица Духа получает возможность активно развиваться через познание и моральный выбор. И потерять эту возможность она уже не может. Путь сознательного развития может идти только вверх, и никогда вниз. Поэтому человек никогда не рождается в теле существа, не обладающего активным разумом. Он может развиваться очень медленно, если плохо познаёт и часто делает неверный выбор, и может быть вынужден из-за этого прожить много «лишних» жизней, — но он всегда будет рождаться осознающим.

      1. Тогда возникает вопрос: а кто же тогда рождается в телах животных, если не души и почему? Ведь они тоже живые, т.н. энергетические монады, пребывающие в гуне невежества. У них разве нет шансов стать в одной из следующих жизней людьми?

        1. В телах животных, в растениях, камнях, предметах и прочем тоже есть частицы Духа. Однако эти частицы не являются личностями в полном смысле этого слова. Они не развиваются активно, т.к. не способны осознавать и делать выбор между правильным и неправильным, добром и злом. Но со временем весь Дух должен будет пройти через осознающих, чтобы стать совершеннее. То есть та его часть, которая сейчас присутствует, например, в животном, однажды обязательно окажется в осознающем (человеке или ином). И тогда ей уже не придётся возвращаться в животное. Как я уже говорил, путь может быть только вверх.

          Хочу обратить Ваше внимание на то, что в Учении нет таких понятий, как «энергетические монады», «гуны» и т.п. Его мировоззрение отличается от мировоззрений, где они используются. В каких-то моментах совпадения есть, но во многих нет. Это другая картина мира. Так что не всё в нём может выглядеть знакомым и объясняться через понятия, привычные для последователей других учений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *