Творчество по Учению

Когда заходит речь о творчестве, то обычно имеется в виду нечто относящееся к искусству, — писательство, живопись, ваяние, музыка и прочее. Причём зачастую ощущается, что между искусством и творчеством как бы проводится качественное разграничение. Стихи Петрарки — это первое, а стихи какого-нибудь поэта-любителя — второе. С другой стороны, есть такое понятие, как «творческий подход». И принято считать, что подойти творчески, т.е. изобретательно и оригинально, можно практически ко всему, — даже к мошенничеству, пыткам и убийству. Допустим. Но чем тогда является творчество как таковое? Вроде, оно ассоциируется с чем-то положительным. Произведения искусства прекрасны, а кустарное (если так можно выразиться) творчество хоть и далеко не всегда качественно, всё же демонстрирует стремление к прекрасному или, как минимум, к некоему самовыражению, что тоже хорошо. Да, — но как же тогда с отрицательными явлениями? Это не творчество? Или всё же творчество, — и тогда оно вовсе не является чем-то однозначно положительным по своей сути?

Когда просто беседуешь с кем-нибудь на тему творчества, всё кажется не столь сложным, и как будто вполне понятно, о чём идёт речь. Но если начинаешь задумываться и копать глубже, то обнаруживаешь, что понятно далеко не всё, и что имеется ряд серьёзных вопросов.

В Учении понятие «творчество» имеет огромное значение, потому что выражает собой то, для чего существуют осознающие, включая Творца. У нас это понятие является максимально широким.

Конечно, произвольное выведения смысла слов исходя из простых созвучий и поверхностных ассоциаций — занятие не только неблагодарное, но и не очень чистоплотное. Им обычно пробавляются различные болтуны, диванные философы и аферисты. Они порой заворачивают такие словесные комбинации, что просто диву даёшься. Однако бывают и реальные случаи, когда таким образом можно что-то сказать о смысле слова, — чему немало примеров могли бы привести филологи и лингвисты. И то, что касается творчества по Учению, — как раз такой случай.

Первым творческим актом в нашей Вселенной было создание самой Вселенной. Совершил его Творец, создавший Вселенную из самого себя, преобразовавший себя в неё. Мы не знаем его подлинного имени, и потому именуем его просто Творцом, имея в виду, что он — тот, кто всё сотворил. Всё, что актуализовано для нас как Вселенная со всем её содержимым, включая нас самих. Для чего он это сделал? Для того, чтобы стать совершеннее, подняться на новую эволюционную ступень. Иными словами, чтобы в определённом смысле пересоздать себя, превратить в существо, лучшее прежнего. То есть данный творческий акт был направлен им на самого себя и имел несомненно благие цели. Однако в то же время он был направлен и во вне. Ведь Творец — часть своего мира, своей Вселенной, и он имеет значение для её дальнейшей судьбы. Чем лучше, совершеннее он будет, тем на большую пользу ей это пойдёт. Поэтому его творческий акт является двойным благом, направленным и вовнутрь, и во вне, и на него самого, и на мир, в котором он обитает.

Этот акт мы можем принять за некий исходный пункт наших рассуждений, за точку отсчёта, от которой идёт линия координат и условно вниз или вовнутрь, и условно вверх или во вне. В самого Творца, и от него к чему-то большему. При этом мы можем дать общее определение понятию «творение» (как акт творения) и понятию «творчество», объединив их по смыслу в одно. Получается, что творчество/творение — это разумное, осознанное действие, направленное на улучшение, усовершенствование чего-либо посредством переустройства и создания новых форм существования и способов функционирования. Надо признать, что звучит это казённо, даже словно бы бюрократически. Что ж, можно сказать и по-другому. Творчество — это когда ты на основе своих знаний, опыта и таланта создаёшь нечто новое, красивое и полезное, что поможет людям и миру стать лучше. Я не настаиваю на том, что оба определения даны здесь в максимально точной и окончательной форме. Это сформулировано так, чтобы была понятна суть того, о чём идёт речь. Возможно, можно сказать лучше и понятнее. Пока же будем исходить из сказанного здесь.

Итак, творчество/творение — это создание чего-то нового, что само по себе хорошо и полезно и ведёт к положительным изменениям в том, на что оно воздействует. Создание — значит, прибавление чего-то. Не убавление, не разрушение, после которого ничего не остаётся. Это может быть творческое изменение чего-то уже существующего, — так сказать, его пересотворение, перевод в новое состояние, когда прежняя форма его существования заменяется на новую. Нечто подобное, кстати, сейчас происходит с Творцом. Возможно также не изменение существующего, а создание нового, лучшего, после чего прежнее, утратив актуальность, сходит со сцены. Так или иначе, творчество — это сотворение, создание полезного или качественно лучшего, а создание — это прибавление, привнесение в мир чего-то нового. Взяв это в обратном порядке, чтобы было более логично, мы получаем два первичных критерия творчества. Во-первых, это когда создаётся что-то новое или изменяется прежнее, и во-вторых, когда новое оказывается благотворным, а изменённое становится более совершенным.

Как и было сказано, первым творческим актом стал акт сотворения Вселенной. Он был совершён Творцом сознательно и целенаправленно. В формулировке «был совершён» это звучит так, словно он был единовременным, словно он был начат и завершён. В действительности же то, что мы подразумеваем под сотворением, было лишь его началом, отправной точкой. Само формирование известного нам Мироздания имело несколько фаз (возникновение трёх миров, уровней, состояний субстанции), а потом последовал и всё ещё продолжается длительный процесс эволюции уже внутри Вселенной. Всё это было «запрограммировано» Творцом, — если не в мельчайших деталях, то в виде общего направления, которое выдерживают выработанные и запущенные им законы развития. Таким образом, акт создания Вселенной, фактически, продолжается, процесс идёт, — только приняв несколько иной вид. Сама эволюция есть его осуществление.

И важнейшим её достижением стало появление осознающих. Почему важнейшим? Потому что до их появления эволюция шла как процесс, запущенный ранее и движущийся как бы по инерции, — хотя в данном случае это, пожалуй, не вполне корректный термин, — благодаря первичному толчку и заданному направлению. Изменения в нужную сторону, то бишь появление более развитых форм, были крайне медленными и касались, по большей части, материи. То есть совершенствовались более материальные формы, чем Дух, совершенствование которого является путём к успешному перерождению Творца. Для совершенствования Духа нужен проявленный активный разум, — разум Творца, исследующий, познающий его самого изнутри. А для пробуждения такого разума требуются носители, способные его использовать. Такими носителями и являются осознающие. С их появлением эволюция приобрела иное качество, став также и эволюцией Духа. До того она шла как запрограммированный на появление осознающих процесс, запущенный Творцом в момент его творческого акта, — создания Вселенной. Эволюция — всё тот же творческий акт, растянутый во времени и не имевший новых творческих импульсов. Творцу были необходимы те, кто мог бы придать эволюции такие импульсы. Те, кому он мог бы «делегировать» труд по усовершенствованию себя, и в ком могли бы раскрыться его творческие способности, необходимые для этого. Потому осознающие должны были появиться, их появление было предусмотрено, запрограммировано, заложено в законы, действующие во Вселенной. И они появились. Тем самым возникла возможность творчески действовать уже внутри Вселенной, активно совершенствуя и её в целом, и Дух в частности.

Осознающие — это как бы Творцы в миниатюре. И то, что они делают в плане совершенствования самих себя, окружающего мира, Вселенной, Духа, есть ни что иное, как активное продолжение творческого акта, с которого началась Вселенная. Творец продолжает пересотворение себя через осознающих. Любое творчество — сиречь то, что мы договорились понимать под этим словом — работает на успешное завершение того этапа развития Творца, который идёт сейчас. Иными словами, творческая деятельность осознающих, и в том числе людей, идёт на пользу Творцу и приближает момент его перерождения в более высокоразвитое существо.

Вот здесь самое время вспомнить о творческом подходе к различным областям человеческой деятельности. В самом деле, это касается не только того, что у нас привычно ассоциируется с искусством, но всего вообще. Возможен творческий подход к научным исследованиям, техническим разработкам, социальным проектам, государственной деятельности, сельскому хозяйству, образованию, воспитанию детей, организации отдыха, и так далее, и так далее. Во что угодно можно привнести нечто новое, полезное и имеющее задатки на дальнейшее развитие. Вся эта полезная творческая деятельность есть часть общего развития Вселенной. То есть она представляет собой нечто более значимое, чем может показаться. Мы обычно воспринимаем это как то, что ориентировано на себя, на своё общество, на свой отдельно взятый мир, — и даже не замечаем, что делаем нечто гораздо большее. А ведь мы формируем один из тех кирпичиков, из которых строится благополучное будущее нашей необъятной Вселенной. При условии, конечно, что то, что мы делаем, — это действительно творчество, а не бесполезная или вредная деятельность.

Несомненно, огромное значение здесь имеет и то, что относится именно к искусству. По-настоящему хорошее произведение искусства, созданное посредством подлинного, вдохновенного творчества, обращено к душе человека, к его уму и эстетическому чувству. Оно привносит в мир что-то прекрасное и делает его лучше. Точнее говоря, оно меняет к лучшему человека, — и уже он меняет к лучшему свой мир. Искусство — могущественное средство совершенствования человека. Само появляющееся в процессе творчества, оно несёт в себе творческий импульс и творческий потенциал, продолжающий действовать в пространстве и времени. Оно не только сотворено само; оно творит нового человека. Более мудрого, доброго, нравственного. И более творческого. Того, кто, в свою очередь, сможет создавать новое, прекрасное, мудрое и полезное, которое будет дальше менять к лучшему людей и мир.

Но что же с тем из искусства и прочим, что появляется в результате творческого подхода, но при этом несёт в себе отрицательный импульс, импульс к разрушению? Например, книги и фильмы, пропагандирующие безнравственность, технические разработки, направленные на уничтожение людей, деструктивные социальные концепции, и прочее подобное. Что это? Творчество или нет? По виду — да, но по сути это нечто противоположное. Оно не добавляет в мир нечто хорошее, а наоборот, вредит хорошему, разрушает его. В этом случае тоже имеет место создание чего-то, и в процессе этого создания можно увидеть изобретательность и даже внешнюю красоту. То есть первый критерий творчества как будто соблюдён. Однако второй — нет. Потому что это созданное — искусно и интересно написанная книга, прославляющая пороки, красиво сделанное и эффективное оружие и т.п. — имеет своим предназначением не созидание, а разрушение. Это инструмент, при создании которого наличествует творческий подход, но который создан ради вершения чего-то дурного, а не благого. Таким образом, это некое недотворчество; нечто, что гасит в себе творческий импульс, не давая ему продолжения. Самое близкое сравнение — отрава в красивой, творчески выполненной упаковке. Несмотря на такую упаковку, её содержимое при всём желании нельзя назвать полезной пищей, поддерживающей жизнь.

Тут мы видим, что в подобных случаях творчество — или то, что так выглядит — может быть превращено в орудие разрушения. И так происходит часто. Поэтому недостаточно обращать внимание на внешнюю форму. Главное — содержание. Как действует вот эта красивая штука? Потенциал к чему в ней заложен? Она целит или отравляет? Поддерживает жизнь или убивает? Созидает или разрушает? Нужно смотреть на суть. Дурное тем опаснее, чем успешнее оно закамуфлировано под нечто красивое.

Итак, всё творчество, — подлинное творчество, — имеющее место во Вселенной, это проявление и продолжение акта создания Вселенной и, тем самым, акта преображения Творца в более совершенное существо. Поэтому не бывает совсем уж неважного и бесполезного творчества. Любой человек, подошедший к чему-то творчески, создавший что-то хорошее, оказывается сопричастен созданию Вселенной. Её создание в данный момент и в данном месте вершится через него. В нём сейчас проявляется сущность Творца. В минуту творчества он не только творец того конкретного, что им создаётся, но и Творец, создающий себя-Вселенную.

И даже больше. Как было сказано выше, это нужно не только Творцу, но и его миру. А его мир является частью чего-то ещё большего, и так далее, до уровня беспредельного Бытия. Это значит, что и любой творческий акт любого человека через ряд «промежуточных инстанций» в виде Торца, его мира и т.д., направлен в Бытие и служит его, Бытия, совершенствованию. Это надо осознать. Всё, к чему ты подходишь по-настоящему творчески, всё, что ты делаешь со старанием, любовью и благими намерениями, сколь бы скромно по своим масштабам оно ни было, всё это делает лучше и совершеннее не только тебя самого, и не только Вселенную, но и Бытие. То, что ты творишь, поддерживает и преумножает жизнь Бытия, а значит — жизнь всего, что в нём есть. В этом — великий смысл творческого акта. Любого — величайшего и малейшего. Это дар Жизни, предназначенный всему, — и во Вселенной, которая сама по себе невообразимо огромна, и за её пределами, в бесконечности. Каждый истинно творческий акт, каждый акт созидания, на что бы он ни был направлен, это акт создания Жизни в масштабах Бытия.

Вот что такое творчество по Учению. Вот почему оно так важно. Творчество — это творение нового и лучшего, совершенствование всего, преумножение Жизни с большой буквы, дарование её всем и всему. Собственно, это и есть самое главное. То, на чём держится Бытие. То, что и есть само Бытие.

Поэтому если уж взялся творить, твори старательно и качественно. Даже если просто складываешь бумажный кораблик. Потому что ему предстоит плыть в бесконечность.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *