«У наставника и ученика один путь»

Отношения Учителя и ученика — обширная тема. Основные принципы, о которых у нас уже был разговор, и будет ещё, остаются общими и неизменными всегда, — о временах какого бы откровения ни шла речь, кто бы ни был Учителем, кто бы ни был учеником. Но диапазон методов и конкретных действий, в которые оформляются эти принципы, весьма широк. Иначе говоря, у каждого Учителя есть свои приёмы работы с учениками. Все они передают одно и то же учение, но по-своему. Я бы сравнил это с почерком. Один Учитель мягче в своих методах, другой жёстче; один позволяет ученикам быть с ним на более короткой ноге, другой нет; один делает акцент на одних моментах из мировоззрения Учения, другой на других; один испытывает учеников, другой нет; и так далее. На данную тему можно проводить специальные исследования, опираясь на пандэкт и не только. Это дело будущего. Сейчас же мы посмотрим на один пример того, как может происходить обучение.

Кманка, Учитель Леумы, автора смыслов митэвмы «Жизнь», был довольно суров, и методы у него были соответствующие. Названная митэвма содержит несколько эпизодов, позволяющих судить об этом. Вот один из них.

«Он наставлял меня многими словами; и кроме слов он наставлял меня делом. Однажды мы пришли к скалам с каменными осыпями; и Кманка не пошёл через пологий проход меж ними, а полез по осыпям вверх, через скалы. Я звал его назад, но он меня не послушал; тогда я прошёл через проход и встретил его на другой стороне. Тогда он сказал мне: «У наставника и ученика один путь; что же ты сделал? Ты не научишься ничему, если будешь идти не тем путём, который указывает наставник, а тем, который для тебя легче». Сказав так, он провёл меня через проход обратно, а потом снова полез через осыпи; и я полез за ним следом. Он лез легко, а мне было трудно; и когда я перебрался за ним, то совсем выбился из сил, и о камни изодрал себе в кровь ноги, руки, живот, грудь и лицо. В тот вечер он сказал мне: «Пусть птица перелетает через преграды: на то она и птица, и имеет крылья. Человек же ходит по земле; и если земля бьёт его и царапает, как зверь, — значит, так и нужно. Человек на то и человек, чтобы преодолевать тяготы пути, пролегающего по земле». Ещё он сказал: «Если ученик бережёт себя от трудностей пути, то это значит, что он сберегает себя не для жизни, а для смерти». И ещё сказал: «Если твой наставник идёт трудным путём, то кто ты такой, чтобы заслуживать лёгкого пути?». И ещё сказал: «Ничего не преодолевает только смерть; а Жизнь может преодолеть всё» (Жизнь V, 17-29)

Что здесь бросается в глаза в первую очередь? Держу пари, для многих это будет то, что ученик пострадал. Он рассказывает: «…и когда я перебрался за ним, то совсем выбился из сил, и о камни изодрал себе в кровь ноги, руки, живот, грудь и лицо». Почему именно это? Да потому что для современного человека, привыкшего жить в обществе потребления и уважающего себя о-о-очень сильно, подобное, скорее всего, покажется оскорбительным. Он бы вряд ли на такое пошёл. Ему, свободной и по умолчанию имеющей право на всё лучшее личности, уникальной снежинке, на которую никто не имеет права даже дохнуть слишком сильно, куда-то лезть, царапаясь в кровь, ради какого-то там наставления от какого-то там Учителя? Да этот Учитель должен быть благодарен за то, что уникальная снежинка вообще слушает его и позволяет себя наставлять, — а он вона что себе позволяет! Что ж: из человека, который так рассуждает, ученик вряд ли получится. Просто потому, что он не понимает двух простых вещей. Первая: Истина — величайшая ценность. И если ты не готов ради неё пострадать, значит, она тебе не нужна. Вторая: Учитель ничего не делает просто так. Если он оформляет своё наставление в ту или иную форму, значит, он считает, — и, скорее всего, справедливо, — что именно так оно лучше всего дойдёт до ученика. Если тот не оценил, обиделся и ушёл, то это тоже результат. Учителю теперь не придётся тратить своё время на такого капризного самодура, и он сможет заняться чем-то более продуктивным. Так что элемент испытания здесь тоже присутствует.

А что нам показывает сама ситуация? Эти двое подходят к скалам — и Учитель начинает карабкаться вверх по ним. Хотя есть проход: вот же он. Что подумал Леума? Что Учитель невнимателен и не заметил более лёгкого пути? Или что он вдруг решил заняться спортивным альпинизмом? Или что он вот так выпендривается? Или что он просто глуп? Всё это маловероятные варианты, не так ли? Мы не знаем, что думал Леума, проходя лёгким путём и встречая Кманку на другой стороне. Но совершенно ясно, что он должен был подумать как хороший ученик. Он должен был понять, что если нет очевидного объяснения странному поведению Учителя, значит, дело в его присутствии. В присутствии ученика. Учитель делает это ради него. И здесь явно кроется какой-то урок. Нужно постараться понять, какой. Леума же поступил как олух. Впрочем, юноше, лишь недавно ставшему учеником, а до того жившему вообще в другой реальности, это простительно. Собственно, Учитель и даёт свои уроки для того, чтобы ученик стал более понимающим. А урок был в том, что если ты пришёл учиться, то и следуй за наставником. Если наставник считает, что в данном конкретном случае нужно избрать более трудный путь, то, наверное, в этом есть смысл. Учись, думай над тем, что делает Учитель, не пропускай его наставлений мимо ушей, не пренебрегай его примером. Только так чему-то научишься.

Но это не всё. Там ведь не зря были ещё дополнительные наставления. Кманка сказал: «Если твой наставник идёт трудным путём, то кто ты такой, чтобы заслуживать лёгкого пути?». В самом деле — чем ты лучше наставника? Это уже урок, направленный против гордыни. Гордыни, которой ученик, вероятнее всего, и сам в себе не замечает. Так пусть заметит, пусть обратит внимание. Тогда с ней можно будет бороться.

Ещё он сказал: «Пусть птица перелетает через преграды: на то она и птица, и имеет крылья. Человек же ходит по земле; и если земля бьёт его и царапает, как зверь, — значит, так и нужно. Человек на то и человек, чтобы преодолевать тяготы пути, пролегающего по земле». То есть не нужно бояться трудностей. Если будешь бегать от них, если будешь стремиться к спокойной и комфортной жизни, не сможешь реализовать свою человеческую сущность. Человек должен, преодолевая трудности, становиться сильнее, мудрее, целеустремлённее, вообще становиться лучше, чтобы суметь, опять же преодолевая трудности, сделать лучше мир. Всё происходит ради этого. Ради этого появился человеческий род, ради этого живёт каждый человек. Речь не о том, чтобы искать трудности специально, — обычно их у всех и так хватает, — а о том, чтобы не бояться их. И вот когда ты научишься не бояться трудных склонов и научишься их преодолевать, тогда сможешь позволить себе проходить через удобные проходы.

Кстати, здесь есть ещё один момент, который не бросается в глаза. Леума сообщает: «Он лез легко, а мне было трудно», потом рассказывает, как был изранен сам, но ничего не говорит о том, что-де и Учитель изранился о камни. Что это означает? А то, что мы, вместе с юным учеником, можем только догадываться, сколько подобных и иных преград преодолел Кманка, насколько сильнее и ловчее он стал в результате, если эта преграда не стоила ему ни заметных усилий, ни даже царапин. Это урок внутри урока. Учитель не требует от ученика чего-то лишнего, но учит тому, чему учился сам. Хочет поднять его до своего уровня. И физического, и духовного.

Далее он сказал: «Если ученик бережёт себя от трудностей пути, то это значит, что он сберегает себя не для жизни, а для смерти». Жизнь — это развитие. Развитие — это движение через трудности. Кто не движется и ничего не преодолевает, тот не станет лучше и не принесёт пользы миру. И зачем он тогда живёт? Он бережёт себя для того, чтобы прожить жизнь без толка и однажды просто умереть. Но тогда он мог бы родиться и сорняком. Хотя и сорняк для чего-то нужен Природе; а такой человек лишь без смысла топчет землю. Преодолевая же трудности, меняясь к лучшему и меняя к лучшему мир, ты наполняешь свою жизнь смыслом, ибо поддерживаешь жизнь мира. Так что чрезмерно стараясь сохранить себя, боясь потрудиться или пострадать, ты обесцениваешь свою жизнь. Можно сказать, что так ты умираешь ещё при жизни. К этому ли ты стремишься?

И в заключение: «Ничего не преодолевает только смерть; а Жизнь может преодолеть всё». Слово «Жизнь» здесь написано с заглавной буквы. То есть это уже не жизнь в простом её понимании, не жизнь человека, а Жизнь как великий принцип, как сила, животворящая и нашу Вселенную, и само беспредельное Бытие. Она проницает собою всё существующее, и она побеждает всё дурное, что только может быть. Для неё нет непреодолимых препятствий. И смысл существования человека, с его маленькой жизнью, восходит к этой беспредельной и всё побеждающей Жизни. Его жизнь и он сам — ни что иное, как проявление этой Жизни в нашем мире. Маленький ручеёк, впадающий в полноводную реку, а затем, как её часть, — в бескрайний океан. Человек — частица Бытия, и в нём проявляется сила Бытия, сила Жизни. Так чего бояться? Тем более если знаешь, что и малую жизнь ты не теряешь навсегда, и что даже умерев вернёшься снова.

Вот какие важные уроки смог Кманка преподать своему ученику на одном-единственном примере, — просто перебравшись через скалы. Надо думать, он сопроводил их и другими устными комментариями, которые не были нам пересказаны. И несколько царапин стали для Леумы невеликой ценой за эту науку. Смог бы он её усвоить, объясни ему Учитель всё просто на словах? Если последний поставил дело именно так, значит, он считал, что через это она будет усвоена наилучшим образом. И ему виднее.

«У наставника и ученика один путь» — эти слова прозвучали только один раз, но в них слышится лейтмотив всей ситуации и всех последовавших затем наставлений. Они стали отправной точкой для преподанных уроков. И если взглянуть на них уже с высоты этих уроков, то в этих словах обнаружится ещё более глубокий смысл. Ведь путь, о котором идёт речь, это путь той самой безграничной и всесильной Жизни. Это им идёт Учитель. И именно его он указывает ученику. Именно в эту Жизнь поднимается ученик, оттолкнувшись от каких-то ничем не примечательных каменных осыпей.

В этом суть труда Учителя, — любого Учителя в Учении. И в этом смысл самого Учения. Оно не просто ведёт по жизни: оно ведёт в Жизнь. Более того: оно помогает её укрепить и преумножить. Оно всё — об этом. Учитель — голос этой великой Жизни. И хорош тот ученик, который смог его услышать.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *