В два шага

В Учении говорят, что путь преодолевается в два шага. Какой путь — в общем, уточнять не надо: из общего контекста понятно, что имеется в виду путь духовного развития человека. Вот насчёт двух шагов всё не так очевидно. То же самое Учение говорит, что человек учится всегда и что изменение себя требует времени и сил, а потому путь — это вся жизнь. Или даже жизни. И вдруг — два шага. Как же так получается, и нет ли здесь противоречия?

Противоречия нет, потому что имеются в виду разные вещи. Два шага — это два момента, без которых преодоление пути оказывается невозможным в принципе. Длительное движение — это то, во что два главных шага воплощаются на практике.

Практика здесь — ключевое понятие. Что она такое? Это действие, поступок, — или же, наоборот, отсутствие поступка, что в некоторых случаях само по себе оказывается поступком. Действие или поступок совершает человек, который применяет волевое усилие для того, чтобы что-то сделать или от чего-то удержаться. Чтобы предпринять такое усилие, нужно сначала принять решение. Ну а для принятия решения необходимы, как минимум, критерии правильности. То есть нужно уметь определить, почему один поступок является правильным, и его нужно совершить, а другой является неправильным, и от него следует отказаться. Я говорю «как минимум», потому что надо ещё иметь силу воли, мотивацию, возможность и т.д. Однако всё это не будет задействовано без критериев. Они — исходная точка для осмысленного поступка. И формируются они на основе знаний.

Мы сейчас прошли логическую цепочку в обратном направлении — от действия, подразумевающего конкретный результат, к его предпосылкам. И пришли к тому, что в основе всего лежат знания. Или знание, — можно сказать и так, и так. Знание формирует критерии, они дают возможность принять решение, и далее следует поступок, порождающий результат. Так будет выглядеть наша цепочка, если пройти её от начала к концу.

Знания не появляются сразу. Для того, чтобы их получить, нужно познавать. Познавать мир, человека вообще и самого себя в частности. А это уже приход к истокам человека как разумного существа. Разумные существа, или осознающие, являются таковыми именно потому, что способны активно познавать и осмысливать познанное. Человек это может — и потому он не является животным. Таким образом, активное, целенаправленное познание — не просто категория мыслительного процесса, а фактор человечности. Мы — люди, ибо мы познаём. Но мы — люди, ибо мы познаём не просто так, не для развлечения или накопления знаний как самоцели, а для того, чтобы через них развиваться духовно, совершенствоваться. Поэтому познание и есть первый шаг из тех двух, о которых идёт речь.

Познание не прекращается; это шаг длиною в жизнь. Он слагается из огромного количества шагов поменьше. Ты познал или понял что-то конкретное — и тем самым сделал шажок. Однако это всегда капля в море. Иначе не бывает. Для того, чтобы прожить год, нужно прожить каждую секунду этого года, одну за другой. Чтобы совершить познание как шаг длиною в жизнь, нужно сделать много шагов внутри этого шага. Многие из них вообще невозможны, пока не сделаны предыдущие. И если такие шаги не делаются, то не получится продвинуться дальше по обозначенной выше цепочке.

Продвигаемся мы к поступку. Но как формированию критериев предшествует познание, так нечто предшествует и поступку. А именно — принятие решения, как уже было сказано. И если это не некое техническое решение, не имеющее отношения к духовному развитию (о таких сейчас речь не идёт), то в основе принятия решения будет лежать моральный выбор.

Здесь интересно то, что критерии, делающие выбор очевидным, вовсе не обязательно делают его простым. Иначе говоря, если ты знаешь, что некий поступок правилен, тебе может быть очень непросто его совершить. Он может оказаться трудным, опасным, невыгодным, создающим дискомфорт, связанным с теми или иными потерями и т.д. Поэтому даже при ясных критериях порой требуется серьёзнейшее волевое усилие, чтобы сделать правильный выбор. Однако это не плохо. Наоборот, хорошо. Потому что именно в таких условиях, при наличии нравственно-волевого усилия, происходит духовное совершенствование. Момент преодоления очень важен. Мы совершенствуемся, преодолевая то дурное, что в нас есть, преодолевая свои пороки и недостатки. Трусость, жадность, похоть, ненависть, эгоизм, гордыню, злобу, лень, желание солгать и всё прочее, что превращает человека в одно из самых мерзких существ во Вселенной. Бороться со всем этим очень трудно. Но чем труднее борьба, тем действеннее её результат. Без затраты усилий и эффект невелик; подлинное же духовное восхождение совершается через принятие трудных моральных решений. Поэтому моральный выбор — второй шаг из двух.

Эти два шага неразрывно связаны. Они обусловливают друг друга. Познание формирует критерии, без которых не определишь, что правильно, а что нет. Поэтому без познания осознанный моральный выбор невозможен. С другой стороны, само познание нужно ради выбора. Если он не имеется в виду, то и познание оказывается не нужным. Зачем познавать добро и зло, если эти знания не будут применены, не послужат тому, чему должны служить? Тут нужно вспомнить, для чего, вообще, появились осознающие, — люди и другие. Они появились именно для того, чтобы духовно совершенствоваться, через себя совершенствуя Творца-Вселенную. Ради этого они и наделены способностью познавать. Моральный выбор для них подразумевается изначально. Без необходимости его совершать они просто не были бы осознающими. Потому что зачем тогда нужна разумность?

Таковы два важнейших, определяющих человеческое развитие и само человеческое бытие шага: познание и моральный выбор. Без первого нет второго, без второго первый не нужен. Они происходят одновременно, и каждый из них — шаг длиною в жизнь. Познание — это бесконечный ряд актов познания, следующих друг за другом; моральный выбор — это много моральных выборов в самых разных ситуациях. Это множество шагов в шагах. И в то же время это два огромных шага, покрывающих человеческую жизнь от рождения и до смерти. Первый и второй. Познание и выбор.

Но можно сказать, что дистанция тут гораздо больше. Тем более, что это в самом деле так. Духовное совершенствование происходит не только в промежутке от рождения до смерти, — это лишь эпизод, — но в промежутке от первого рождения до вхождения в мир Духа. Это и есть путь, о котором идёт речь. Путь, который покрывается в два шага. Именно его имеют в виду последователи Учения, желая кому-то доброго пути. Доброго — не значит лёгкого. Он лёгким не бывает. Доброго — значит успешного. А успешного — значит успешного для всех. Ведь все мы идём вместе, по одному пути и к общей цели.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *