Практика по Учению

В Учении говорят, что лучшая практика — это правильная жизнь. Формулировка сжатая и точная, — но оттого и не совсем понятная. Люди любят подобные сжатые формулировки, потому что их можно развернуть в любую форму и наполнить тем содержанием, которое больше нравится. То есть проигнорировать подлинный смысл. А это убивает его. И высказывание, описывающее какой-то важный принцип, превращается в дешёвую игрушку-трансформер, служащую для развлечения или спекуляций. Так не должно быть. Поэтому такие формулировки лучше разъяснять, не особо полагаясь на то, что если сказано хорошо, то смысл сказанного сам собой найдёт дорогу к уму и сердцу.

Что до практики, то в озвученной формулировке содержится несколько моментов. Поэтому сейчас мы её развернём и посмотрим на её содержание.

Прежде всего, что такое практика? Это реальные поступки, производимые действия. Потому что всё отливается в действия как в некую форму. Одно из четырёх свойств Бытия — вершение. То есть когда что-то происходит, что-то делается. Оно распространяется на всё, и на человека в том числе. Если теория — это некое умозрительное построение, которое само по себе ничего не меняет в мире, то практика — это действия, которые следуют из теории, и благодаря которым в мире что-то меняется. Если под теорией подразумевать полученные человеком знания, то практикой будут его поступки, совершённые на основании этих знаний. Знания стремятся отлиться в форму поступков. Собственно, в этом и заключается смысл познания. Оно необходимо для изменения себя и мира. Познание естественным образом перетекает в действие. То есть из познанного факта следует определённый образ действий. А если для конкретного человека это оказывается не так, тогда его познание недостаточно качественно.

Теперь, что значит «правильная жизнь» как лучшее выражение практики? А если жизнь неправильная, тогда практики нет? Есть. Потому что заблуждения тоже становятся основой для образа действий. Однако действия, вытекающие из ложных предпосылок, скорее всего, также будут неправильными. Бывает и так, что из ошибочной предпосылки делается правильный вывод, — но это исключение. Исключениями сыт не будешь. Поэтому так важно качество познания. Чтобы практика была правильной, чтобы её составляли адекватные поступки, меняющие человека и мир в нужную сторону, теоретические знания тоже должны быть адекватными, — то есть соответствующими реальности. Для того, чтобы добыть такие знания, тоже придётся совершать определённые действия.

Вот мы и подошли к первой составляющей практики. Это действия, необходимые для познания мира, включая себя как его частицу. Познание — начало практики. Ты наблюдаешь окружающую действительность и делаешь выводы; ты пошёл куда-то, чтобы что-то увидеть; взял книгу (зашёл на сайт), чтобы что-то узнать; занимаешься на каких-то курсах или поступил в ВУЗ; пришёл на беседу с Учителем, — и ещё много чего может быть. Всё это — действия, имеющие целью получить объективное представление о мире. То есть практика должного пути. В приложении непосредственно к Учению это будет означать старательное и вдумчивое его изучение, те же беседы с Учителем, чтение пандэкта и других материалов, и прочее, что понадобится. Без этого нельзя узнать и понять, что с точки зрения Учения правильно, а что нет, и почему. А значит, нельзя будет осуществлять практику правильных поступков. Изучение Учения — это практика, из которой вырастает практика следующего уровня. Поэтому ученик практикует с того момента, как начал учиться. Первые шаги по пути — это уже шаги по пути.

Соответственно, если он учится нерадиво, неохотно, не старается, то практика уже на этом первоначальном этапе закончится неудачей, и в следующий этап не перетечёт. Такой ученик не поймёт Учение, не сможет научиться поступать в соответствии с ним и, скорее всего, просто уйдёт. Потому что Учение направлено на практику; теоретическое принятие его как мировоззрения без практики не имеет смысла. Учение изучают для того, чтобы понять, как правильно действовать, и научиться правильно действовать. То есть знание со временем переходит в поступок. Если этого не происходит, тогда человек не в Учении, — даже если на словах принял его. Ведь он не претворяет его в жизнь.

В этом суть момента, когда ученик становится последователем. Ученик просто учится, — то есть познаёт теорию. Когда же он вступает в Учение, тогда, оставаясь учеником, он становится ещё и последователем, — то есть начинает следовать тому, что по Учению является правильным и необходимым. По крайней мере, старается следовать. Пусть всё сразу и не получится. Это нормально. Но если работать над этим, если стараться, результат будет. Постепенно станет получаться хотеть должного и поступать правильно. Это то, ради чего он пришёл в Учение. Познание, подкреплённое волевыми усилиями, станет претворяться в правильную жизнь.

И вот это уже следующий, основной этап практики. Правильная жизнь состоит из правильных поступков. То есть если ты знаешь, что в такой-то ситуации правильно будет поступить так-то, ты и стараешься так поступать. Или стараешься не поступать так, как будет неправильно. Например, если кто-то в беде, ты помогаешь ему, — потому что это правильно, это следует из правильного отношения к людям. А вот если выгодно солгать, ты отказываешься от такой возможности, — потому что это неправильно. То и другое требует осуществления морального выбора и волевого усилия. Несовершение дурного поступка есть добрый поступок. Чтобы не сделать того, что выгодно или очень хочется, чтобы удержаться от этого, что-то в себе преодолев, тоже нужно приложить усилие. Это тоже действие, хотя и неочевидное. И если в мире при этом ничего зримо не изменилось, то изменилось в самом человеке. Он стал совершеннее. Достигнут практический результат.

Правильная жизнь выстраивается из объективного знания, правильного желания, морального выбора, волевого усилия и поступка. Поступок (совершение правильного или несовершение неправильного) венчает цепочку, давая практическое воплощение всем её звеньям. Поступок может приводить к зримым результатам (изменения в мире) и к незримым (изменения в самом человеке, совершенствование его Духа). Поэтому практику можно условно разделить на явную и неявную.

Явная практика — это физические действия, через которые в мире что-то меняется к лучшему. Это может быть физический труд, исследовательская работа, помощь кому-то, воспитание детей, создание произведения искусства, обучение кого-то, даже просто беседа с кем-то. Это может быть что угодно, для чего требуется труд мускулов, речи и т.д., приводящий к результатам, которые можно увидеть, потрогать, как-то ощутить.

Неявная практика — это умственная работа и внутреннее усилие, которое может не иметь зримого или ощутимого выражения во вне, но меняет человека внутри, меняет в лучшую сторону его личные качества. Основа неявной практики — моральный выбор. Он меняет самого человека и становится предпосылкой для поступка, — очевидного (если сделано нечто хорошее) или неочевидного (если не сделано нечто плохое). В первом случае неявная практика переходит в явную; во втором, как правило, остаётся неявной. Но «неявная» не означает «менее важная». Как раз наоборот: без неё не бывает явной практики. Ведь мы принимаем решение, основанное на моральном выборе, всегда, когда хотим совершить какой-то значимый поступок. Ну а в том случае, когда практика остаётся неявной, явный результат тоже приходит, — но он оказывается отложенным. Что это значит? То, что пережив ряд положительных изменений в себе, человек становится другим, и со временем оказывается способен на поступки, на которые раньше способен не был. Его качество как человека — если можно так выразиться — повышается, и в дальнейшем он сможет принести людям и миру ту практическую пользу, которую до того принести не мог.

Правильная жизнь — это такая жизнь, которая созвучна Природе и подразумевает поступки, делающие лучше самого человека, окружающих людей, общество, мир, Вселенную. Да, даже в таком масштабе. Потому что всё перечисленное — это частицы Вселенной; а когда становится лучше частица целого, тогда становится лучше и целое. Подход Учения к практике именно таков: ты познаёшь и учишься правильным поступкам для того, чтобы через улучшение себя и мира сделать совершеннее Вселенную. Практика в масштабах частицы имеет значение для целого. Этому и учит Учение — правильно жить не ради себя, а ради всех и всего. Стараться стать лучше для того, чтобы изменилась к лучшему Вселенная. В Учении это называется Великим Долженствованием. Ради него появился человек как таковой, и ради него же рождается каждый конкретный человек.

Практика имеет и ещё одну интересную сторону. То, о чём говорилось выше, основано на единстве как на фундаментальном принципе. Но единство работает и в обратном направлении, — как от меньшего к большему, так и от большего к меньшему.

Человек и Природа едины. Мы работаем в ней и для неё, она работает в нас и для нас. И если мы можем работать для неё плохо и неохотно, она для нас всегда делает максимум возможного. Например, благодаря природным процессам функционирует человеческий организм. Он функционирует настолько правильно и эффективно, насколько это возможно в конкретных условиях. Природа всегда делает то, что нужно, и так, как должна делать. То есть через свои законы и их вершение она практикует правильную жизнь. Это происходит во всей Вселенной, и конкретно в нас. Человек может вообще не задумываться о работе своего организма, может спать или быть без сознания, — его организм всё равно будет работать. Практика Природы в нём будет продолжаться. Это будет также и его практикой, — ведь он сам часть Природы. Он таким образом практикует через неё. Даже не через неё, а ею.

Кроме того, он — опять же, по принципу единства — практикует через других осознающих, через их практику. А они, соответственно, практикуют через него. Или, по аналогии со сказанным выше, он практикует ими, а они практикуют им. И если плоды практики Природы — то, что человек живёт и функционирует, то плоды их практики реализуются иначе. За счёт единства Духа свойства одной усовершенствованной его частицы передаются, хоть и в малой степени, остальным частицам. Когда ты сделал правильный нравственный выбор и совершил правильный поступок, часть твоего духовного продвижения сообщается другим осознающим и помогает им тоже чуть-чуть продвинуться. А то, чего достигают они, помогает чуть-чуть продвинуться тебе. Они практикуют, а твой Дух совершенствуется. И это, опять же, происходит, когда ты об этом не думаешь, спишь или находишься в бессознательном состоянии. Такая практика происходит всегда. Потому что ты — это они, а они — это ты.

Таким образом, не вся практика оказывается сознательной и требующей знаний, морального выбора и волевых усилий от самого человека. Часть её происходит за счёт единства с Природой и другими осознающими. Поэтому на самом деле практика как правильная жизнь никогда не прекращается. Даже если мы представим человека, полностью погрязшего в иллюзиях, посвятившего свою жизнь пороку и сознательно делающего аморальный выбор во всех ситуациях, положительная практика от Природы и осознающих в нём происходит всё равно. Они его понемногу подтягивают по уровню. Ведь деградации Духа не бывает; он может меняться только в лучшую сторону. И если гипотетический человек из нашего примера не продвигается вверх совсем, вообще никак, то он и не опускается вниз. В худшем случае он останавливается, буксует на месте. А другие осознающие в единстве с Природой потихоньку подтягивают его. То есть на самом деле он не будет стоять на месте. Он будет продвигаться, хоть и очень, очень медленно. Подчеркну: это был лишь пример, для лучшего понимания того, как это происходит. В действительности не бывает людей, которые абсолютно не продвигались бы сами. Как бы плох ни был человек, он за свою жизнь сумеет совершить сколько-нибудь правильных моральных выборов и хороших поступков. Невозможно всегда поступать плохо, — даже если очень стараться. Поэтому какая-то положительная практика всё равно будет. А вместе с ней и личное продвижение.

Замечу, что хоть тебя и подтягивают всё время, это не значит, что самому не надо стараться. На одной такой помощи далеко не уедешь. Да, тебе помогут не стоять на месте и как-то продвигаться, — но этого недостаточно. Такое продвижение малоэффективно. А время имеет значение. Поэтому стараться необходимо, — и чем усерднее, тем лучше. Продвижение должно быть собственным, — наработанным, заслуженным. Ну а то, что дарит Природа и другие осознающие, пусть будет полезным и приятным дополнением, подарком, который не делает погоды, но способствует успеху.

Среди аспектов практики нельзя не упомянуть и такой, как сознательное и старательное следование какому-то процессу. Это может быть, в принципе, что угодно. Ежедневные домашние дела, некий трудовой процесс, порядок изготовления чего-то, правила игры, приготовление какого-то блюда, соблюдение субординации, подчинение той или иной системе общественных связей, правила поведения в том или ином сообществе, устав организации, и т.д., и т.п. Всё, что представляет собой процесс, происходящий в определённой последовательности и по определённым правилам. Очень важно уметь действовать в нужном порядке и по установленным принципам. Настолько важно, что такие действия даже в чём-то, что не имеет прямого отношения к Учению, имеют значение для следования ему.

Природа сама по себе является отлаженной системой, в которой всё происходит должным образом, в определённой структуре взаимосвязей, в определённом порядке и по определённым принципам. Это та реальность, которую мы называем Истиной и которую стремимся познать. Но для чего мы стремимся к этому? Познавать, чтобы просто теоретически принять к сведению, не имеет смысла. Познанное должно работать. Мы познаём для того, чтобы понять своё место в этой системе, увидеть себя её частью, научиться жить и действовать в соответствии с ней. То есть для того, чтобы принять всё как есть и следовать этому. Принять может быть непросто, — ведь это означает изменить свои привычные понятия, что порой связано с дискомфортом. Что-то не понравится, что-то поначалу покажется пугающим, что-то трудным. Но принять надо. И надо научиться следовать, — хотя поначалу это тоже может быть дискомфортным, трудным и так далее. Воспринимать это надо следующим образом: всё устроено именно так, правильно следовать этому можно только вот так, я это не изменю, и потому мне необходимо научиться соответствовать.

В этом свете следование любой системе, её правилам, её порядку, её процессам, оказывается повторением следования Природе, — только в уменьшенном масштабе. Мы не погрешим против истины, если назовём это тренировкой, необходимым упражнением. Так мы учимся следовать даже не какой-то конкретной системе, — как показано выше, они могут быть очень разными, — а системе в принципе, как таковой, как явлению, как реальности мира. В мире, во Вселенной вообще всё основано на системности, закономерностях и конкретных взаимосвязях. Надо уметь принимать это как принцип жизни и уметь быть частью этого. Принимая системность чего бы то ни было и следуя ей, мы готовимся принимать системность Природы, Вселенной, и следовать уже ей. Это помогает настроиться психологически и выработать потребную привычку. Можно сказать так: мы тренируемся на малом, чтобы было легче принять большое.

Такая тренировка — важная часть практики. То есть сознательно и старательно следуя некой системе, некоему процессу, мы вырабатываем в себе качества, необходимые для принятия реальности и следования Учению. Что бы ты ни делал, это может стать ценной практикой, может помогать вырабатывать важнейшие личные качества в любой обстановке. Поэтому любая упорядоченная и целеустремлённая деятельность есть элемент духовного пути. В каждом деле или процессе — хоть в постройке дома, хоть в заваривании чая — можно видеть отражение системности Вселенной и учиться быть органичной частью её процессов. Это уже само по себе совершенствует Дух. Каждое такое дело и то, как ты его делаешь, это тоже путь, внутри другого, большего пути. И подходить к нему нужно именно так, — со всей ответственностью, тщательностью, старанием и пониманием, что то, что ты делаешь прямо сейчас, совершенствует тебя. Не так важно, что именно ты делаешь (лишь бы это не было что-то плохое): тут важен сам процесс. Что угодно, даже простое подметание пола, если правильно к нему подойти, может стать инструментом духовного продвижения.

Таков, в общих чертах, подход Учения к тому, что называется практикой, — то есть к приёмам, дающим духовное совершенствование. Как видим, это не работа с энергетикой, не медитации, молитвы, повторение мантр, участие в ритуалах, применение атрибутики и прочее, что принято считать духовными практиками в религиозных, околорелигиозных и оккультных кругах. Познавать (как изучать мир вокруг себя, так и изучать Учение как его описание), размышлять, стараться всегда делать правильный моральный выбор, совершать правильные поступки, плюс умение принимать системность и себя как её часть, плюс то, что даёт внутренняя работа в тебе Природы и осознающих, — вот то, что сжато до краткого определения «правильная жизнь».

Это именно в самых общих чертах. Каждую из этих составляющих можно описать гораздо более подробно, вникая в детали и нюансы, приводя примеры, разбирая взаимосвязи с разными аспектами человеческого существования и реалиями нашего мира. Но и сказанного достаточно для того, чтобы более-менее понимать, что мы, последователи Учения, имеем в виду, когда говорим о практике. И чтобы понять, почему следование Природе, следование Великому Долженствованию как предназначению человека и следование Учению для нас — одно и то же, одна и та же практика.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *