«Из сердца». Размышления

В тексте «Из сердца» говорится о том, что мы все воины, и описывается то, каким должен быть воин. Это один из самых вдохновляющих и одновременно непростых текстов в Учении. Безусловно, каждый человек встречает на пути свои собственные препоны; но я хочу обратить внимание на некоторые сложности, могущие возникать при осознании и принятии этого текста.

Принципы и качества воина, о которых говорится в «Из сердца», идут вразрез с ценностями потребительского общества, в центре которого стоит «вещь» как самоценность. В тексте говорится: «Нужно быть скромным в своих потребностях. Ничего лишнего» (Из сердца, 51), и тут же хочется возразить: «А у меня и нет ничего лишнего. Все эти вещи мне очень дороги и очень нужны. И даже вот та, которая лежит у меня в пыльном углу уже десять лет». На самом деле мы можем перефразировать цитату из текста и сказать, что человеку следует довольствоваться необходимым. Здесь можно рассмотреть следующие моменты.

Первый момент: тут не идет речь об аскетизме и о том, что следует сидеть в лохмотьях и питаться хлебом и водой. Речь о том, что у каждой вещи есть свое предназначение, и не следует поступать как хомяк и набивать за щеки все, что попадется, «на всякий случай». Если ты сможешь найти этой вещи достойное применение на своем пути, то возьми ее, а если нет, то пусть она послужит другому. Вещь — это твой помощник, друг и товарищ. И разве дОлжно пригласить друга в гости, а потом сказать, что у тебя нет времени, и предложить тихо постоять в уголке? Так же и с вещью. Уважай ее и ее путь, дай ей возможность приносить пользу, не забрасывай ее в дальний угол. И самый верный способ уберечь вещь от такой незавидной судьбы — не брать лишнего. Возможно, это более очевидно на примере продуктов питания: если пожадничать и взять слишком много продуктов, то не успеешь их съесть, и они просто испортятся. На самом деле, точно так же с вещью: пока она валяется без дела, она не может выполнять свое предназначение, а значит, от нее толку как от испорченной еды. Нужно уважать вещи. Скромность — это залог уважения к миру.

Второй момент заключается в том, что когда мы утверждаем, что «У меня нет ничего лишнего», мы тем самым говорим себе: «Это все мне необходимо». И поскольку такого «необходимого» оказывается в разы больше, чем нужно на самом деле, человек теряется в этом и тратит массу времени и сил на обслуживание всех этих вещей. Мы обслуживаем вещи, и вещи, необходимые для обслуживания этих вещей. Плюс мы являемся потребителями большого количества услуг, — а на эти услуги, как и на вещи, и на вещи для обслуживания этих вещей, нужны средства. В итоге многие из нас оказываются в замкнутом круге, когда мы работаем исключительно ради поддержания своего благосостояния, и уже не вещи служат нам, а мы им. В потребительском обществе, где именно благосостояние является показателем успеха, вещи занимают главенствующую роль и являются мерилом для самого человека. Во избежание такой плачевной ситуации нужно помнить, что вещь — это инструмент для достижения благой цели, и только. Думать о благосостоянии людей необходимо, но еще более необходимо осознавать, для чего оно нужно. Человек, которому не нужно сводить концы с концами, может потратить больше сил, времени и средств на благое дело. Успешный бизнес — это благо, если он направлен на благие цели, и если эти цели достигаются благими средствами. Главное — помнить, что первично, и не «заигрываться», не превращать свои инструменты в своих хозяев.

Третий момент, который вытекает из второго, это страх потерять «необходимое». Зачастую для человека стираются границы между необходимым и излишним — между необходимым для него как разумного существа, частицы большего, и для его собственного тела; между необходимым для души и для эго; между временным и вечным. Чтобы не попасть в эту ловушку, нужно помнить, что тело — это тоже наш инструмент. Очень важный, но все же инструмент, — и поэтому ублажение его не является нашей целью. Тело не нуждается в роскоши; оно нуждается в надлежащем уходе, который позволяет поддерживать его нормальное функционирование для следования Великому Долженствованию. Тело, как и вещи, которыми оно пользуется, дается нам Природой на время и для благих целей. Нужно помнить об этом. Телу и его элементалу свойственно боятся холода и голода, — но даже в такой ситуации только тело лишается необходимого, а не сам человек. «У тебя есть всё, что тебе нужно. Оно в тебе. Природа дала тебе всё для того, чтобы ты мог быть тем, кем ты должен быть. Никогда не забывай об этом. У тебя есть в достатке и воля, и силы, и храбрость, и всё прочее, что необходимо человеку и воину» (Из сердца, 35). У человека нельзя отобрать необходимое, оно есть в нем изначально. И даже отобрав у тела все, даже саму жизнь, нельзя отобрать необходимое у человека. Оно останется при нем. Поэтому не следует бояться потерять что-либо. Нет такой силы, что способна что-то у тебя отобрать. Старайся заботиться о теле, но не ставь его выше себя, и не бойся ничего. Будь тем, кем должен быть.

Четвертый сложный момент — это желание обрести то, что и так твое, и удержать то, чего удержать нельзя. Мы цепляемся за привычное, за знакомое: за свой дом, свое имущество, свои привычки, свой образ жизни. Цепляемся настолько, что возводим их в абсолют, и больше всего боимся их потерять. На самом же деле, здесь два важных аспекта. Первое: все это — лишь временное прибежище твоего тела, и оно в любом случае уйдет от тебя так же, как пришло. Человек придет в эту физическую жизнь и уйдет из нее, и все физическое, что было с ним, он оставит там. Поэтому эти вещи стоит ценить, но не стоит цепляться на них. Ведь это то же, что сесть на поезд, но держаться за фонарный столб на перроне. Сядь в этот поезд и позволь пейзажу мелькать за окном. Так и должно быть. Все необходимое, свой багаж из добрых качеств, ты и так берешь с собой; другое же оставь там, где ему и место. Пусть фонарный столб стоит на перроне и светит другим, которые еще ждут свой поезд. Второе: все вокруг — это часть тебя. И поезд, и перрон, и столб, и люди на перроне, и пейзаж за окном, и звездное небо над головой, — все твое. Отпусти его в одной форме — и тут же обретешь в другой. Даже более того: на самом деле ничего нельзя потерять и ничего нельзя обрести, ибо все едино, и все это было, есть и будет у тебя всегда. Все, что человек может и должен делать, — это совершенствовать то, чего касается его рука. Только в таком аспекте возможно обретение нового — улучшение того, что у тебя уже есть. Так взамен старого ты получаешь новое, более совершенное. Так идет эволюция, — когда из прежних, менее совершенных форм рождаются более совершенные. И человек может и должен быть на пике этого творения, быть его животворящей силой. Поэтому не бойся ничего и делай должное.

Пятый момент — это желание вместить в свое тело больше, чем оно способно выдержать. Тело материально, и его возможности ограничены, — в отличие от человека. Человек — это и капля, и океан. Тело не может вместить большее, и капли ему достаточно; а человек рвется познать океан. Нужно позволить телу делать его работу, а себе позволить идти своим путем, понимая, что путь человека важнее пути тела. Наслаждайся же океаном, и не старайся, сидя на берегу, вместить его в пластиковое ведерко. Не пытайся собрать звезды в сачок, а тянись к ним. У тела свой удел, а у человека свой. Ему — малое, а тебе — великое.

Каждый человек идет одним путем с другими людьми и миром. И каждый наделен всем необходимым. На этом пути потери мнимы, а приобретения вечны. Остается только помнить про достойную цель — «стремление защитить, помочь, исправить, сделать лучше людей и мир. Ради такого дела имеет смысл существовать» (Из сердца, 66).

© Амрадхари, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *