Отношение к трудностям по Учению

Нет такого человека, который в своей жизни не встречался бы с трудностями. От них не страхует ничто, — ни сила, ни красота, ни ум, ни таланты, ни деньги, ни власть… Они — неизменная и неизбежная составляющая человеческой жизни, и даже более того: один из её образующих факторов. Это то, что нужно о них понимать в первую очередь. Непреложный факт, который мы пока что принимаем на заметку, чтобы вернуться к нему чуть позже.

Теперь нужно определиться с тем, что именно мы понимаем под трудностями. Скажем так: это всё, что делает жизнь сложнее, проблемнее, в любых её аспектах. Какие-то трудно решаемые задачи или нечто, что приходится преодолевать. Работа, требующая больших усилий. Проблемы в личной жизни. Неудачи, обиды, страхи, болезни, страдания. Пороки, отрицательные качества, дурные привычки, с которыми нужно бороться. Сложности с воплощением в жизнь идей и реализацией талантов. Сложности в деятельности на благо общества. Противодействие со стороны других людей, которому приходится противостоять. Различные опасности. Касающиеся тебя социальные проблемы, — несправедливость, бедность, тирания и прочее. Можно перечислять ещё долго. В общем, всё, что делает жизнь труднее. То есть, по сути, практически всё, из чего она состоит. Даже положительные, приятные моменты, имеющие свойство оборачиваться проблемами. Например, ты любишь вкусно и обильно поесть, — и получаешь лишний вес, со всеми вытекающими.

Люди не любят трудностей, расстраиваются по их поводу, страдают от них, сетуют и мечтают зажить так, чтобы трудностей в жизни не было. Совсем не было. Счастье многим видится именно таким, — полным отсутствием каких бы то ни было проблем, непреходящим состоянием удовольствия и безмятежности. Что ярко отражено в религиозных представлениях о рае.

В подходе Учения к данному вопросу две обозначенные выше реалии — что трудности неизбежны и что из них, практически, состоит вся жизнь — являются отправной точкой. И вопрос ставится следующим образом: если всё устроено так, если мы живём среди нескончаемых трудностей и живём трудностями, то в чём смысл этого? Для чего всё устроено именно так, а не иначе? Вопрос, без преувеличения, определяющий. Потому что если некоего высшего смысла в этом нет, тогда человек рождается только для того, чтобы мучиться. И если так, то жить незачем. К такой мысли приходят многие, и это доводит некоторых из них до самоубийства. Люди могут быть согласны преодолевать трудности и даже страдать, — было бы ради чего. А если просто так, то это самое страшное и невыносимое, что они могут себе представить. Так что главная проблема не в самом наличии трудностей, а в отсутствии смысла. Точнее, в его непонимании.

Потому что он есть. Банальный здравый смысл подсказывает это. Однако в данном случае одного здравого смысла мало. Он даёт лишь надежду, что не всё так плохо. А нужен ответ. Ответ на вопрос «В чём смысл трудностей?». Это, по сути, тот же вопрос, что и «В чём смысл жизни?». И ответ на оба эти вопроса один и тот же.

В чём, по Учению, смысл жизни? В том, чтобы выполнять Великое Долженствование, — совершенствовать Творца. Частица его души содержится в каждом из нас; совершенствуя эти частицы, мы все вместе совершенствуем единую душу Творца. Как же человек совершенствует свою частицу? Через познание, благодаря которому он научается различать добро и зло, и через выбор между ними. Выбор в сторону добра делает частицу совершеннее, выбор в сторону зла — нет. А в каких ситуациях возникает необходимость выбора? В ситуациях, когда мы сталкиваемся с трудностями. Преодолеть трудности или вообще обойти их гораздо легче, если применить аморальные методы, — ложь, подлость, предательство, подкуп, насилие и прочие. Это и есть выбор в пользу зла. Выбор же в пользу добра чреват проблемами и опасностями, — но это правильный выбор. Так совершенствуется твоя частица души Творца. Так ты выполняешь своё долженствование, — то есть осуществляешь смысл своей жизни.

Очень важно понимать, что все мы здесь не для того, чтобы хорошо проводить время, делать карьеру, зарабатывать деньги, добывать известность и т.д. Всё это возможно, — но как нечто дополнительное, когда оно не мешает основному. Что же является основным? То, о чём говорилось выше: Великое Долженствование, совершенствование Творца. И одновременно — труд на благо мира и людей. Всё это взаимосвязано, — ибо выбирая добро, мы воплощаем его в жизнь своими поступками. То есть мы рождаемся не для того, чтобы заниматься личным преуспеянием и создавать себе комфорт, а для того, что гораздо более важно. Не будь этого более важного, всего остального было бы недостаточно, чтобы оправдать наше существование. Проще говоря, не будь перед нами задачи по совершенствованию Творца, нас бы не существовало. Люди как разумный вид появились ради её выполнения, и каждый отдельный человек рождается для того же.

Именно трудности помогают нам её выполнять. Они дают нам возможность делать выбор между добром и злом, правильным и неправильным, моральным и аморальным. Человеческая жизнь не может не быть сопряжена со множеством трудностей, потому что тогда в ней не будет смысла. Мы рождаемся для того, чтобы преодолевать трудности. Чтобы преодолевать их правильным образом, делая выбор в сторону добра, и тем самым совершенствовать Творца.

Это означает одну принципиально важную вещь. Именно — то, что трудности не являются чем-то неправильным, лишним, чего в жизни быть не должно. А ведь люди обычно так их и воспринимают. Трудности видятся им отклонением от нормы, — потому что нормальная жизнь, по их представлениям, должна быть приятной и безмятежной. Но они катастрофически ошибаются. Трудности и есть норма. Не было бы их, жизнь была бы статичной, ничто бы не двигалось, не развивалось. А неподвижность, отсутствие развития, — это гибель. Уход в несуществование. Трудности дарят жизнь. Они и есть жизнь. И что уж тут говорить о человеке, когда само беспредельное Бытие живёт благодаря тому, что постоянно борется со своей проблемой, — действующим в нём импульсом к разрушению. Мы все — частицы Бытия, и мы живём как оно: за счёт борьбы.

Когда осознаёшь это, для тебя всё меняется. Трудности перестают быть ненормальным и бессмысленным искажением жизни. Ты больше не задаёшься вопросами «За что?» или «Ради чего?». Никто там, наверху, не осложняет тебе жизнь специально. Просто она такова. Если же кто-то и осложняет её тебе, то не высшие силы и не неумолимая Судьба, а другие люди, — так же, как ты осложняешь жизнь им. Ответь себе на вопрос, почему это делаешь ты, — и поймёшь, почему это делают они. И трудности не бессмысленны. В них как раз заключён огромный смысл. Они нужны для того, чтобы «прокачиваться», становиться лучше, мудрее, сильнее. Я употребил игровой термин «прокачиваться» как довольно хорошо отражающий то, что происходит. При том, что это не игра, а жизнь. Не только человеческая. Жизнь Вселенной, Творца. Мы делаем это ради него. Но он не отделён от нас, не абстрагирован. Он — это мы. В нас его душа, а наши тела — его плоть. Мы тождественны Творцу. Становимся лучше мы — становится лучше он. И только так он может жить дальше. Он и мы. Быть лучше нужно нам и для осуществления задачи вселенских масштабов, и для того, чтобы нормально, по-человечески жить здесь, на нашей небольшой планете, в нашем обществе. В обществе друг друга. Ну а стать лучше нам помогают трудности. Они дают нам возможность выбора, дают пространство для осуществления свободы воли, для действия разума и совести. Они придают нашей жизни смысл и перспективу.

Итак, каким же должно быть отношение к трудностям? Пора суммировать.

Прежде всего, их надо воспринимать как данность. Их не может не быть, от них невозможно избавиться полностью. Когда минуют одни, приходят другие. Это значит, что не нужно изводить себя мечтами о жизни без трудностей и надеждами на неё: это приводит к разочарованиям и только наносит болезненные удары по психике. Не нужно пытаться бежать от трудностей: это всё равно не удастся, только заставит зря потратить время и измотает. Но и специально нарываться на них, создавать их себе намеренно, тоже не стоит. Жизнь в любом случае подкинет их в достаточном количестве. Нужно принимать их как нормальную составляющую жизни и преодолевать, — спокойно, целеустремлённо, и с осознанием происходящего.

Затем, нужно понимать, что они имеют смысл. Не бывает напрасных трудностей, проблем и страданий. Даже если кажется, что они таковы, если они не приносят видимого положительного результата, всё равно они не бессмысленны и не бесполезны. Польза может быть исключительно внутренней, то есть духовной, — когда человек не склоняется перед ними, не сдаётся, не ломается, не теряет достоинства, не превращается в негодяя. Может быть, из-за своей принципиально нравственной позиции внешне он что-то теряет, — какие-то жизненные блага или ещё что-нибудь, — но при этом он совершенствуется духовно, становится лучше и сильнее. А это именно то, что требуется. Если правильно относиться к трудностям, проиграть нельзя в принципе. Если ты их преодолел достойными способами с жизненной пользой для себя — хорошо; значит, ты получил и духовную пользу, и материальную. Если же пострадал, но не пал нравственно, значит, духовную пользу получил всё равно, и огромную. Хотя и в этом случае есть практическая жизненная польза: она заключается в том, что ты подал достойный пример другим. Кто-то из них теперь тоже не сломается, не прибавит в мире зла, и его частица Духа, то есть частица души Творца, тоже станет совершеннее.

К трудностям нужно относиться не как к тому, что заедает твою жизнь и делает её невыносимой, а как к полезному фактору, как к возможности развить свой ум, волю, усовершенствовать нравственные качества и т.д., — словом, как к возможности «прокачаться». Я сравниваю это с регулярными походами в спортзал. Человек, занимающийся на тренажёрах, очень устаёт, у него порой болят мышцы, — но это не более, чем сопутствующие неудобства. Получаемая польза перекрывает их многократно: это сила и здоровье. К трудностям следует относиться как к духовным тренажёрам. Нужно уметь обращать их себе на духовную пользу. Соответственно, их не надо бояться. Надо принимать их как вызов, — зная, что ты здесь именно для этого, и что если ты правильно к ним относишься, то проиграть ты не можешь.

Наконец, нужно помнить, что они не могут тебя уничтожить. Ведь именно этого все боятся больше всего. На самом же деле даже смерть поправима. Все мы живём не одну жизнь; умирает лишь тело, а человек потом всё равно возрождается. Телу же предстоит умереть в любом случае. Сколько ты это ни оттягивай через трусливые поступки, ложь, подлость и прочие безобразия, это всё равно неизбежно. Так не лучше ли умереть достойно, раз уж приходится? Если в борьбе с трудностями человека ожидает смерть, то это мнимая смерть. Позднее он возродится в новом теле; духовно же он станет гораздо выше, ибо даже перед лицом такой угрозы не утратил человечности и вёл себя достойно, — а это огромная заслуга в глазах Природы. То есть даже в этом случае — казалось бы, самом худшем — проиграть невозможно, если воспринимать всё должным образом.

Многие убеждены, что трудности — бич человеческой жизни, её ужас, её беда. Ну а мы воспринимаем их как очень непростой, но положительный фактор. Только нужно правильно его понимать и уметь правильно использовать. Да, именно так: использовать. Не они нас ломают, а мы их используем. Используем на благо Творца и на своё благо. Как уже было сказано выше, это одно и то же.

Если правильно к ним относиться, они не будут страшны. Зачем бояться того, что естественно и полезно? И уж конечно, они не смогут тебя побороть. Потому что если в этой борьбе проигрывает тело, то выигрывает Дух. А значит, ты — всегда победитель. Ты не можешь им не быть, если относишься к трудностям правильно и поступаешь правильно. И зависит это только от тебя. Так устроена жизнь на самом деле. Так устроен человек. Таким создан ты.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *