Все мы родом из прошлого

Мы как-то раз говорили о том, что для понимания психологии человека необходимо учитывать отпечаток, который накладывают на него прошлые жизни. Ну или хотя бы одна из них, предыдущая. Вопрос: как это сделать? Ответ: пока никак. Пока что эта важнейшая сторона человеческого развития остаётся неизвестной и недоступной науке. Но она всегда актуальна. Упомянутый отпечаток имеет место, он работает.

Сегодня никакой психолог не сделает на этой почве выводов о конкретном человеке, — просто потому что он ничего не знает о прошлой жизни данного человека. И даже если тот вдруг что-то вспомнит о ней, то совсем не факт, что это действительно воспоминания, а не галлюцинации, или психоз, или желаемое, принятое за действительное. Сколько уж было таких, вспоминавших себя Наполеонами, Шекспирами и Жаннами д’Арк… А разработанной методики определять предыдущую личность пока не существует. Однако при этом у нас остаётся возможность делать некоторые обобщения и выводы на их основе. То есть если нельзя ничего сказать о конкретных людях (кроме редких случаев, — но это совсем другая тема), то, может быть, в таком разрезе можно что-то сказать о людях вообще? Я хочу сейчас сделать шаг в этом направлении.

Каждый человек живёт в определённых исторических условиях, и его личность формируется в конкретном социальном, культурном, духовном контексте. Он впитывает те или иные понятия о правилах жизни, поведения, отношений с окружающими, психологически формируется на основе бытующих в его среде представлений об устройстве мира, верований и т.д. В дальнейшем это оказывается очень трудно изменить, — если вообще возможно. Ведь речь идёт не просто о чём-то, что его окружает. Это не нечто стороннее, а он сам. Условия жизни сделали его таким, каков он есть. Он будет таким до конца, и умрёт таким. Таким он уйдёт в мир энергии, и там, скорее всего, тоже останется таким, несмотря на новые условия. Например, если он жил в рабовладельческом обществе, затем снова родился в нём же, и потом опять, то его психология глубоко проникнута соответствующими понятиями. Он просто не знает ничего другого. Раз за разом, жизнь за жизнью это будет углубляться и формировать его внутренние установки. Пребывание в мире энергии может в этом смысле ничего особо не изменить, — потому что для интенсивного внутреннего развития нужны условия мира материи. Именно в этом мире человек кардинально меняется, и именно поэтому он рождается вновь и вновь, возвращаясь в материальное тело.

Таким образом, в каждую последующую жизнь он приносит не только свои духовные достижения, скромные или существенные, но и, так сказать, своё время, зафиксированное в нём самом. Это записано в его подсознании как своего рода программа, оказывающая влияние на его восприятие и реакции, и вследствие этого во многом определяющая его поведение. Можно определить это как своего рода инерцию, когда человек внутренне живёт ещё как бы по законам прошлого.

Быстрых перерождений не бывает. То есть нельзя придти в новую жизнь спустя месяцы, годы и даже десятилетия после завершения предыдущей (если предположить, что исключения всё же встречаются, то они единичны, и мне о таковых доподлинно не известно). Счёт здесь идёт на века. Например, уже может родиться тот, кто умер 200 лет назад, — но и такое бывает не то чтобы часто. Обычный срок — 500 лет и более. То есть подавляющее большинство живущих сейчас людей, — исключая, понятно, живущих первую жизнь, — это те, кто умер ещё в Средние Века и даже в Античности. И всё, что они там в себя впитали, всё, чем жили, они принесли с собой в наше время.

Конечно, воспитание в новых условиях играет свою роль и вносит некоторые коррективы. Однако не следует абсолютизировать его воздействие. Ведь воспитываемый живёт в среде таких же, как он сам, — пришедших из прошлого. И они тоже были воспитаны такими же людьми. И общество, в котором он живёт, в основном состоит из таких же. Конечно, социальные процессы не стоят на месте, общество меняется, мир меняется. Но обитают в этом изменившемся мире по большей части те, кто внутренне всё ещё живёт прошлым, воспринимает жизнь так, как воспринимали её сотни лет назад, и стремится поступать так, как поступали тогда.

Думаю, не сообщу ничего нового, если напомню про широко распространённое мнение, гласящее, что народ — не какой-то конкретный, а люди вообще — представляет собой косную массу, словно бы отстающую от хода времени и тяготеющую к прошлому. Тут можно использовать разные формулировки, как более грубые, так и более мягкие, — но трудно отрицать, что в общем и целом это действительно так. На горстку людей с прогрессивными понятиями приходятся толпы тех, кто не воспринимает и не хочет знать всю эту прогрессивность, тянется к прошлому, и ведёт себя соответствующим образом. Потому и новые начинания, даже явно нужные и полезные, часто встречают неприятие, осуждение и враждебность. На самом деле подобное происходит даже чаще, чем кажется. Я бы сказал, что люди в массе своей ретроградны. Нет, в прошлом было не только плохое. Есть вечные ценности и моральные нормы, общие для всех времён. Так, лживость и подлость осуждались в древнем Египте, в средневековой Франции, в Японии XIX века, и точно так же они осуждаются сегодня, где угодно. При этом люди как совершали такие поступки раньше, так совершают и сейчас. То хорошее, что было всегда и есть ныне, само по себе не нейтрализует того плохого, что ему сопутствовало всегда и продолжает сопутствовать сегодня.

Я веду к тому, что заметная ретроградность общества, несмотря на все прогрессивные тенденции постоянно норовящего после шага вперёд сделать два шага назад, может объясняться, по крайней мере отчасти, эффектом той инерции, о которой идёт речь. Если население современного мира составляют те, кто подсознательно всё ещё живёт в Средневековье, то многие бытующие сегодня негативные социальные явления становятся более понятными. А также становится понятнее, почему с таким трудом приживаются многие позитивные явления. Например, сейчас, вроде бы, времена всеобщего равенства, — однако на деле люди остаются одни с господскими замашками, другие с рабскими. Ну а чего ожидать от тех, кто на протяжении целого ряда жизней, включая последнюю, жил в обществе рабовладельцев и рабов, господ и холопов, дворян и простолюдинов? Это так въелось в них, что нескольких десятков лет текущей жизни оказывается недостаточно для того, чтобы кардинально перестроиться. Ведь многое в нынешнем обществе очевидно тяготеет к самым настоящим феодальным порядкам. Я имею в виду, конечно, не экономику, а отношения между людьми. Подробно расписывать не буду; читатель сам сможет найти множество примеров этого. Или, скажем, религия. Кто-то удивляется, — мол, как же так: на дворе XXI век, наука шагнула вперёд настолько, что несостоятельность религиозного взгляда на мир доказана более чем убедительно, а между тем религии всё ещё цепко удерживают свои пусть и слабеющие позиции, и мистика сильна даже среди хорошо образованного люда… Но может ли быть иначе, если весь этот люд на протяжении многих жизней не знал иной картины мира, кроме мистическо-сверхъестественной, и иного способа рефлексии, кроме религиозного? Безусловно, такая живучесть религии объясняется также и тем, что она даёт ответы на многие важные вопросы, на которые современная наука ответить не в состоянии. Возможно, именно это — основная причина. Однако ретроградная религиозность, идущая из прошлых жизней, создаёт для нынешнего мистицизма богатую почву произрастания. Вот и получается раздвоение: сознание читает о космических полётах, а подсознание взывает к богам. Да это что… Наличие некоторого количества индивидуумов, сегодня уверенных в том, что Земля плоская, говорит само за себя. Ну и далее многое другое, кроме холопства и религии. Проще говоря, в наше действительно просвещённое время полно самого настоящего средневекового мракобесия. Возможно, одно из объяснений такой странности заключается в том, что это и есть средневековые люди, переброшенные в наше время, как в фантастическом фильме. Только, в отличие от кино, такая реальность редко оказывается весёлой комедией.

Если всё действительно обстоит так, то получается, что развитие человечества сопряжено с ещё большими трудностями, чем могло представляться. На этом пути оно как бы постоянно отстаёт от своего времени минимум на несколько сотен лет, и постоянно вынуждено преодолевать собственное подсознательное стремление в прошлое. Как я и сказал, это многое объясняет.

Откуда же, в таком случае, берутся более прогрессивные личности, люди более современного внутреннего склада? Вероятно, здесь играет роль целый ряд факторов. Некоторые особенности психологии, относительно недавнее последнее рождение (VIII век и XVIII — две большие разницы), высокий уровень личного развития, духовного и умственного, достигнутый за счёт опыта, пережитого и осмысленного на протяжении длинной цепочки предыдущих жизней, и прочее. Так или иначе, есть те, кто влечёт мир вперёд, вопреки инерции и ретроградности большинства. Они делают гигантский вклад во взрастание на старой почве новой реальности. Опять же, читатель сможет сам легко найти в истории множество примеров этого.

Что будет дальше? Дальше будет так же. Человечество всегда будет внутренне отставать от своего актуального времени. Те, кто пришёл в наше время из прошлого, — то есть, фактически, мы все, — адаптировался в нём, существенно перестроился внутренне и, так сказать, стал более-менее соответствовать, вновь родятся лет этак через 400-500-600. Тогда уровень, прогрессивный сегодня, окажется отсталым по отношению к новой ступени цивилизации, и они снова окажутся примерно в том же положении. Хотя по мере развития человечества, познания им реальности и повышения его духовного уровня, отставание, по идее, должно становиться всё меньше и меньше. И где-то ближе к вершине этого развития, незадолго до ухода, человечество, наконец, догонит само себя, и диссонанс между внешними условиями и внутренним состоянием исчезнет совсем. Просто потому что уровень будет столь высок, что на фоне нескольких столетий разница станет несущественной. Ну а пока имеем то, что имеем. И это не так уж плохо. Ведь такая ситуация даёт нам дополнительные возможности для развития. Преодоление собственной внутренней ретроградности оказывается важным фактором приобретения опыта, волевого дЕяния и изменения себя к лучшему. А если мы притом ещё и в курсе происходящего, то есть понимаем, как это устроено и как работает, то наши возможности осознанного развития существенно возрастают.

Вот то, что я хотел обрисовать в общих чертах. Можно назвать это предположением или гипотезой, вытекающей из того, что мы знаем о перерождениях. Но весьма вероятно, что всё именно так и обстоит. Подробное исследование таких вещей — дело будущего. И поле для исследований столь обширно, а перспективы познания столь грандиозны, что невольно начинаешь завидовать тем, кто однажды по-настоящему запустит руки в эту сокровищницу.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *