Не погуби Творца

ne-pogubi-tvorca

Ко мне нередко обращаются с вопросом «Что Учение говорит о конце света?». Я отвечаю: «Ничего не говорит. В Учении нет эсхатологии. Конца света не будет, — если, конечно, люди сами себе его не устроят». Действительно, не предвидится никакого мистического «конца света», связанного с наказанием человечества высшими силами или со сверхъестественной последней битвой сил Добра и Зла. Не будет также глобальных перемен, связанных с мифическим вступлением в Новую Эру, что порой также рассматривается как конец света, — только в менее устрашающем смысле. Это в том, что касается Земли и человечества. Однако если понятие эсхатологии развернуть до масштабов Вселенной, то можно сказать, что нечто подобное в Учении есть. Ведь у Вселенной — то есть у нынешнего этапа эволюции Творца — было начало, и будет завершение. Только вот каким оно будет? Гарантировано ли благоприятное завершение?

Как это ни печально, оно не гарантировано. Но если осуществится худший вариант, в нём всё равно не будет никакой мистики. Это будет частью естественного процесса, — примерно такой же, как смерть человека. Только в данном случае это будет смерть Творца. И она будет следствием произвола не каких-то сверхъестественных сил, а нашего с вами.

Мы, люди, и другие разумные существа («осознающие», в терминологии Учения), — это те, через кого совершенствуется Творец. В осознающих пробуждается его активный разум и через познание ими себя и мира совершенствуется его Дух, — те частички его единой души, которые присутствуют во всех существах. Это значит, что каждый из нас причастен к развитию Творца. И не просто причастен: наше развитие, собственно говоря, и есть его развитие. Его совершенствование — это совокупное интеллектуальное и моральное совершенствование всех его частиц. Творец становится лучше, совершеннее в тот момент, когда ты познаёшь и понимаешь что-то новое и делаешь правильный моральный выбор.

Это звучит весьма лестно. Шутка ли: интеллектуальное и духовное развитие Творца зависит от тебя, — пусть в небольшой степени, но всё же. Пусть ты — лишь капля в море; но ведь море и состоит из таких капель. Они делают его морем. Твоя роль имеет значение. Однако именно из этого следует, что на тебе лежит также и определённая ответственность. Каждая медаль имеет две стороны. В данном случае это также справедливо. С одной стороны, ты играешь роль в развитии Творца, помогаешь ему. В успешном завершении этого этапа его развития и новом преображении Творца, в его восхождении на новую ступень эволюции будет и твой вклад, твоя заслуга. Ну а если ты не помогаешь? Если ты, наоборот, тормозишь этот процесс? Пусть немного, но… Из многих «немного» складывается «много». Если море слагается из отравленных капель, в нём не будет жизни. Если каждый из нас будет тормозить развитие Творца, оно может чрезмерно затянуться. А в данном случае время имеет значение.

Творец — живое существо, и каждый этап его развития имеет естественные сроки своего начала и завершения. Это значит, что существование нашей Вселенной ограничено по времени. Творец должен пережить новое преображение до определённого срока. Это становится понятнее, если продолжить сравнение Творца с бабочкой. Гусеница превращается в куколку, из которой спустя определённое время должна выйти бабочка. Но что будет, если по какой-то причине процессы, протекающие внутри куколки, затормозятся, и бабочка замедлит с выходом? Что, если она вылупится зимой? Тогда она погибнет. То же самое может произойти и с Творцом. Его развитие в коконе-Вселенной в любом случае придёт к должному завершению: будет сделано всё, что нужно, и будут выработаны все качества, необходимые для дальнейшего пути. Только вот в худшем случае самого пути больше не будет. Если крайние временные сроки, отведённые на этот этап развития Творца, окажутся превышенными, то в момент, когда должно будет произойти преображение, Творец погибнет. Он распадётся и перестанет существовать.

Каждый из нас является участником этой драмы и несёт свою частицу ответственности за происходящее. Ты, лично ты можешь помочь Творцу выйти на новый уровень эволюции, — а можешь и помешать ему, приблизить его к гибели. Это относительно небольшая частица ответственности. Но из таких вот небольших частиц слагается великая всеобщая ответственность за судьбу Творца. Ответственность, единая для нас, людей, и для разумных существ из самых дальних уголков Вселенной. И для всех, кто был. И для всех, кто будет.

Религиозная эсхатология предназначена, среди всего прочего, также и для того, чтобы запугивать народ. Ведь конец света, обычно рисуемый как череда жутких катастроф, страшен и сам по себе, — а после него, к тому же, должен наступить суд (в той или иной форме), по итогам которого все виновные будут обречены на наказание, обычно вечное. А много ли тех, кто ни в чём не виноват? Много ли святых? Есть ли они вообще? Поэтому все ожидают конца света и финального суда со страхом. Именно из страха перед ним многие стараются меньше грешить, вести более или менее моральную жизнь. И это очень скверно. Стремление к совершенствованию и к правильной жизни не должно держаться на страхе, — ибо в этом случае оно не будет чистосердечным. Это будет запугивание, принуждение, торг, — что угодно, только не искреннее стремление к благу. Таков же будет и результат. Поэтому Учение не акцентирует внимание на проблеме ответственности за возможную гибель Творца, не напоминает об этом постоянно, не превращает это в страшилку. Человек должен стремиться к благу не потому, что боится наказания или гибели, а потому что хочет блага. Его шаги вперёд должны быть не бегством от чего-то плохого, а стремлением к чему-то хорошему. И чтобы это так и было, он должен понимать то благо, к которому стремится, и хотеть его. Гораздо важнее хотеть, чтобы Творец благополучно пережил преображение и продолжил свой путь более совершенным существом, чем бояться, что он погибнет. И Учение не запугивает своих последователей картинами вселенского Армагеддона, не давит им на психику. Оно лишь объясняет простую, в сущности, вещь: поскольку мы — частицы Творца, на каждом из нас лежит доля ответственности за его будущее. Верша благо, мы делаем это будущее лучше; верша зло, мы делаем его хуже. Вот и всё. Это в самом деле просто. И разве не то же самое каждый из нас может сказать о самом себе, об ответственности за собственное будущее?

Основная мысль в том, что человек — не сам по себе. Он частица великого единого целого; и принимаемые им решения и совершаемые поступки имеют значение не только для него. Они отражаются на судьбе чего-то гораздо большего, чем он сам, или его семья, или его страна, или даже всё человечество. Это нужно хорошо понять и принять к сведению.

Сколько же времени у Творца? Много. Оно отмерено, так сказать, с запасом. Его достаточно для того, чтобы человечество и другие разумные расы Вселенной, нынешние и грядущие, разобрались со всеми своими проблемами, преодолели в себе всё дурное и успешно выполнили свою миссию. Вселенная ещё далеко не исчерпала даже половины отведённого ей времени. Впереди миллиарды и миллиарды лет. То есть причин для паники нет. Но и слишком расслабляться также не стоит. Время — оно как деньги. Если ты уверен, что твои богатства неисчерпаемы, и бездумно транжиришь их, то они утекут незаметно, — и в один из дней ты найдёшь себя с ужасом взирающим на последний грош. Точно так же, если мы не будем прилагать усилий к тому, чтобы помочь Творцу, — и тем самым помочь себе, — если мы будем нарочито не спешить и давать себе постоянные поблажки, и так же будут поступать другие разумные расы, — вот тогда мы совместными усилиями похороним его. В своём отношении к этой проблеме необходимо найти разумный баланс: с одной стороны, не запугивать самого себя, не дёргаться, боясь каждым своим поступком переполнить чашу времени, отведённого Вселенной, а с другой стороны, не расслабляться чрезмерно и всегда помнить об ответственности, которая на тебе лежит. Времени достаточно. Его с избытком хватит для того, чтобы всё преодолеть и всего достичь. Не хватит его только в том случае, если мы, осознающие, будем намеренно разбрасываться им, злостно транжиря его впустую. Чтобы этого не допустить, вовсе не нужно культивировать в себе страх. Достаточно здорового чувства ответственности, нормальной целеустремлённости и старательности. То есть того, что в любом случае необходимо каждому из людей на его жизненном пути. И ещё — понимания того, что это важно не только для тебя, но и для Вселенной, в которой ты живёшь.

© Атархат, 2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *