К счастью быстро привыкаешь

k-schastyu-bystro-privykaesh

«К счастью быстро привыкаешь, непроизвольно…»
Эльчин Сафарли

Есть одна хорошо всем известная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Говорится она разными людьми в совершенно разном контексте; мне же хотелось бы ее рассмотреть применимо к жизни как таковой.

Жизнь дается человеку как данность, без его волеизъявления, и, как правило, воспринимается большинством людей как нечто само собой разумеющееся. С самого рождения человек получает весь этот мир со всем его благом и сложностями. Он привыкает, что есть некая реальность, данная ему в ощущение, и, по сути, не помнит и не знает ничего другого (есть те, кто знает и помнит, но это отдельный разговор). И так день за днем человек привыкает к своему существованию, непроизвольно воспринимая его как норму, как единственное, что есть. Одни относятся к этому положительно, другие наоборот. Некоторые даже ставят свое рождение в упрек родителям: «Мол, а я не просил, чтобы вы меня рожали…».

На что похожа жизнь человека, который воспринимает все как данность? Я отвечу вам: на жизнь животных, растений и других подобных существ. Это они появляются и исчезают в процессе эволюции без возможности осознания себя, живут одним днем, в данности, которую не могут охватить собой. Они живут от мира, появляясь и исчезая, вытекая из него и так же уходя в него. Они берут от мира и дают миру равно, не имея возможности дать больше. Однако человек не таков. Способность осознания дает ему возможность жить не от мира, а для мира, привнести в мир и себя самого то благо, которого раньше не было. Именно через осознающих совершенствуется Дух, именно они — живые разумные клетки Вселенной, которые ведут ее в будущее, двигая эволюцию.

Что же происходит, когда такие существа начинают воспринимать мир как данность, и жить от этой данности, не желая привносить в нее то, что они могут привнести? По сути, они уничижают и обделяют самих себя. Грустно смотреть на тех, кто родился Человеком, а живет как существо неосознающее, — как животное, птица, камень. В таком ракурсе эти люди даже хуже тех, с кем идет сравнение, — ведь неосознающие делают все, что могут, а такой человек не делает и половины. Это орлы, ведущие жизнь куриц. Да и того хуже.

Происходит же это по одной причине. И причина эта — человеческая гордыня (конечно, я не рассматриваю здесь такие факторы, как ограниченность интеллекта, когда человек просто не способен понять те или иные вещи). В своем зародыше гордыня живет в каждом, — и если дать ей волю, она превратит человека в чудовище. Гордыня заставляет человека воспринимать мир как данность. То есть человек считает, что он достоин такого подарка, как жизнь и осознанность. Он считает, что Вселенная существует для него, для него зажигаются звезды и восходит солнце, для него миллионы живых существ создают потрясающий по своей красоте и невообразимый мир, полный прекрасного. Для него плещутся океаны и у его ног стелется земля. Я приведу цитату — ведь она так уместна здесь: «Вы, люди, видя не видите красот и благ мира; … Земля, по которой вы ходите, — она тверда и надёжна, и она лелеет вас. Она даёт вам пищу, и даёт пищу вашему огню, и ваши дома тоже даёт вам она. А воды, которые вы пьёте и в которых омываетесь, — не из неё ли они истекают, не в её ли берегах они живут? Она принимает в себя и ваших мертвецов; она терпеливее вас, — ведь вы не едите падали, а она принимает её в себя. … Вид её — спокойствие взора, а запах её — изумруд в сокровищнице запахов. Кто из вас заметил, кто усмотрел всё то, о чём я сказал? … Когда вы радуетесь урожаю, когда вы поёте и бьёте в гонги, — разве вы думаете тогда о том, что ничего не дали ей взамен? Но она ничего не просит у вас, ничего не требует; кто щедрее её? … Земля порождает цветы, а вы любуетесь ими, украшаетесь ими, врачуете ими себя и едите мёд. Она порождает сияющие камни и металл, без которого вы слабы. А как она прекрасна в зелёных одеждах, нежных и ароматных! А её холмы, — разве они менее прекрасны, чем холмы тела женщины? А её сила, — разве есть мужчина, способный, подобно ей, сотрясти гору? И разве видели вы мать, способную рожать столько, сколько рожает она? И кто, если не она, ложится под ноги ваших детей, чтобы дать им опору, когда они учатся ходить? И разве не она основа вашего ложа или само ложе, когда вы отдыхаете? Она принимает в себя вашу усталость и даёт вам силы, без которых вы не могли бы жить, — и не требует с вас платы. Не она ли под вашим ложем или под вами, когда вы зачинаете и рожаете своих детей? Это она дарует вам потомство и принимает роды; и она терпелива и не брезглива, — ведь она с равной любовью принимает роды и у женщин, и у сук. Всё, что есть на ней, есть она, — ибо всё происходит из неё. И сами вы — земля; вы, люди, есть земля. … И без вод вы не могли бы жить. Они даруют вам себя, входя в ваше горло: без них вы умерли бы от жажды. Вот — сокровище, великое среди великих сокровищ, поистине бесценное. Что ваши богатства, и наряды, и ваши красы в сравнении с простой водой? Без всего этого вы могли бы жить; а не будь воды — зачем всё это иссохшим трупам? Все богатства Нум’ана не стоили и одного глотка воды; и вот их нет, — а воды текут по-прежнему. Они орошают ваши поля, и поэтому кормят вас; и из них вы вынимаете себе в пищу рыбу и иное. Воды смывают с вас грязь и очищают вашу одежду, и они — в снадобьях лекарей. Без них вы не имели бы даже простой чашки, — ведь тогда не было бы ни вязкой глины, ни дерева. Воды несут на себе ваши лодки; не только земля ведёт вас в ваших путях, но и вода. Водой вы усмиряете огонь, и она же дарит вам прохладу в час зноя. А как она прекрасна, приятна глазу! Какой из сияющих камней сравнится с нею в блеске и сверкании? А запах её, — какой аромат приятнее для носа живой твари? Где нет вод, там нет и жизни. Воды протекают в теле земли, и они же протекают в теле человека. Даже крови не было бы у вас, не будь воды! И самих вас не было бы, — ведь вода содержит в себе семя, от которого рождаются ваши дети. О, без неё ничто не родится! … Вода зачала и питает всех. Вода знает и радость людей, и их горе, — ведь это она изливается их слезами. Она — сок жизни…» (Песня Рохами, энон III).

И все это человек принимает как данность. Он горделив настолько, что не удивляется этому, а иногда и вовсе пренебрегает этим. Разве это не ужасно? Разве не ужасно просыпаться и не видеть красоты, не радоваться тому, что хоть на миг стал частью этого? Вселенная, так велика, что в сравнении с ней мы меньше песчинки, — а ведь это все для нас. Ведь нет дара щедрее; а мы не ценим этого. Каждый день человек должен проживать с благодарностью, что ему даровано такое. И оно не просто даровано ему, но он способен осознать эту красоту и преумножить ее. Великое существо человек — только если он хочет быть Человеком. И разве не ужасно, что имея благо, равное миру, человек пускается во всякие безобразия, в пороки, ненависть, войны? А все потому, что не осознает, сколь многое имеет. Слезы наворачиваются на глаза, когда думаешь об этом.

Есть в мире и горе, — но разве оно сравнится с этим горем? Впрочем, бывает горе, которое помогает людям стать лучше. Иногда человек теряет нечто очень важное для себя, что не берег и не ценил, — и вот тогда неожиданно осознает его ценность. Наверное, нагляднее всего будет пример со здоровьем. Тот не понимает, какое это благо — дышать, кто ни разу не задыхался, и тот не понимает, какая это радость — ходить, кто не осознал, каково быть прикованным к постели. Иногда людям приходится потерять, чтобы найти. И находят они больше, чем потеряли: они находят осознание красоты жизни, здоровья, счастья просто свободно дышать. Они перестают думать о таких мелочах, как престиж, марки машин, перестают гнаться за всем, что можно назвать показным и временным. Все эти мелочи отходят далеко на задний план, где им и место. Нет ничего важнее и прекраснее самой жизни, естественной и настоящей, которая даруется нам с самого рождения. И нельзя ни на минуту забывать об этом. Как бы ни сложилась жизнь человека, она была для него подарком, — и даже «несчастная» жизнь. Горе — это возможность что-то изменить в себе, осознать что-то важное, стать более внимательным к другим, более человечным, чувствующим, возможность увидеть что-то, что было сокрыто.

Я могу совершенно однозначно сказать о себе, что все потери, боль, травмы, — они сделали меня лучше, они научили меня понимать других людей, которые испытывают боль, побудили больше помогать тем, кому я могу помочь. Ощутив свою боль, гораздо легче понять боль чужую, даже если причины ее совсем разные. Нет такого зла, из которого нельзя было бы извлечь благо; и человек способен это сделать. И еще большее благо надо извлекать из всего остального. Радуйтесь же тому, что у вас есть. Вы здоровы — и нет большего блага; вокруг вас мир, а не война, — и нет большего блага; ваши дети в безопасности и накормлены — и нет большего блага. Любуйтесь миром, цените его дар. Вселенная все делает для вас. Благодарите же ее в сердце и делайте то, что можете сделать для нее.

Помните, что мы все части одного Духа. Каждому из нас вверена маленькая его частичка, чтобы мы осознали, сберегли и преумножили ее благо. Так преумножается благо Вселенной. Учитель писал: «Изменения в одной частице Духа оказывают влияние на другие частицы. Это происходит за счёт единства и за счёт, так сказать, сверхпроводимости субстанции Духа. Если одна частица изменилась к лучшему, стала совершеннее, приобрела более высокие качества, то часть этих качеств мгновенно передаётся остальным частицам. То есть если ты стал лучше, то часть новоприобретённых качеств расходится по всему Духу, делая его в целом немного совершеннее. Так вспыхнувшая лампочка освещает всё вокруг себя. Ты стал лучше — от тебя пошла вспышка-импульс, делая лучше всех и всё. Что значит «стал лучше»? Это значит пережил или сделал что-то, что изменило тебя в лучшую сторону. Например, узнал или понял что-то важное, просвещающее. Сделал доброе дело. Не сделал чего-то плохого, — хотя хотелось. Преодолел в себе злобу или какое-то дурное качество, победил порок. Выработал положительное качество. Словом, что угодно из того, что делает нас лучше. Это произошло — пошёл импульс, и чуть лучше стали другие. А ведь происходить это может часто. Вся жизнь нормального человека, стремящегося стать лучше и сделать лучше мир, может состоять из таких маленьких достижений. Маленьких, но важных. Потому что все вместе они — огромное достижение, способное изменить человека до неузнаваемости. … Однако этот принцип действует всегда. И означает это вот что: если ты передал часть своих качеств и другой человек стал лучше, то теперь уже его Дух, в котором произошли благие изменения, посылает свой импульс. И часть его получаешь ты. То, что ты подарил, вернулось к тебе, — пусть и в меньшем объёме. Послав импульс, ты ничего не потерял, а получив ответный импульс — приобрёл. Так твоё изменение оказалось больше, чем было поначалу. Но поскольку за счёт получения обратного посыла ты снова изменился, то от тебя пошёл очередной импульс: ты делишься с другими толикой своего нового приобретения… Затем снова приходит ответный импульс, и твой Дух отвечает на него в свою очередь. И снова, и снова» (Дар, щедрее которого нет).

Вдумайтесь в это удивительное зрелище, представьте себе Вселенную как прекрасное и могучее существо, и представьте самого себя, способного одним своим благим помыслом сделать этот мир еще прекраснее. Проникнетесь этим даром. Сколько в нем трогательного и великого одновременно. В каждом цветке и каждой капельке отражается все поразительное естество мира. И вы — человек, способный увидеть и преумножить все это. При попытке отхватить это переполняешься радостью и силами, — ведь вся радость и сила мира уже принадлежат тебе. Стоит лишь осознать себя единым с Духом — и как много сил хлынет в тебя! Во Вселенной нет одиночества — ведь мы едины со всем, и все ее благо постоянно устремляется в нас. И когда мы сталкиваемся с горем, тогда с ним боремся не мы одни, а все силы Вселенной. Вся ее благодать устремляется в нас, чтобы помочь, ведь мы — это она. Нам остается лишь не закрыться и принять эту помощь.

Храните же то, что есть; а теряя — не оплакивайте, но находите в себе силы жить дальше, и взращивать на этом горе нечто благое. Не привыкайте к счастью, но живите им. Умейте находить счастье в малом, — ведь оно на самом деле великое: в капле содержится весь океан. Посмотрите на жизнь заново, словно бы не обладали ею уже столько лет, а открыли лишь вчера. Словно вы были слепы, и глухи, и немы, а сейчас прозрели, и слышите пение птиц, голоса детей, и способны выразить свою радость и сказать этой жизни спасибо.

© Амрадхари, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *