Совершенствование через любовь

Разные духовные учения предлагают широкий набор способов духовного совершенствования, — от молитвенного экстаза до жестокого изнурения плоти, от работы с энергиями до бесконечного повторения мистических словесных формул. А ещё есть такой способ, как совершенствование через любовь. Через любовь к людям. В одних учениях он акцентируется, — конечно, в свете особенностей их подхода как к совершенствованию, так и к любви, — в других же ему как будто не придаётся значения.

Кто-то скажет: «Что тут удивительного? Ведь это означает ставить телегу впереди лошади. Разве для того, чтобы любить людей, не нужно уже обладать высоким духовным уровнем? Любить их трудно. Очень трудно. Может быть, только тому, кто приблизился к уровню святого, под силу подобное». В таком возражении есть резон. Оно отчасти верно. Действительно, любить людей, при всех их пороках, недостатках и разных неприглядных чертах, очень трудно. Порой кажется, что это где-то на грани возможного. Однако возникает ощущение, что речь идёт о неком не скажу идеальном, но максимальном варианте любви, — любви ко всем людям вообще, и с полной самоотдачей. Действительно, это уже высокий уровень. Но разве не столь всеобъемлющая любовь — не любовь?

Здесь давайте определимся, что имеется в виду, когда я говорю о совершенствовании через любовь. Имеется в виду простой — как известно, великое часто оказывается очень простым — принцип: если ты кого-то любишь, ты стараешься не причинить ему зла. Но мало хотеть этого и стараться. Нужно ещё уметь не причинить зла. А для этого нужно самому не быть подверженным ему. Это огромнейшая мотивация для того, чтобы работать над собой, стремясь стать лучше. Вот так, если коротко.

Достаточно логично и просто, не правда ли? К сожалению, простота и понятность принципа ещё не означает, что он и работает так же просто. И речь сейчас не о том, как трудно исправлять себя, даже с сильной мотивацией. Речь о том, что для такого исправления важно не только отношение к тому, кого любишь, но и отношение к самому себе.

Нужно быть самокритичным, стремиться смотреть на себя объективно. Получится или не получится — другой вопрос; но стараться надо. Потому что отсутствие критичного отношения к себе может свести на нет работу озвученного принципа. Если кто-то считает, что он уже достаточно хорош, что он всё знает и понимает, и что всё, что он делает по отношению к объекту своей любви, заведомо правильно, то его любовь может вылиться в диктат и самое настоящее угнетение. Ну в самом деле — как он причинит зло, если он хорош и делает всё как надо, в чём нет сомнений? Если объект любви этого не понимает, не ценит и не соглашается, тогда надо надавить, заставить, — разумеется, для его же блага. Полагаю, каждому известны подобные примеры. Некоторые превращают жизнь тех, кого любят, — скажем, детей или супругов, — в форменный ад. Неизбежно возникает вопрос: а любовь ли это, в таком случае? Однозначно тут не ответишь. В каких-то случаях, наверное, не любовь, а её имитация, которая может не прожить долго и закончиться, стоит объекту любви проявить строптивость и неуступчивость навстречу навязываемой покровительственной заботе. В других же случаях очень может быть, что и любовь. Но любовь, отравленная гордыней. Этот порок столь силён и опасен, что даже такое великое и могучее благо, как любовь, может быть подпорчено им, словно зрелый плод червём.

Я уж не говорю о тех случаях, когда применяют прямое насилие по отношению к тому, кого любят, или даже убивают его, — например, из ревности (так не доставайся же ты никому). Тут едва ли приходится говорить о любви, и слово «любят» лучше брать в кавычки. Это, скорее, крайняя форма эгоизма, когда предъявляются права на владение человеком, практически как вещью, переходящая в некий психоз. Если смотреть под этим углом, то выражения вроде «безумная любовь» словно бы обретают настораживающий подтекст.

Мы не будем подробно обсуждать то, как быть не должно. Сейчас речь о том, как быть должно. Как любовь к другим может реально помочь стать лучше самому.

Итак, должна ли для этого любовь к людям быть всеобъемлющей, распространяющейся на всё человечество? Не обязательно. Ведь даже самое большое дело начинается с первых небольших шагов. В данном случае таким шагом может стать любовь хотя бы к кому-то. К близким людям. Пусть даже к одному человеку. Если ты любишь его, любишь по-настоящему, а не до первой трудности, то это значит, что ты желаешь ему добра, хочешь, чтобы он был счастлив. И очень не хочешь обидеть его, ранить, причинить ему боль. А как это может произойти? Прежде всего, через твои собственные пороки и недостатки. Если ты эгоистичен, лжив, ленив, жаден, труслив, вспыльчив и т.п., это непременно будет негативно отражаться на нём, бить по нему, заставлять его страдать. Может быть, сделает его несчастным, сломает ему жизнь.

Ты можешь не иметь возможности обеспечить этому человеку все жизненные блага, можешь быть не в силах достать для него звезду с неба. Но самое малое, что ты можешь, — это сделать так, чтобы он поменьше страдал хотя бы от тебя самого. Для этого надо не закрывать глаза на свои недостатки, — ведь они и есть те ножи, которые его ранят, — дать себе отчёт в них и найти в себе силы для того, чтобы бороться с ними. Такие силы присутствуют в каждом человеке, их нам отпущено достаточно. Однако для их мобилизации зачастую необходим мощный импульс, сильная мотивация. И не много существует мотиваций более сильных, чем желание оградить дорогого тебе человека от страданий. Ну а когда понимаешь, что он может быть несчастен просто от твоего присутствия рядом, это мотивирует вдвойне. И тогда ты начинаешь бороться со своими негативным качествами. Это очень трудная борьба, — но ведь есть ради чего. Как с ними бороться? Думай. Ищи способы. Старайся. Рой носом землю. Потому что, повторяю, есть ради чего. Ради кого. Это тот случай, когда кто-то для тебя намного важнее, чем ты сам. Ради себя ты, может быть, и не стал бы стараться. А ради того, кого любишь, — постараешься. Если действительно любишь.

Наряду с текущими обстоятельствами немалую роль играют и обстоятельства будущие. Ты ведь хочешь, чтобы твоему любимому человеку было хорошо не только прямо сейчас, сегодня, но и дальше. Ты можешь сыграть большую роль в его дальнейшей жизни. Будет ли эта роль созидательной или разрушительной, зависит от того, каков будешь ты сам. Поэтому, стараясь изменить себя к лучшему, ты делаешь это не только ради настоящего, но и ради будущего. Ради будущего одного человека, семьи, друзей. Ещё кого-то, кто тебе близок и дорог.

Или ради всех, кто тебя окружает. Ради людей, которых ты, может быть, и не знаешь лично, но среди которых живёшь.

Можно не любить всех горячо, но относиться к ним хорошо и желать им добра. Уже неплохо. То, что можно понимать как начало любви к людям вообще. Это естественно. Ты живёшь в мире людей, в человеческом обществе. Хочешь ли ты, чтобы общество было неблагополучным, чтобы эти люди были несчастны, чтобы они страдали? Вероятно, нет. И это означает ровно то же самое, о чём шла речь выше: прежде всего ты должен постараться сам не делать их жизнь хуже. Ты — часть общества; так постарайся быть хорошей его частью. Постарайся жить так, чтобы не вредить ему. Для этого необходимо, как минимум, самому быть лучше. Вот она, та мощная мотивация. А если ты хочешь, чтобы жизнь общества стала лучше в будущем, ты можешь что-то делать для него, приносить ему пользу. Но именно пользу, а не вред, — так, чтобы твои благие побуждения не привели к новым проблемам и бедам. Это ещё называют «медвежьей услугой», — когда хотел помочь, но из-за неумения и неуклюжести только навредил. Чтобы сделать что-то по-настоящему полезное, чтобы построить, а не сломать, нужно не быть таким медведем или слоном в посудной лавке. Значит, нужно работать над собой чтобы стать лучше, и учиться тому, как быть полезным обществу. Звучит суховато и как-то казённо, не вдохновляюще, — «быть полезным обществу». Но ведь общество — это живые люди. Такие же, как ты и твои близкие. Ты и они — тоже его часть. Можно сказать и по-другому: «приносить добро людям». Смысл тот же самый. И ради этого стоит постараться, поработать над собой, меняя себя к лучшему.

Когда мы говорим «общество», кажется, что речь идёт о чём-то более-менее ограниченном, — скорее всего, об обществе в рамках государства. Но даже если так, это ничего не меняет по сути. Всё, что было сказано, относится сюда в полной мере. Но можно понимать общество и более широко — как человеческое общество вообще, как человечество. Можно понимать так, и нужно учиться понимать так. Потому что мы все — люди, мы все живём на одной планете, мы все так или иначе связаны друг с другом, пусть и не непосредственно, мы все в той или иной степени зависим друг от друга. Можно сказать, что мы все — одна большая семья. Образ избитый, — но ведь это действительно так. Нужно учиться любить всех людей.

Вот мы и возвращаемся к тому, с чего начинали разговор. Любить всех людей очень трудно. Но хорошее отношение к ним и желание им добра — уже много. А если ещё хотеть научиться любить их, если сознательно стремиться к этому, то это тоже мотивация к изменению себя. Ты хочешь любить их — но не получается. В чём причина? Можно сказать, что причина в них: они полны недостатков, они могут быть крайне неприятны, и даже хуже. То есть, проще говоря, они не идеальны. Но ведь смысл как раз в том, чтобы любить их такими. Любовь к идеалу вряд ли сделает тебя совершеннее. Да и не бывает идеальных людей. Нужно научиться любить их вот такими, — казалось бы, мало пригодными для того, чтобы их любили. И тогда получается, что причина не только в них, но и в тебе. Что-то мешает тебе этому научиться. Что? Нужно разобраться и понять. Понять и постараться измениться. Постараться превратить свою проблему в положительное качество. Одну проблему или несколько. Постараться стать лучше. Стать лучше, чтобы смочь любить людей. Любить их, чтобы быть для них благом. Благом для них — значит, для всего мира.

Любовь — настолько сильная мотивация, что не только она сама, но даже стремление к ней может сделать человека совершеннее. Конечно, если он ей в этом поможет. Ведь каждый создаёт себя сам. Да, есть всевозможные влияния на тебя, воздействия и т.д. Но контроль за процессом всегда остаётся в твоих руках, и все окончательные решения ты принимаешь сам. Ты будешь таким, каким намерен быть. И ты можешь помочь любви вырасти в тебе, чтобы она потом помогла тебе стать совершеннее. И даже не потом, а в процессе. Идя навстречу любви, ты уже становишься лучше.

Вот такое удивительное дело. Хотя на самом деле оно нормальное. Просто для нас, обычных людей, не слишком избалованных хорошим и не слишком привычных к нему, нормальное часто кажется удивительным. Что ж, тем больше причин постараться сделать так, чтобы нормального и хорошего стало больше и в жизни других людей, и в нашей собственной. А для этого… Ну, вы поняли. А если нет, тогда начните читать сначала.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *