Предел возможного

— Ты уверен? Запомни, существует предел возможного, Богольт.
— Может, он и существует, только я ни разу не встречал.

А. Сапковский. «Предел возможного»

Часто бывает так, что простые, казалось бы, слова озадачивают и вызывают вопросы. Вот кто-то произносит: «Это невозможно». И возникает вопрос: а что он сейчас сказал? Что это, вообще, значит, — «невозможно»? Вроде, всё понятно. Невозможное — это то, что невозможно, чего не может случиться или чего нельзя сделать. Но если даже по поводу первого не всё так уж однозначно, — мало ли что может случиться в огромном и сложном Мироздании, которое мы пока ещё так слабо изучили, — то по поводу второго вообще мало что понятно. А чего, собственно, нельзя сделать? По каким критериям это можно определить? Они у каждого свои. Или нет? Тут уже нужно ставить вопрос об объективности критериев.

Что объективно невозможно сделать? Простой ответ приходит на ум сразу: конечно, то, чего нельзя сделать физически. Потому что против законов физики не попрёшь. Если ты не можешь сдвинуть с места валун весом в центнер, то и не можешь: это предел твоих возможностей. И тут ты берёшь лом, поддеваешь им валун и всё-таки сдвигаешь. Получается, это был не предел? Да нет, предел. Был и остался. Просто ты без лома и ты с ломом — это две разные системы для сдвигания валуна, и пределы у них разные. Прежний предел по-прежнему актуален, и ты сразу поймёшь это, как только вернёшься в прежние условия, — то есть бросишь лом. Объективный предел непреодолим. Можно лишь каким-то образом сменить его на другой, сменив исходные условия.

Но это законы физики. А человек ведь действует не только руками, но и головой. Тут мы обнаруживаем второй объективный предел: интеллектуальный. Чего ты не можешь сообразить, того не можешь. Если у тебя не хватит ума на то, чтобы применить лом, то и валун останется несдвинутым. Ты не сумеешь создать новые условия. Вот уже два параметра. Однако это одновременно и вносит больше ясности, и всё усложняет. Валун несдвинут, — но это потому, что тебе не хватает ума, или потому, что тебе не хватает лома? А если лом надо купить, но нет денег? Вот уже и финансовый параметр… Даже в двух-трёх параметрах можно запутаться. А ведь могут быть и другие.

Но предположим, что всё сошлось. Есть лом, навык им пользоваться, деньги, и всё прочее, что нужно. Но валун по-прежнему несдвинут. И на вопрос «Почему?» следует ответ «Это неправильно». В игру вступает ещё один параметр: моральный. Который перевешивает все остальные. Ставит такой предел, который никак не переступишь.

А это действительно так? Такие пределы бывают? И если да, то нормально ли это? Нормально ли, когда человеческую свободу — которая, как вам доступно растолкуют понимающие люди, важнее, главнее и ценнее всего — ограничивает какой-то эфемерный внутренний предел? Ведь ты же можешь нечто сделать — но почему-то и не можешь, хотя вот и лом есть… Может, это просто какое-то вредное психическое отклонение, не дающее задействовать объективно имеющиеся возможности?

Человек — существо мыслящее. И вот ещё один важный вопрос: для чего нужно мышление как таковое? Правильно: для того, чтобы познавать, то бишь собирать, обрабатывать, осмысливать информацию, делать выводы. Ну а это-то для чего? Для чего вообще что-то знать? Глупый вопрос? Да неужели? А вы пробовали на него ответить, — не в стиле «Всё же и так ясно», а чётко, по сути? У меня вот ответ есть. Мы познаём для того, чтобы понимать, как устроен мир, и в результате научиться различать, что естественно, а что противоестественно, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо. Иными словами, для того, чтобы научиться различать добро и зло, — то, что ведёт к развитию и созиданию, и то, что ведёт к упадку и разрушению. На представлениях об этом строится вся мораль. Ну а дальше следует воплощение познанного на практике. То есть реальные поступки. Поступки, соответствующие добру, то есть правильные, называются поступками моральными, а соответствующие злу, то есть неправильные, — аморальными.

Мы, люди, как разумный вид, существуем для того, чтобы познавать, учиться различать добро и зло и совершать правильные — благотворные для мира, людей, Вселенной — поступки. Таким образом, в основе человеческой жизни, в самой её сути, лежит мораль. Мораль — это исток нашего существования (ради этого человек появился), способ существования (мы что-то меняем в себе и в мире через хорошие или плохие поступки), и цель существования (мы должны сделать себя и мир лучше, совершеннее). Она самое важное, что есть на свете. Физический, и даже интеллектуальный параметры, не говоря уже о прочих, менее значимых, — всего лишь средства для осуществления моральной деятельности. Они её инструменты, её обслуга. Вот поэтому моральный параметр оказывается весомее всех их вместе взятых, поэтому он способен перекрыть и заблокировать их. Поэтому чего-то невозможно сделать, хотя по всему получается, что возможно.

В свете вышесказанного можно ответить на вопрос, нормально ли, когда внутренний моральный запрет не позволяет сделать то, что возможно физически, интеллектуально, финансово и т.д. Да, это нормально. Так и должно быть. Потому что в этом — сущность человека. И человек знает, что всё обстоит именно так; такое знание записано в нём на глубинном уровне, как говорят, на подкорке. Даже если он этого чётко не осознаёт и не может сформулировать по существу, оно всё равно проявляется. Вот физически сильный громила избил и покалечил того, кто слабее. Вот умный мерзавец придумал и осуществил очередную подлость. Вот богач подкупил правоохранителей, чтобы несправедливо осудить кого-то, а те взяли деньги и выполнили его заказ. Как говорят обо всех этих людях? Говорят, что они поступили не по-человечески. Тут напрямую не говорится, но вполне прозрачно подразумевается, что аморальные поступки несовместимы с сущностью человека. То есть человек так не поступает.

А ещё есть такие выражения, как «рука не поднимается» и «язык не поворачивается». Обычно их воспринимают как выражения фигуральные, призванные просто что-то подчеркнуть. Однако бывает и так, что в них вкладывается прямой смысл и они означают именно то, что в них звучит. У искренне верующего буквально не поднимется рука на икону или другую святыню, у единобожца не повернётся язык для молитвы иному богу. У настоящего стража закона не поднимется рука взять взятку, не повернётся язык отдать противоречащий закону приказ. У честного человека не поднимется рука, чтобы украсть, не повернётся язык, чтобы солгать. А у вас поднимется рука, чтобы, например, убить свою мать? Повернётся язык, чтобы оклеветать любимого человека? Нет? Физически не получится? А почему? А потому, что для вас это невозможно. Вы глубоко осознаёте, что это неправильно, плохо, недопустимо. И если так, то ваша психика просто не сработает в эту сторону, не отдаст телу приказа на исполнение. Вам, может быть, станет не по себе от одной мысли о том, чтобы сделать нечто подобное. Надеюсь, сейчас именно это и произошло.

Вот он, ещё один предел возможного. И здесь можно сказать так: невозможное морально должно быть так же невозможно, как невозможное физически. Потому что мы, люди, как и другие осознающие, прежде всего моральные существа. Наши моральные принципы должны быть так же непреклонны, как законы Природы. Потому что моральный закон — не совершать того, что плохо, неправильно — это, на самом деле, такой же закон Природы, как и закон гравитации. Только он приводится в действие осознающими, и действует в них самих.

Мы все познаём мир для того, чтобы понять его и научиться жить в нём. Научиться жить в соответствии с законами Природы, не идя против них, а помогая им, не разрушая то, что хорошо и необходимо, а помогая ему рождаться и поддерживая его. И в своём духовном и нравственном развитии человек — человек вообще и каждый человек в отдельности — идёт к тому, чтобы осознать и незыблемо утвердить в себе моральный закон. Чтобы этот закон в нём работал так же неотменно, как законы физики. Чтобы солгать для него было так же невозможно, как полететь, просто замахав руками. Чтобы начать войну, несущую разрушения и отнимающую жизни людей, для него было так же невозможно, как выпить море. Чтобы на дурные поступки не поднималась рука, а на дурные слова не поворачивался язык.

Стать таким человеком нелегко. Для этого нужно преодолеть долгий путь. Но это возможно. Более того: это необходимо и естественно. Ведь все мы живём, в конечном счёте, для того, чтобы стать такими. Для этого мы познаём, страдаем, боремся и творим, проживая жизнь за жизнью, вновь и вновь возвращаясь в этот мир, чтобы сделать ещё один шаг вперёд. Шаг к тем себе, какими мы должны быть, чтобы достойно выполнять Великое Долженствование. Чтобы быть по-настоящему благой силой.

Ведь от нас так много зависит в этом огромном и прекрасном мире.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *