У нас этого нет

В одной из недавних статей рассказывалось о том, почему в Учении нет святынь и святых. И сейчас мы продолжим разговор о том, чего у нас нет, — хотя и в несколько ином разрезе.

Ко мне периодически обращаются разные люди с просьбой принять их в ученики. Кто-то остаётся, кто-то уходит, — порой очень быстро. Обычно сразу, как только выясняется, что Учение в чём-то не соответствует его взглядам. Несоответствие может заключаться в самых разных вещах. Например…

Приходит человек и, вроде бы, начинает учиться. Мы общаемся, он с готовностью принимает правила этого общения, с большим интересом впитывает информацию, охотно рассказывает о себе. Оказывается, он давно интересуется различными духовными системами, а также постоянно практикует некоторые их прикладные моменты. Например, мантры, гадание на рунах и Книге Перемен, использование различных амулетов, нумерологию, ещё что-нибудь. И тогда возникает проблема. Для него становится неожиданностью, что в Учении так не поступают.

У меня был не один такой случай. Ты объясняешь человеку, что если он станет последователем Учения, ему придётся всё это бросить. А он не понимает, почему. Ведь многие этим пользуются, и ничего. Ты объясняешь, что всё это заимствовано из разных духовных систем, противоречащих друг другу, и Учение — тоже отдельный путь, и смешивать нельзя. Человек продолжает недоумевать — ну почему нельзя-то?! Ты продолжаешь объяснять, он продолжает не понимать. А потом уходит.

В чём же здесь проблема? В том, что люди привыкли смешивать вещи, которые смешивать нельзя, и от этого нарушается их мышление. Им говорят: «Вот это работает». Например, руны. Но забывают сказать, что руны — они не сами по себе. Руны — это часть древнескандинавской религии. Именно в её контексте и только в её контексте они имеют какой-то смысл. Это не просто значки. Они обозначают конкретные понятия. И чтобы это работало, нужно верить именно в такую картину мира. То есть нужно быть человеком, принимающим существование скандинавских богов, идею цикличности времени, цели человеческой жизни по этому мировоззрению, и так далее. Тогда руны в твоих руках действительно будут иметь тот глубокий смысл, который они должны иметь, — и тогда у тебя с ними, может быть, даже что-то получится. Повторю: это не просто значки. Это то, что помогает проникнуть в структуру Мироздания. Но в структуру Мироздания во вполне конкретной системе представлений. Эту систему нужно принимать как своё мировоззрение. Очень наивно думать, что будут эффективно работать выхваченные из неё куски.

Нужна доходчивая аналогия? Пожалуйста. Автомобильный двигатель работает только как целостная система, где налицо все детали и все они на своих местах, чтобы у них была возможность правильно взаимодействовать между собой. Вырванная из двигателя деталь работать не будет. Она никуда тебя не повезёт. Но это ясно и дураку. А ведь духовная система — это нечто посерьёзнее и посложнее, чем автомобильный двигатель, не так ли? Тогда вопрос: насколько умён человек, понимающий, что вырванная деталь двигателя работать не будет, но уверенный, что вырванный кусок духовной системы должен работать? Он глуп? Не обязательно. Но мышление у него явно нарушено. Кто-то приучил его не обращать внимания на столь очевидные вещи, приучил не видеть их в упор. Кто же? Может быть, «духовные» лже-Учителя. Может, аферисты, пишущие книжонки-руководства по разным практикам, гадательным и прочим. Эти намеренно примитивизируют то, о чём пишут, — потому что если они объяснят, как всё обстоит на самом деле, их книжки не будут раскупать и им не удастся заработать. Может, ещё кто-то. Но результат в итоге один, и очень печальный.

Подобным же образом дело обстоит и в других случаях. Так, чтобы гадать по Книге Перемен, нужно иметь соответствующее мировоззрение, — то есть рассматривать мир как взаимодействие инь и янь, признавать пять элементов и всё прочее, что с этим связано. И не как один из многих равноценных для тебя вариантов мироустройства, а как твой единственный путь. Чтобы как-то работали мантры (если они вообще могут работать), нужно иметь соответствующий духовный путь, — то есть основанный именно на той картине мира, в которой они работают, а не на другой и не на смеси нескольких. Чтобы работали амулеты, нужно быть последователем той системы верований, в которой они обретают мировоззренческую основу и силу. И так далее.

Теперь вернёмся к аналогии с автомобильным двигателем. Кто-то вытащил деталь из одного двигателя, из другого, третьего, пятого, двадцатого. Все двигатели разной конструкции. И вот эти детали свалены в одну кучу. Что они теперь собой представляют? Мусор. Каждый двигатель — работающая вещь. Каждая деталь в рамках своего двигателя — нужная и эффективная штука. А выдранные детали все вместе — просто куча мусора. И годятся они теперь только на то, чтобы об них спотыкаться.

Так вот. Учение не занимается собиранием и стаскиванием к себе мусора. У нас нет такой привычки.

Подчеркну для непонятливых: под «мусором» тут имеются в виду не другие духовные пути, а вырванные из них элементы, потерявшие всякий смысл и всякую полезность. Мы не считаем другие пути верными — но относимся к ним с уважением. Мы не раскурочиваем их, чтобы вытащить что-то приглянувшееся, — потому что как раз это есть проявление неуважения. Да и не нужно нам это. У нас собственный двигатель, в котором все детали на месте и который прекрасно работает.

Сейчас многие учения похожи на помойки. Речь не о старых авторитетных религиях и философиях, а о новоделах последнего времени, которые склеиваются из умыкнутых отовсюду фрагментов и выдаются за вершину духовной мысли. Так повар-неуч соберёт ингредиенты из разных рецептов, смешает их в отвратительное месиво, а потом потчует желающих. И желающие находятся. О чём это говорит? О том, что эти едоки утратили чувство вкуса и готовы хлебать что угодно. К сожалению, сейчас дела вот так же обстоят в духовной сфере. Всё больше становится людей, утративших как ощущение духовного пути, так и способность к критическому мышлению, и больше не отличающих работающий двигатель от бесполезной груды разномастных железяк. Такому не подойдёт ни Учение, ни христианство, ни, например, джайнизм. Просто потому что это — серьёзные пути, а не милая его сердцу кучка натыренного отовсюду мусора.

Так что за разнобоем — это не к нам. У нас его нет. Учение не стремится угодить всем, предлагая каждому что-то на его вкус. Не такова его цель. И тем, кого это разочаровывает, я могу только посоветовать ещё раз задуматься о том, чего же они на самом деле ищут.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *