Винтик или механик?

Мы уже не раз касались главнейших вопросов человеческого бытия. Одним из них всегда был вопрос, чем человек и Вселенная являются друг для друга. Ошибкой будет думать, что им задаются только мыслители, высоколобые философы и им подобная публика, а обычному скромному обывателю не до того. На самом деле, до того. Просто выражается это у него по-другому. Например, в форме религиозных практик. Человек может не размышлять над тем, как же всё-таки устроен мир, но, тем не менее, иметь какое-никакое представление о его устройстве и о том, как надлежит жить ввиду этого. То есть о том, как встроиться в систему мира. Потому что мир, Вселенная, всегда воспринимается как система, — даже тогда, когда это не формулируется именно так. Человек как-то взаимодействует с миром, что-то получает, что-то отдаёт, испытывает те или иные влияния, так или иначе влияет на что-то сам. Религия даёт верующим картину мира и рассказывают, какое место в нём они занимают при жизни и после смерти. Тот, кто принадлежит к какой-либо религии, это человек, которого волнует — пусть и неосознанно — вопрос о том, как вписаться в систему мира. Так было ещё в глубочайшей древности, задолго до рождения первого, так сказать, профессионального философа.

В наше время мир уже более сознательно рассматривается как система, поскольку теперь царит наука. Именно такому восприятию мира и системному подходу к его познанию учат в школе. И вот здесь возникает проблема.

Вселенная огромна. Это колоссальный механизм, где всё взаимосвязано, где все подсистемы и детали функционируют в сцепке друг с другом, — что, собственно, и позволяет великому механизму работать правильно и эффективно. Но что тогда человек? Какое место он занимает в этом механизме? Что он может? Если учесть масштабы Вселенной и посмотреть на человека в сравнении с ней, он покажется микроскопическим. Теряющимся, исчезающим на её фоне. Да — он, безусловно, тоже её часть. Тоже деталь механизма. Однако деталь совершенно незначительная. И это ещё мягко сказано. Он — винтик столь крошечный, что, практически, не о чем и говорить. Меньше, чем песчинка в пустыне.

В этом и заключается проблема. Чем больше человечество узнаёт о вселенском механизме, чем глубже осознаёт его грандиозность и сложность, тем менее значимым представляется в нём сам человек. Даже всё человечество в целом. Ну что такое даже восемь миллиардов песчинок для почти беспредельной пустыни? Жалкая горсть песка. И абсолютно неважно, взята она с одного бархана или с другого. Если она вдруг исчезнет, для пустыни принципиально ничего не изменится.

Почему это является проблемой? Да потому что если я так ничтожен, что совсем ничего не значу, то я просто никто. Меня как бы и нет вовсе. Вселенский механизм пребывает в движении, космические силы делают свою работу, — но не я запустил это движение. Я не то что не управляю им, но вообще никак на него не влияю. И результатами его, буде таковые когда-нибудь воспоследуют, я не воспользуюсь. Я существую — но моё существование останется незамеченным Вселенной. Я — ноль. От таких осознаний легко рехнуться. Или можно спиться. Или задуматься о суициде. Потому что зачем тогда всё? Я — ничто для мира; но если я в нём ничего не значу и ничего не могу, то и он для меня не существует. Просто потому, что мне не к чему себя приложить и некуда двигаться. Я — пустота в пустоте. И не надо мне рассказывать о счастье быть сопричастным великим природным процессам. Такой сопричастности даже не грош цена, а ещё меньше. Она фактически равна тому же нулю. Ну и как прикажете жить с этим?..

Научный взгляд на мир многое даёт человеку и делает его способным на многое — но одновременно так раздвигает границы мира, что всё это просто теряется в беспредельности, или почти беспредельности. Как и сам человек. Он малюсенький винтик. А кто же механик, создавший систему, сконструировавший механизм? Его нет. Вселенная возникла как-то сама собой и существует сама по себе. Этакий холодный автомат, не согретый искрой гения творца и работающий в своих холодных, механических, бессмысленных для человека целях.

Ну а что нам покажет религия? В высшем развитии религиозной мысли механик существует. Однако это не человек. Это всемогущий Бог. Человек же остаётся ничтожным. И он теряет своё микроскопическое, стремящееся к нулю значение даже как винтик. Да, говорят о некой, даже важной роли человека в осуществлении божьего замысла. Только вот неубедительно это. Просто потому что неубедительна сама идея наличия замысла и плана по достижению чего-то у абсолютного, совершенного, всемогущего и самодостаточного существа, — да ещё такого замысла, для осуществления которого ему кто-то необходим. В лучшем случае это похоже на игру. Абсолютно гениальный механик забавляется созданием сложной игрушки. Что же тогда человек? Микроигрушка макромеханика…

Конечно, тут можно спорить. Однако сама концепция совершенства и всемогущества Бога сводит на нет любую попытку обосновать необходимость подобного замысла. В его наличии нет необходимости и смысла. Ну или Бог не совершенен и не всемогущ. Но тогда… Впрочем, не будем об этом.

Итак, и чисто научный подход, и религиозный подход практически вычёркивают человека из схемы Мироздания. Он либо микроскопический, практически ни на что не влияющий винтик, либо нечто ещё более ничтожное. Куда ни кинь, везде клин…

Нет, не везде. Есть ещё Учение. И там картина совершенно иная.

Согласно Учению, во Вселенную преобразовал себя Творец (не путать с Богом!) в целях самосовершенствования. В каждом человеке, как и в любом другом осознающем, содержится частица Духа, — то есть того, что можно назвать душой Творца, его личностью. Через совершенствование этих частиц и происходит самосовершенствование Творца. Это означает, что каждый человек — Творец. Не в фигуральном, не в поэтическом смысле слова, а в прямом. Он и есть тот, кто создал Вселенную.

Человек — часть механизма Вселенной. Сам по себе он невелик, и его можно даже назвать винтиком. Но этот винтик вовсе не ничтожен. Он жизненно необходим Вселенной и незаменим. Ведь в человеке — любом и каждом — частица личности Творца. Она должна пройти путь совершенствования. Она не может исчезнуть и не может остаться «недоработанной». Так что если человек и винтик, то такой, без которого система не сможет обойтись. То есть вообще никак. Без него она просто не выполнит свою задачу, не доведёт её до конца. На человека возложена важнейшая функция. Вряд ли будет преувеличением, если я скажу, что он — деталь, по значимости равная всему механизму.

С такого ракурса определение «винтик» видится совсем иначе, не правда ли? Оно теряет пренебрежительный оттенок, утрачивает привкус уничижительности. Да, я винтик. Винтик вселенской важности. Без меня — никак. И без тебя. И без него. и без каждого. Все важны, все жизненно необходимы Вселенной. Заменимых нет.

Теперь вернёмся к тому, что было сказано чуть выше. Сущность человека — это частица сущности Творца. Человек, таким образом, и есть Творец, — в уменьшенном, но подлинном проявлении. Творец увидел необходимость в преобразовании себя во Вселенную, создал «проект» преобразования, необходимого для достижения насущных эволюционных целей, и воплотил его в жизнь. Создал и запустил механизм. Это он — механик. А значит, человек — механик. Здесь ещё нужно учесть то обстоятельство, что Творец создал и запустил механизм, и в тот же момент утратил возможность осознанного контроля над ним. Вселенский механизм функционирует в соответствии с заложенной в него программой. Но человек может осознанно влиять на него, работая над совершенствованием своей частиц Духа и творчески преобразуя окружающий мир. Он — тот, через кого проявляется сознание Творца. Получается, что частица, в определённом смысле, сейчас имеет больше возможностей, чем целое. Творец делегировал человеку, в числе других осознающих, свои полномочия механика, проявляя себя через него.

Так кто же человек — винтик или механик? Он и то, и другое. одновременно и сразу. Он тот, кто создал вселенский механизм, и тот, кто выполняет в нём определяюще важную функцию, без которой механизм стал бы бесполезен. Он тот, кто запустил процесс, и тот, кто продолжает направлять его в нужную сторону. Он тот, кто поставил цели, и тот, кто в итоге пожнёт плоды.

Вот так всё обстоит в действительности. Каждый может сказать «Я — винтик», но сказать это с гордостью. И он может сказать «Я — механик», но сказать это без высокомерия, ибо механизм мало создать и запустить: его ещё нужно соблюсти и привести к необходимому результату. Процесс идёт, работа продолжается.

Умение видеть себя одновременно и винтиком, и механиком, чрезвычайно важно и необходимо. Оно избавляет от однобокости в видении себя, и тем самым позволяет избежать ограниченности восприятия. Зацикленность на каком-то одном конце диапазона, на микро- или макроуровне, отсекает всё остальное. А человек — это весь диапазон, от микро до макро. Нужно видеть и понимать это, чтобы узнать свои способности и возможности и более уверенно продвигаться к их раскрытию. Чтобы быть тем, кто ты есть на самом деле. Мудрым механиком, умеющим создать целую Вселенную, и целеустремлённым винтиком, без упорного труда которого её создание оказалось бы напрасным.

Иначе говоря, чтобы быть тем, кто создаёт жизнь. Потому что суть происходящего именно в этом. И что может быть важнее, интереснее и почётнее?

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *