По стандартам Бытия

Как и в других духовных учениях, в УЕХ тоже делается акцент на духовное развитие человека, на его совершенствование, — прежде всего, нравственное. Тут всё ясно, логично, — духовное учение, духовное развитие, — и вопросов не вызывает. Однако имеется вопрос о том, как это происходит. А происходит это вовсе не обязательно так, как описывают другие учения. Ведь у них и картина мира иная.

Речь у нас пойдёт о том, что можно условно назвать способом оценки результата. Объясню суть проблемы так. Вот человек духовно развивается. Он познаёт мир, учится различать хорошее и плохое, правильное и неправильное, он делает в разных ситуациях моральный выбор, совершает соответствующие поступки. Когда он это делает правильно, тогда его духовное развитие идёт успешно, и он совершенствуется. И вот вопрос: в чём заключаются критерии правильного и неправильного? Ты совершил верный выбор и сделался совершеннее. В тебе произошли изменения в нужную сторону. Как это работает? Кто определяет, что твой выбор был правильным, кто на основании этого даёт отмашку на совершение означенных изменений?

Религиозный человек — скажем, христианин — ответит: решает Бог. Ведь Бог создал мир, установил законы, по которым этот мир живёт, определил, что является добром, а что злом, и он же определяет, чьи поступки соответствуют критериям добра, а чьи нет, — поскольку он сам всё организовал, и к тому же является всеведущим. Кому ещё управлять процессом и быть судьёй, как не ему? Да, с такой точки зрения всё правильно. И приверженцы большинства других религиозных учений дадут примерно похожие ответы. Какие-то высшие силы тем или иным способом создали мир, установили в нём законы, и теперь они, или не конкретно они, но тоже сверхъестественные силы, обладающие соответствующими умениями, определяют, насколько человек грешен или праведен. Определяют главным образом для того, чтобы после смерти отправить его в места страданий или в места наслаждений. Есть нюансы, — но общая картина примерно такова. Есть строители мира и судьи, определяющие соответствие человеческих поступков мировым законам.

Да, для религии это — рабочая схема. Но для Учения — нет.

Учение тоже говорит о том, что есть строитель мира — Творец, преобразовавший во Вселенную самого себя. Но ведь он не является сверхъестественным существом, и он сам несовершенен. Он тоже развивается, ему тоже приходится познавать свой мир и самого себя, и приходится совершать моральный выбор. Мы несовершенны, потому что несовершенен он, — и как раз своей нравственной работой мы совершенствуем его. То есть он не может быть абсолютно объективным судьёй. К тому же, он не осознаёт себя, пока пребывает в состоянии Вселенной; мы, люди и другие осознающие, будучи его частицами, познаём и осознаём его в меру своих возможностей. А мы, опять же, несовершенны. Он не может оценивать наши поступки и судить нас, а мы тем более не можем судить себя, ибо не обладаем для этого ни достаточными знаниями, — мы всё время учимся, — ни достаточной объективностью. Иначе говоря, судьи нет. Оценка же при этом происходит, и система работает идеально, без сбоев: хорошее осознание, правильный выбор, правильное действие делают нас — то есть содержащуюся в каждом из нас частицу Духа — совершеннее. И человек меняется в соответствии с этим, как положено, а по достижении максимально возможного уровня перестаёт перерождаться и переходит в мир Духа. Всё работает как бы само по себе. Можно сказать, что так работают законы Природы, — и это будет правильная мысль. Но их «спроектировал» и запустил Творец, — а он, как мы знаем, сам не всеведущ и не идеален. И как же ему, в таком случае, удалось создать из самого себя безупречно работающую систему?

Так что же происходит? Кто следит за качеством развития осознающих и определяет, причём абсолютно объективно и безошибочно, когда их развитие идёт в верном направлении?

Ещё имеется сопутствующий вопрос: а какое направление является верным? Ясно, что то, которое ведёт к нужному результату. К какому? Что касается нашей Вселенной, то результат этот — успешное внутреннее развитие Творца. В итоге он должен достичь уровня, который позволит ему перейти на новую, более высокую эволюционную ступень, и преобразиться в более совершенное существо. Однако это не самоцель, а часть ещё более глобального процесса: эволюции мира, в котором обитает Творец. Как наше совершенствование нужно чему-то большему, чем мы сами, — оно есть наш вклад в эволюцию Вселенной, то есть Творца, — так и совершенствование Творца есть его вклад в эволюцию его Вселенной. И далее по возрастающей. Развитие любой системы необходимо для развития большей системы, частью которой она является. А самая большая система, в которую как её частицы входят все остальные, это беспредельное Бытие. Следовательно, именно его эволюция оказывается главной целью, и именно на эту цель работает всё, что происходит в Бытии, на всех его уровнях и подуровнях, во всех его системах и подсистемах. И уже из этого следует, что верное направление, о котором ставился вопрос выше, это развитие, идущее на пользу Бытию, способствующее его эволюции. Это то, что хорошо, то, что работает на созидание. Иначе говоря, благо. Соответственно, то, что работает на разрушение, может быть определено как зло. Таковы главные критерии различения добра и зла. И устанавливаются они не человеком, и даже не Творцом. Они установлены высочайшей инстанцией: самим Бытием. Именно его интересы, интересы его эволюции, становятся определяющими.

Из этого можно понять одну очень важную вещь: работая над собой здесь, в своём мире, на своей планете, в своём месте жительства, мы делаем поистине огромное дело, ибо в конечном счёте трудимся на благо и жизнь Бытия. Именно туда устремлён, если можно так его назвать, импульс совершенствования, исходящий от каждого из нас. Он идёт к Творцу, и через него идёт дальше, в бесконечность, на поддержание беспредельной Жизни. Осознание этого меняет всё.

И здесь уже вырисовывается ответ на основной вопрос — о способе оценки результата. Ведь если в любом акте духовного развития в качестве конечной цели подразумевается польза Бытия, то и определение качества этого акта — т.е. хорош ли он, и насколько — тоже должно исходить оттуда. Высшая инстанция, высший судья — само Бытие. Но каким образом? Ведь оно тоже не осознаёт себя целиком, проявляя свой разум, как и Творец, через свои частицы. Ответ таков: это происходит через Великие Начала. Четыре принципа, четыре закона, направляющие его эволюцию и продолжающие его жизнь. Они проницают собою Бытие на всех его уровнях и служат основой для законов, действующих во всех его частицах, во всех существующих в нём бесчисленных мирах. Нигде в Бытии не могут работать законы, противоречащие Великим Началам. Работают только те, которые вытекают из Великих Начал, будучи частными случаями их проявления в разных условиях.

То же самое относится и к нашей Вселенной. Творец не мог бы, даже если бы хотел, установить неправильные законы, — то есть не работающие на благо Бытия. Он «запрограммировал» свои законы, основываясь на Великих Началах. И законы эти работают безупречно, ибо через них проявляются Великие Начала, работа коих безупречна по самой своей сущности, всегда и везде. Это же есть и искомый критерий, позволяющий безошибочно определить, делается ли правильный (т.е. полезный для Бытия) или неправильный выбор, совершается ли хороший или дурной поступок, вершится ли добро или зло. Всё это определяется Бытием через Великие Начала. Если то, к чему стремится и что делает человек, соответствует им, тогда в его частице Духа происходят положительные изменения и она совершенствуется. Если не соответствует, тогда положительных изменений не происходит.

То есть всё-таки можно сказать, что так работают законы Природы. Но исключительно потому, что через них действуют Великие Начала. Даже Творец, при его невообразимом для нас уровне развития, всё же несовершенен, и не знает досконально, что хорошо для Бытия, а что плохо. Поэтому он познаёт, развивается. И в развитии Творца действует тот же критерий: его качество оценивается через Великие Начала, по принципу соответствия или несоответствия им. Потому что они-то знают досконально. Они сами и есть тот стандарт, по которому выверяется и оценивается всё происходящее в Бытии, и они же сами совершают оценку.

Поэтому, при несовершенстве и недостаточных знаниях не только человека, но и Творца, качество духовного развития оценивается объективно, безошибочно, процесс совершенствования никогда не даёт сбоев и всегда приводит к закономерному результату. Оценка происходит по стандартам Бытия. Оттуда, из великой беспредельности, исходит то, благодаря чему может идти духовное развитие каждого конкретного человека, — а от этого человека туда, в великую беспредельность, идёт то, что я выше назвал импульсом совершенствования. И импульс этот, как бы скромен он ни был в сравнении с Бытием, играет свою роль в укреплении и продолжении его, Бытия, жизни.

Так это происходит. И таков один из аспектов великой связи Бытия и человека. Хотя даже более чем связи. Таков один из аспектов их единства и тождества. Тождества тебя и беспредельности. Идея, которую трудно уложить в голове. То, что мало понять, и к чему нужно ещё привыкнуть.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *