Мистер Френкленд и мистер Картер

Я раскопал курган в Длинной Низине и обнаружил там череп доисторического человека. Для меня это большой праздник. А мистер Френкленд, местный сутяга, собирается подать на меня в суд за то, что я разрыл могилу без согласия на то ближайших родственников погребённого.

х/ф «Собака Баскервилей»

Одной из дежурных тем как между любителями всего загадочного, так и в жёлтой прессе, долгое время остаётся так называемое «проклятие Тутанхамона», или «проклятие фараонов». Очень долгое время. В следующем году исполнится сто лет со дня вскрытия знаменитой гробницы и начала этой истории. Так что настоящую статью можно считать в каком-то смысле приуроченной к юбилею события.

Подробно пересказывать суть дела не буду. Все её и так знают. Ну а кто не знает, тот может легко найти кучу информации на эту тему. Я же хочу немного поговорить о том, может ли знаменитое проклятие быть правдой. А заодно поднять вопрос об этичности вскрытия могил, — пусть и древнеегипетских. Именно с него мы и начнём, что будет логично, — ведь проклятия, защищающие могилы, знаменуют собой точку зрения на это людей тех времён и тех культур. Она предельно ясна: тревожить мёртвых нехорошо. Настолько нехорошо, что, по их мнению, наказанием за такое святотатство должна быть смерть.

В современной европейской культуре копание в могилах также не приветствуется. Конечно, за это не казнят, но тюремный срок получить можно. Нынешняя Европа, как и многие неевропейские, но воспринявшие европейскую культуру страны, взрастала на христианстве. А это означает трепетное отношение к умершим вообще и к их телам в частности, оберегание их «вечного покоя», трактовку раскапывания могил как их осквернения, и т.д. В сегодняшней культуре, которая весьма материалистична, всё равно выдерживается пиетет по отношению к покойникам, — чтобы не оскорбить чувств тех, для кого это важно. Могилы порой вскрывают, — но либо для перезахоронения тела, либо в интересах следствия, либо в научных целях. Как, например, было с гробницей Тутанхамона. Она находится в Египте, но вскрыли её европейцы. И когда начались загадочные смерти, многие европейцы же стали говорить, что, мол, это неудивительно, потому что нечего ковыряться в могилах и тревожить усопших. Какая разница, что это древний язычник? Осквернение могилы есть осквернение могилы.

Конечно, есть и другие обычаи, и другое отношение к умершим. Кое-где могилы время от времени вскрывают и покойников вынимают, чтобы переодеть и т.п. А кое-где мёртвые тела лежат в мавзолеях для всеобщего обозрения, и периодически вынимаются из саркофагов для обслуживания специалистами по бальзамированию. Это я к тому, что европейско-христианский подход, который с известной натяжкой тоже можно назвать культом мёртвых, есть не универсальный и единственно правильный, а всего лишь один из вариантов. То есть по этому поводу могут быть разные мнения, в каждом конкретном случае зависящие от мировоззрения и устоявшихся традиций.

С точки зрения Учения, тело прилагается к человеку как рабочий инструмент. Мы говорим и о теле как о человеке, — но лишь до тех пор, пока он там, внутри. И умирает не человек, а только тело. Сам он уходит в мир энергии, чтобы потом родиться вновь. Мы же можем по привычке продолжать ассоциировать труп с человеком, так и говоря о нём: «мёртвый человек», «мертвец», «покойник». Ведь перед нами, вроде бы, тот, кого мы знали, у него та же внешность, и та же плоть, которой мы ещё недавно касались, обнимая или здороваясь за руку. На самом же деле человека там больше нет. Он уже далеко. Мёртвое тело — примерно то же, что одежда, пришедшая в негодность, и потому снятая.

Это не означает, что с ним следует обращаться как-то особо неуважительно. Но и причин для особо трепетного отношения тоже нет. Его следует просто прибрать, спокойно, без перегибов в ту или другую сторону и лишних эксцессов. То есть и без пренебрежения, и без ненужного пиетета. Учение рекомендует сжигать тела, а прах развеивать, высыпать в воду либо смешивать с землёй. Если такой возможности нет, то можно и похоронить. Однако превращать могилу в место культа смысла нет. В ней не лежит человек. В ней находится то, чем он когда-то пользовался, только и всего. Никакой мистики.

Соответственно, вскрытие могилы трудно считать осквернением, — ведь осквернять, по большому счёту, нечего. Да и что именно считать осквернением, и по каким критериям, тоже не вполне ясно. Понятное дело, лезть в могилу без уважительной причины не надо: это не игра. Но если такая причина имеется, — например, те же исследовательские цели, — то и ничего страшного в этом нет. Опять же, если близким покойного это неприятно, тогда лучше проявить уважение к их чувствам (даже если они не совпадают со взглядами Учения) и не делать этого. Подчеркну: из уважения к чувствам живых людей, а не к «вечному покою» умершего. Ну а если переживать по этому поводу некому, а вскрытие захоронения имеет научное значение (привет мистеру Френкленду, упомянутому в нашем эпиграфе), тогда почему бы и нет? Иначе говоря, вскрытие гробницы Тутанхамона — как и других исторических могил, как раскопки курганов и т.п. — с точки зрения Учения представляется чем-то вполне нормальным. По сути, мумифицированное тело фараона — это такой же предмет древней материальной культуры, как и сам саркофаг, и различная атрибутика, сопровождающая захоронение.

Те, кого это действительно могло бы волновать, умерли ещё во времена фараонов. Но они постарались сделать так, чтобы расхитители гробниц, которые могут придти в будущем, не остались безнаказанными.

По крайней мере, так гласит легенда. Она утверждает, что на гробницу фараона было наложено проклятие, долженствовавшее убить тех, кто дерзнёт вторгнуться в неё.

В 1922 году она была вскрыта британским археологом Говардом Картером. Если до него там когда-то уже побывали грабители могил, то нам неизвестно, чем это для них закончилось. А вот люди, имевшие то или иное отношение к раскопкам Картера, умирали один за другим в течение нескольких лет. Правда, эти смерти вполне объясняются обычными причинами. Чтобы увидеть сверхъестественную связь между ними и проклятием, нужно обладать некоторой фантазией. Тем более, что сам Картер умер последним в этой череде. А по идее, должен был стать первым.

Могло ли и впрямь иметь место некое проклятие? Многие верят в это даже теперь. А тогда «проклятие фараонов» стало сенсацией. Например, читаем в Википедии: «Сэр Артур Конан Дойл, высказав своё личное мнение в пользу существования проклятия, предположил, что смерть лорда Карнарвона была вызвана некими «элементалями», созданными жрецами Тутанхамона». Ну, сэр Артур Конан Дойл был не только известным писателем, но и мистиком. Он занимался спиритизмом, и мог везде усмотреть нечто потустороннее. Так что его мнение в таких вопросах имеет невеликий вес. Хотя замечание по поводу «элементалей» в данном случае очень интересно.

Действительно, знающий человек (или люди) может создать агрессивное энергетическое существо, «приставить» его к какому-нибудь объекту или месту и «запрограммировать» на уничтожение тех, кто туда сунется. Я говорю об умелых магах и колдунах. На такое вполне могут быть способны и шаманы. Умели ли это древнеегипетские жрецы? Возможно. Бытует распространённое убеждение, что Египет вообще является родиной искусства магии. А в те далёкие времена магия существовала в лоне религии и была занятием жрецов. Так что да: наложение такого проклятия возможно, и жрецы могли это сделать.

Теоретически. Потому что легенда — это всего лишь легенда. Мы не знаем, точно ли было сделано нечто такое. Даже если в древнеегипетских надписях фиксируются некие проклятия, это ещё не то, что будет работать. Для того, чтобы проклятие стало действующим, нужно кое-что большее. Кроме того, проклятие, как бы странно это ни прозвучало, может «выдохнуться». Это же энергетика, — а она со временем иссякает, улетучивается. Иначе говоря, созданное жрецами-магами существо не будет вечным. Его существование требует энергетических затрат. Если оно не будет пополнять свою энергию, оно со временем просто истощится и исчезнет. Совсем не факт, что оно протянет несколько тысяч лет. Могло ли оно «подзаряжаться»? Вряд ли. Для него годится не любая энергия, а только родственная, — т.е. такая, которая существует в рамках той же системы верований. А древнеегипетская религия в том виде, в каком она бытовала при Тутанхамоне, исчезла очень давно.

Вот так, в общих чертах. Не факт, что проклятие было. А если было, то оно могло и не дотянуть до нашего времени. Но, в принципе, всё возможно. Однозначно отрицать его существование нельзя.

Но и спешить однозначно верить в него тоже не нужно. Мало ли что насочиняют досужие умы, охочие до сплетен и сенсаций. И даже правдоподобность — это ещё не правдивость. Да, интересно, интригующе, захватывающе. И чем интереснее, тем больше искушение поддаться общему нездоровому ажиотажу. Мой совет тут, как и в прочих подобных случаях, — здоровый скепсис. Такие вещи можно принимать к сведению как нечто вероятное, и откладывать в запасники своей памяти, — в надежде на то, что когда-нибудь дело прояснится.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *