Наша Декларация

10 июня сего года, или IX.IX.VII.VIII по нашему календарю, появился документ, имеющий очень большое значение: «Декларация Учения Единого Храма».

Значение её состоит в том, что она стала, по сути, первым программным документом Учения. Конечно, есть пандэкт, есть статьи, излагающие те или иные аспекты Учения и его принципы, — но это всё же другое. В Декларации впервые в максимально сжатой форме суммировано и изложено всё самое важное, что касается мировоззрения Учения, его принципов и целей. Это не исчерпывающее изложение; таковое составило бы не один толстый том. Но это изложение достаточно краткое и систематизированное для того, чтобы можно было охватить Учение как бы одним взглядом и составить первоначальное представление о нём. Именно это было одной из целей написания Декларации. В этом смысле она адресована, в первую очередь, всем тем, кто впервые слышит об Учении или просто мало знаком с ним. Таким образом Учение декларирует свои взгляды, принципы и цели для всех людей, для мира. В Предварении, т.е. во вступительной части, говорится: «Настоящая Декларация предназначена ко всеобщему сведению. Её задача — поставить в известность всех, как заинтересованных, так и незаинтересованных, о том, каково мировоззрение Учения, его отношение к некоторым важным аспектам человеческой жизни и жизни общества, его принципы и цели». Можно считать это официальным обращением Учения к миру, его заявлением о себе и своих ценностях.

Второй целью является официальное и публичное закрепление важнейших принципов Учения как своего рода законодательной базы внутри него для его последователей и вообще всех, для кого это будет иметь значение. Это не Конституция, но документ, закрепляющий ряд положений, на пункты которого можно ссылаться при необходимости. Например, пункт 2.1 гласит: «Учение Единого Храма — не религия. Оно не признаёт существования сверхъестественных сил и явлений, не практикует поклонения чему-либо, не имеет культа, святынь и святых, молитв, мистических таинств и прочих атрибутов религии. Оно является духовным путём, основанным на знаниях и моральных принципах. Под храмом в его названии подразумевается мир, в котором мы живём, Природа, Вселенная. Нужно воспринимать их так и стараться вести себя соответственно». Данный пункт определяет статус УЕХ как нерелигиозного учения, не признающего существования сверхъестественных сил, — и это означает, что какие-либо попытки его последователей или тех, кто выдаёт себя за таковых, утверждать обратное будут означать противоречие Учению, а следовательно, будут нелегитимными и неприемлемыми. Пункт 3.10 гласит: «Все расы и народы равны. Ни один народ не выше других и не хуже других по своей сути. Такие явления, как расизм, национальный шовинизм и нацизм недопустимы. Все народы идут к постепенному слиянию в единый народ, — и искусственно поддерживать их разделение, разжигая межнациональную вражду, не следует. Мужчина и женщина равны. Половой шовинизм недопустим. Все люди равны в основных правах». То есть если какой-то последователь попытается развивать расистские и тому подобные концепции, согласно приведённому пункту это будет означать, что это лжепоследователь, так как он идёт против Учения, и его слова не могут расцениваться как позиция Учения. Декларация даёт возможность определять, что соответствует Учению, а что нет, и таким образом отсеивать ложь и фальсификации.

Есть и другие важные аспекты целей Декларации. Так, о положениях, изложенных в документе, в Предварении говорится так: «Эти положения неизменны, они не зависят от текущей ситуации и являются определяющими для жизни Учения не только на сегодняшний день, но и на будущее. Они признаются последователями Учения как выражение их взглядов, принципов, целей и руководство к действию». Вторая часть цитаты означает, что последователем Учения может быть признан только тот, кто принимает все эти пункты и признаёт мировоззрение Учения своим. Это помогает чётко определить, кто является последователем на самом деле, а кто лжепоследователь и спекулирует понятиями. Например, пункт 2.7 гласит: «Последователь должен соблюдать принцип чистоты пути. Нельзя совмещать следование Учению со следованием другим духовным путям и привносить в него их элементы. Это нарушит целостность пути и сделает его непригодным для духовного развития. Однако ознакомление с другими духовными путями последователям Учения не запрещается, а наоборот, рекомендуется». То есть тот, кто не соблюдает принципа чистоты пути в Учении, и тот, кто утверждает, что изучать другие духовные пути нельзя, не являются настоящими последователями УЕХ, а только называют себя ими.

Первая же часть цитаты говорит о том, что всё изложенное в Декларации, является не временными убеждениями и принципами, не реакцией на обстановку текущего момента, а постоянными и неизменными основами жизни и деятельности Учения. Они актуальны сегодня, будут актуальны завтра и через тысячу лет. Об этих положениях никогда нельзя будет сказать, что они устарели и должны быть изменены или отменены. Ведь мировоззрение Учения и вытекающие из него принципы, цели и методы основаны на законах Мироздания, которые не меняются в соответствии с прихотью человека. И это та основа человеческой жизни, которая так же неизменна, как неизменна суть человека и его предназначение. Попытки с чьей-то стороны оспорить и изменить положения Декларации, опять же, будут означать, что этот человек или эти люди в действительности не принадлежат к Учению.

Декларация — документ высшей степени авторитетности, поскольку она составлена пророком и одобрена источником откровения. Её положений в Учении не может оспорить никто и никогда, ни сегодня, ни в будущем, — по той причине, что нет и никогда не будет более авторитетного источника и суждения. Поэтому Декларация может быть действительно прочной опорой для Учения, безусловно легитимной основой для его деятельности и собранием всегда актуальных критериев для его последователей.

Она включает в себя краткое Предварение как преамбулу, сразу расставляющую важные акценты, четыре части (Наше мировоззрение, Наше учение, Наши убеждения, Наши цели), содержащие, в общей сложности, 49 пунктов, и краткое Заключение. В первой части очень лаконично изложены взгляды Учения на то, как и почему возникла Вселенная, как она устроена, каково место и роль в ней человека и т.п. Вторая часть посвящена собственно Учению как явлению, его сущности, причинам его появления, основам его внутренней жизни, главным аспектам следования ему. Часть третья освещает позицию Учения по важнейшим вопросам, связанным с человеком, обществом, моралью.

Четвёртая часть, о которой имеет смысл сказать отдельно, рассказывает о целях Учения и его принципах в осуществлении этих целей. Всё это, хотя и освещалось в отдельных материалах (например, статьях нашего журнала), ещё никогда не излагалось столь упорядоченно и последовательно, как в Декларации. Такое изложение было необходимо, хотя бы в сжатом виде; теперь оно есть, и каждый может быстро составить представление о том, к чему мы стремимся и как действуем. Приведу здесь ряд пунктов, в качестве иллюстрации. Пункт 4.2: «Мы убеждены, что цель не оправдывает средства. Благое дело нужно делать благими методами. Преступными и аморальными методами искажаются самые благие намерения и перечёркиваются самые благородные цели. Принуждение, ложь, разного рода обман, подкуп, манипуляции, нарушение обязательств и прочие подобные приёмы мы считаем недопустимыми и не применяем». Пункт 4.4: «Учение принципиально не считает никого своим врагом и не считает себя ничьим врагом. Ненависть и вражда для нас неприемлемы, — даже в случае соперничества или какого-либо противостояния. Даже если кто-то будет относиться к нам враждебно, мы не будем считать его своим врагом». Пункт 4.7: «Учение будет способствовать естественному слиянию всех рас и наций и объединению человечества в единый народ. Это должно привести к возникновению новой, общечеловеческой культуры, которая впитает в себя лучшие черты прежних культур. Такое слияние послужит основой для прекращения войн, разного рода межнациональных и межкультурных конфликтов, поможет людям объединить усилия в познании мира и развитии человеческой цивилизации». Пункт 4.8: «Мы не сомневаемся в том, что Учение в будущем станет мировоззрением единого человечества. Это произойдёт мирным путём, без агрессивного навязывания и принуждения, и будет достигнуто во многом благодаря тому, что истинность Учения будет неопровержимо доказана наукой. Когда человечество будет готово к этому, возникнет общемировое государство, построенное на принципах Учения». Пункт 4.10: «Конечная цель Учения — способствовать совершенствованию Творца и укреплению жизни Бытия. Всё, к чему мы стремимся, и всё, что мы делаем, в итоге направлено на это. Всё великое слагается из малого. Осуществление столь масштабных задач слагается из мыслей, чувств, поступков, стремлений и труда каждого человека. Поэтому каждый человек имеет значение, он важен и необходим Вселенной. Если люди поймут своё предназначение, они сумеют выполнить его».

Появление Декларации можно без преувеличения назвать этапным событием в современной (т.е. не учитывающей прошлые откровения) истории Учения. Её значение трудно переоценить. Учение нуждалось в таком документе уже давно, но по ряду причин он был составлен только сейчас. Это значительный шаг вперёд в развитии Учения, — и в ознаменование этого 10 июня внесено в список праздников Учения как памятная дата, «День Декларации».

Стремясь познакомить с Учением всех людей, мы будем постепенно, по мере возможности, переводить нашу Декларацию на языки разных народов. На сегодняшний день она существует на русском, белорусском (в переводе Амсана) и английском (в переводе Амрадхари) языках.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *