«По закону джунглей»

Нередко мы слышим мнение, что человек — это тоже животное, только более умное. И если сравнивать животное и человека по физиологическим потребностям, то мы увидим, что у них действительно много общего. И животным, и людям необходимы питание, сон, защита от опасностей и неблагоприятных факторов окружающей среды, воспроизводство подобных себе особей. Однако есть потребности и более высокого уровня. Это социальные потребности, потребность в уважении, творческие и познавательные потребности, а также эстетические потребности. На вершине же пирамиды стоит потребность в духовности. Какие потребности на самом присущи животным, а какие людям? Что происходит, если человек решает жить согласно собственным инстинктам и эго? Оказывается ли он на одном уровне с животными? Можем ли мы сказать, что он живет «по закону джунглей», и что подразумевается по этим законом? В этой статье я постаралась разобраться в данных вопросах.

Любое животное руководствуется инстинктом. Это врожденная наследственная «программа», свойственная роду и виду, склонность к определенному поведению или образу действий. Чем более сложно устроено существо, тем больше оно способно «отклоняться» от инстинкта в пользу собственной программы поведения.

На первый взгляд кажется, что поведение животных эгоистично, и что именно они живут «по закону джунглей», где выживает сильнейший, и каждый заботится только о себе. Действительно ли это так, и можно ли назвать поведение животных эгоистичным? Я возьму для примера обыкновенную мышь.

Ее жизнь быстротечна и полна опасностей. В среднем мышь приносит потомство от четырёх до восьми раз за сезон. Мышата появляются на свет абсолютно беспомощными и слепыми. После этого они начинают быстро развиваться, — и меньше, чем через две недели, они начинают видеть. Еще через неделю они уже способны самостоятельно выжить. Днем мыши находятся в своих укрытиях, а ночью выходят на кормёжку. Они неприхотливы в питании и при необходимости могут совершать дальние миграции. Только благодаря высокой плодовитости мышам удается сохранять свои популяции, поскольку у них огромное количество природных врагов. Это и хищные птицы, и хищные животные, и домашние животные. Например, сова за один год уничтожает до тысячи грызунов.

Каждая мышка неуклонно следует своему главному инстинкту — инстинкту продолжения рода. Фактически, вся ее жизнь — это гонка на выживание, которая сводится к тому, чтобы произвести на свет потомство. И как только мышата становятся способны выжить самостоятельно, она стремится породить на свет новых. Все прочие инстинкты мыши, которые позволяют ей остаться в живых, косвенно тоже направлены на продолжение рода. Таким образом, можно сказать, что мышь заботится о себе только постольку, поскольку это поможет сохранению вида. Также, благодаря этому, хотя и неосознанно, мышь поддерживает популяции и других животных. Для некоторых хищников мыши — это та пища, исключительно благодаря которой им удается выживать в условиях зимы.

Здесь мне хотелось бы ввести два понятия, которые далее помогут описать поведение человека и животного: «низшие инстинкты» и «высшие инстинкты».

Под низшими инстинктами здесь понимается склонность к определенному поведению или образу действий, который позволяет удовлетворять потребности конкретного индивидуума. Они могут включать в себя как физиологические потребности, так и потребности более высокого уровня, — как например, потребность в уважении или признании. Их особенность заключается в том, что они направлены исключительно на благо конкретного индивидуума. Иными словами, это все, что позволяет нам удовлетворять свое эго.

Под высшими инстинктами здесь понимается склонность к определенному поведению или образу действий, который направлен на благо рода и вида для животных, и, соответственно, на благо людей и общества для человека.

В случае с животными, как мы видим на примере мыши, низшие и высшие инстинкты работают в тандеме. Мышь удовлетворяет собственные потребности, но это направлено на поддержание ее вида в целом, и косвенно — на поддержание других видов. Аналогичная ситуация справедлива и для других животных. Из этого можно сделать вывод, что «закон джунглей» звучит скорее не как «каждый сам за себя», а как «один за всех и все за одного». Несмотря на то, что в природе побеждает сильнейший, правила игры направлены на максимальное сохранение каждого рода и вида.

Мы видим, что разделение на высшие и низшие инстинкты у животных весьма условно. И поскольку животные, благодаря инстинктам, выполняют программу самой природы, то для них высшие инстинкты являются приоритетными, а низшие инстинкты работают для их реализации. Здесь существует иерархия ценностей: сначала вид, потом отдельная особь, — и, соответственно, иерархия инстинктов: сначала высшие, а уж потом, как их следствие, низшие.

В приоритете у природы сохранение и развитие вида, и животные реализуют это. И хотя в процессе эволюции некоторые виды исчезают, а другие появляются, в этом виноваты не животные, а сложные природные процессы. Изменения климата и прочие трудности заставляют животных приспосабливаться или исчезать, и старые экосистемы сменяются новыми, в которых животные также трудятся на общее благо.

Из этого удивительного взаимодействия и иерархии низших и высших инстинктов, позволяющей животным соединить заботу о себе с заботой о мире, вытекает неспособность наших меныших братьев проявлять эгоизм как таковой. Поэтому если мы определяем альтруизм как способность ставить чужие интересы выше интересов собственных, то всем животным, в рамках их инстинктов, в конечном итоге присущ именно альтруизм. Для людей это понятие, безусловно, обретает более глубокий смысл, поскольку оно основано на комплексе нравственных норм и принципов.

В чем же тогда смысл разделения инстинктов на высшие и низшие, если у животных этого разделения фактически нет, если они живут в гармонии с миром и следуют его иерархии и его ценностям? Конечно же, здесь я вводила эти понятия для того, чтобы поговорить о человеке; и далее мы вернемся к ним.

Итак, теперь, когда мы разобрались, что лежит в основе поведения животных, мы можем ответить на вопрос: что происходит, когда человек оказывается на одном уровне с животными? И может ли он на самом деле встать с ними на один уровень?

Здесь я снова предлагаю проанализировать потребности человека и порассуждать, где проходит граница между эгоизмом и альтруизмом. Если мы говорим про физиологические потребности, такие, как, например, сон и пища, то они относятся к самым базовым потребностям, на которых, собственно, и строится выживание. Сюда же можно отнести и потребность в безопасности.

Если мы рассмотрим социальные потребности у человека и зоосоциальные потребности у животного, то увидим, что и здесь много общего. Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения (П. В. Симонов. «Нейробиологические основы творчества» М.:Наука, 1993).

У животных, так же, как и у людей, есть потребность в саморазвитии, изучении нового, познании мира. Исследования показывают, что у них, как и у человека, есть потребность управлять событиями, которая трансформируется в потребность уметь, быть компетентным (Yarrow, Messer, 1983)

Если мы говорим о потребностях следующего уровня, таких, как потребность в творчестве или эстетические потребности, то все становится несколько сложнее. Можно размышлять о них применительно к таким животным, как приматы, но это уже выходит за рамки данной статьи. Духовные же потребности, такие, как, например, самопознание и самоанализ, присущи уже именно человеку.

Как было сказано выше, поведение животных, основанное на гармонии высших и низших инстинктов, позволяет им удовлетворять свои потребности на блага индивидуума и мира одновременно. Если же рассмотреть человека, то более сложное мышление дает нам возможность действовать не только альтруистически, но и эгоистически. Здесь высшие и низшие инстинкты уже не всегда действуют как единый, необходимый природе механизм эволюции, — и потому происходит их видимое разделение. Это позволит нам более наглядно увидеть разницу между животными и людьми.

Удовлетворение потребностей, схожих с животными, в этом свете обретает совершенно иной смысл. Человек может анализировать свои действия и задаваться вопросом, для чего он выполняет то или иное действие, для чего удовлетворяет ту или иную потребность. Интересно то, что здесь в какой-то мере уже не имеет значения, говорим ли мы о физиологических потребностях или о духовных. Иными словами, альтруизм и эгоизм могут сопровождать любую потребность человека. И здесь главную роль играет отношение к тому, что он делает. Например, он может принимать пищу с мыслью о том, что это даст ему силы на нужное и доброе дело, а может просто набивать брюхо ради удовольствия. Все остальные потребности удовлетворяются по тому же принципу — или ради ублажения своего тела и своего эго, или же ради благой цели. Даже духовная сфера зачастую сводится к эгоизму, когда человек ищет знаний или просветления исключительно ради собственного «духовного роста», при этом не заботясь о других людях и мире.

Человек, в отличие от животного, может жить исключительно по принципу удовлетворения своего эго. Если он ставит низшие инстинкты над высшими, это не идет естественным образом на благо других людей и мира. Иными словами, в отличие от животных, низшие инстинкты человека, направленные на удовлетворение его эго, без участия сознания, воли и желания самого человека никак не переходят в высшие инстинкты. Таким образом, «Когда человек позволяет себе опуститься до уровня животного, он неизбежно падает ниже» (Атархат. «Высказывания»).

Если посмотреть на то, что творится вокруг, становится очевидно, что превосходство низших инстинктов над высшими неизбежно идет во вред миру и людям. Здесь я не буду углубляться в беды современного общества, — но отмечу, что на протяжении тысяч лет они все те же: нищета, войны, насилие, ненависть и прочие. Природа дает человеку возможности самостоятельно сделать правильный выбор и осознать, как на самом деле должно быть, чтобы эволюция шла должным образом, и человек оставался бы человеком. Животные и их правильно расставленные приоритеты, — пусть они расставлены и неосознанно, но правильно, — являются для нас примером. Сила человека заключается в том, что он может и должен расставить эти приоритеты самостоятельно, опираясь на то, что дОлжно и что необходимо миру. Примеры у нас перед глазами. Мир природы — это образец правильно работающего механизма. И нетрудно представить, что случится с этим миром, если вдруг он откажется от должного в пользу иного. Это очевидно даже на примере нашей с вами обыкновенной мыши. Что будет, если мышь откажется следовать инстинкту и продолжать свой род, и начнет жить «в свое удовольствие»? Если мыши выйдут за рамки необходимого, будут вести себя агрессивно, начнут воевать, ненавидеть друг друга, нападать друг на друга? Словом, начнут себя вести, как иногда ведут себя люди. Что будет с этими мышами, с их видом? Правильно: он очень скоро вымрет. И люди будут смотреть на это и говорить, что мыши сошли с ума. Именно так и выглядит поведение, которое может привести к вымиранию вида. Это ненормально, странно и страшно.

Для людей же, существ с активным разумом, которые намного превосходят мышей в осознании, такое поведение выглядит не просто ненормальным, а абсурдным. Стоит ли быть вершиной эволюции на этой планете, если мы не усвоили норм жизни, интуитивно понятных даже обыкновенной мыши? Можем ли мы при этом считаться разумным видом? И зачем тогда нужен этот разум, если его появление ведет к деградации?

Поэтому такое высказывание, как, например, «Человек человеку волк», в реальности оказывается не очень справедливым по отношению к волкам, которые никогда не могут пасть так низко, как люди.

Но я спешу вас утешить. На самом деле все не так печально. И человеку не стоит считать себя хуже обыкновенной мыши. Природа возлагает на нас куда большие надежды, и потому она дала нам новые возможности. Ведь «Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были?» (В. В. Маяковский). Человек — результат эволюции, и его способность разделять высшие и низшие инстинкты, выбирать между эгоизмом и альтруизмом, дана ему Природой не просто так. Как писал в своей этической теории Иммануил Кант, «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Моральный закон рождается в человеке как результат его предназначения, нового этапа эволюции. Выбирая для себя высшие инстинкты и жизнь на благо людей и мира, человек преодолевает сопротивление и сознательно отвергает недолжное в пользу должного. Так рождается новое качество Духа, более совершенное. Животные же лишены возможности сделать нравственный выбор, а значит, им недоступен этот эволюционный скачок. Поэтому тот факт, что человек может пасть ниже животного, оправдан тем, что он может дать миру гораздо больше, чем братья наши меньшие.

Осознание дает нам возможность реализовать себя по-новому, подняться над инстинктом, как природной программой, реализовать ее самостоятельно. Глядя на пример того, чем и как живет мир, мы можем создать наш собственный мир, — основанный на тех же благих правилах, только более совершенный. Человек способен сделать прекрасное осознанным, вдохнуть в него духовность и придать ему еще большую ценность. Человек должен и может жить на благо мира. Он способен осознавать свои слабости и преодолевать их. Он способен познать Истину, увидеть мир таким, каков он есть, и увидеть собственное благое предназначение. Он способен любить, как никто другой. Поэтому я позволю себе закончить эту статью одной из своих любимых цитат: «Если бы вы знали, как вы хороши, вы никогда не поступали бы дурно, и были бы счастливы» (Песня Рохами V, 3).

© Амрадхари, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *