Два царя

Митэвма «Рассказы о Дарехате» сравнительно невелика по объёму, и истории, из которых она состоит, тоже коротки, — но зато ярки. Такими их делает, в первую очередь, неординарная личность их главного героя, Даретхата. Надо думать, это один из самых эксцентричных Учителей, живших во времена прошлых откровений. Его поступки порой кажутся не просто странными, но и вызывающими. Что ж: доносить истины Учения до людей можно разными способами. Он делает это в своём стиле, — и успешно. Поэтому мы ещё не раз обратимся к рассказам о его делах. Не могу не посожалеть только, что это не жизнеописание, пусть и краткое, как в случае некоторых других Учителей, а лишь ряд небольших эпизодов его биографии. Очень бы хотелось знать о Даретхате больше. Но и эти рассказы — ценный дар нам всем, несомненно, украсивший пандэкт.

Мы уже не однажды говорили о деяниях Даретхата. Сегодня обратимся к эпизоду, о котором рассказывается в эноне XIII. Приведу его целиком:

«Даретхат пришёл в столицу, сел на улице и ел лепёшку. Знатный человек, увидев его на своей дороге, закричал: «Прочь!». Он ответил: «Не смей гнать царя». Тот удивился и спросил: «Разве ты царь?». Даретхат ответил: «Царь». Тогда тот человек велел своим слугам схватить его; и его доставили к царю на потеху. Царь сказал ему: «Не может быть в царстве двух царей». Он ответил: «Так и не два: я один и есть». Царь спросил: «Как же так?». Даретхат ответил: «Ты властен над всеми, а над собою — нет. Ты — невольник своего сана; а я свободен и властен над собой. Стало быть, я больше царь, чем ты; а если двух царей быть не может, то, значит, подлинный царь я». Царь засмеялся и сказал: «Уступи же своё царство мне». Даретхат сказал: «Царства не уступлю, а вот царствование — пожалуй». Тут царь понял, что перед ним мудрец, и просил его быть советником; и Даретхат согласился. А о царе с тех пор стали говорить, что у него даже и царство не своё, а дарёное»

Из самой митэвмы можно понять, что после того, как Даретхат ушёл из родного селения, он много лет странствовал. Постепенно приобрёл определённую известность и авторитет, учил разных людей, — опять же, в своей специфической манере, от чего им порой приходилось несладко. И вот он приходит в столицу, где его, по всей видимости, знали мало, — тем более, аристократы. Он вряд ли имел большое общение со знатью, различными богачами и т.д., пренебрегая ими и предпочитая учить простых людей. В тексте это показано скупо, но вывод такой сделать можно. И когда знатный человек стал гнать его со своей дороги, Даретхат повёл себя соответственно. Да он, похоже, и посреди улицы уселся нарочно. Мы не знаем, было ли в обычаях тамошней аристократии жестоко карать нахалов; но, как бы то ни было, его «доставили к царю на потеху». Наверное, приняли за забавного дурачка. В самом деле — разве будет нормальный человек вести себя так безрассудно нагло, да ещё во всеуслышание объявлять себя царём? Его и отослали к царю, как какого-то шута.

Тот поначалу явно решил развлечься, подыграть чудаковатому бродяге, и завёл с ним полушутливый разговор на тему, кто же всё-таки из них царь. Однако получив несколько не только здравых, но и глубокомысленных ответов, понял, что перед ним далеко не простой человек, и уж тем более не дурачок. Царь, очевидно, тоже был не глуп, и, видя перед собой умного человека, «просил его быть советником».

Ситуация, на первый взгляд, странная. Во-первых, как это, вообще, можно, — притащить бродягу с улицы к царю? Во-вторых, как это — царь приглашает кого попало в советники? Похоже на какую-то восточную сказку или притчу. Для современного человека подобное, действительно, выглядит диковато. Но современный человек и царя себе представляет по-современному, — как абсолютного монарха в горностаях, который со своим народом обитает словно бы на двух разных планетах. В древности цари были несколько другими. Конечно, иные из них возносили себя до божественного уровня, — и к таким было не подступиться. Но во многих случаях дело обстояло иначе, и даже простой человек мог попасть к царю, — например, как проситель, или если он был чем-то интересен либо полезен. А тут аристократ решил выслужиться, позабавить царя, — почему бы, в конце концов, и нет? Он знал, что такое допустимо, и что царь воспримет это благосклонно. Это же как забавного зверька подарить. Что же до приглашения в советники, то царь ведь ничего не терял. Ну, не понравится, так можно прогнать, или вообще казнить. А человек, который не пасует перед высокой персоной и может всё сказать в глаза, по-своему ценен. Царь, видимо, оценил Даретхата ещё и в контексте его вызывающего поведения, — ибо, как говорится, всякая наглость на чём-то да основана. Человек вот так ставит себя, никого не боится, говорит нетривиальные вещи, — это смотрится, как минимум, интригующе. Надо думать, царь уготовил ему при себе роль такого мудреца-полуюродивого, которому многое позволено и от которого можно услышать нечто интересное и ценное. Из последующих энонов видно, что примерно так всё и получилось.

Правда, царь по милости нового советника, который принял отведённую ему роль и, вовсю этим пользуясь, в самом деле многое себе позволял, пережил немало неприятных моментов. Ему аукнулся уже самый первый разговор с Даретхатом, после которого в народе разошлась ядовитая шутка о дарёном царстве. Это, кстати, говорит о том, что жизнь царя не была отделена от народа глухой непроницаемой стеной: из дворца то-сё легко выходило наружу, — а там, снаружи, не стеснялись иронизировать над «самим». И в дальнейшем было всякое. Даретхат временами в самом деле вёл себя как дерзкий шут, практически высмеивая царя публично. А при царе он не стеснялся высмеивать придворных, причём в грубой форме. Те, судя по всему, ничего не могли с ним сделать, ибо он был под заступничеством властелина. Который, я подозреваю, иногда сам был не прочь увидеть, как сбивают спесь с этих самодовольных индюков.

Почему царь терпел выходки нового советника? Логично предположить, что польза, получаемая от него, стоила того, чтобы проявить терпение. Даретхат тоже это понимал. Тем более, что его статус, видимо, подразумевал такие вольности, и они никому не казались чем-то совсем уж запредельным.

Другой вопрос — зачем всё это было нужно самому Даретхату? Ведь он всё разложил царю по полочкам, указав тому на его несвободу и свою свободу, — и вдруг ограничивает её, принимая место советника. Почему? Неужели прельстился высоким положением? Нет, конечно же. Просто он был Учителем, и не хотел упустить возможности чему-то научить самого царя. Вдруг какой-то из его советов ещё и принесёт пользу жителям страны?.. Учителя прежних времён не учили всех подряд, а только тех, в ком видели некоторую перспективу к научению. Как царь сразу раскусил пришлеца, так и тот сразу раскусил царя, увидев, что его советнический труд может оказаться не совсем бесполезным. И то, что он себе позволял, было, по всей видимости, вовсе не спонтанным, а вполне дозированным. Просчитав царя, он примерно знал, как далеко можно зайти.

Что же до свободы, то он её не утратил. Он не только вёл себя свободно, но и оставлял за собой возможность уйти в любой момент. Что и сделал, когда понял, — как можно догадаться, — что к его советам всё же недостаточно прислушиваются, и что его пребывание при дворе более не имеет смысла. Уход он обставил, опять же, в своём фирменном стиле. Об этом повествует энон XIX, каковой тоже привожу целиком:

«Даретхат собрался оставить царя и уйти. Царь сказал ему: «Не уходи: ты мне нужен». Он ответил: «Так пойдём со мной». Царь сказал: «Разве могу я пойти с тобой?». Даретхат сказал: «Если тебе нужно что-нибудь из того, что есть у меня, — иди за мной; а мне не нужно ничего из того, что есть у тебя». Сказал так и ушёл»

То, что Даретхат сказал перед уходом, есть выражение принципиальной позиции, бытующей в Учении. Суть её в том, что тот, кому по-настоящему нужна Истина, предпримет поиски, усилия, пойдёт ради неё на лишения или даже опасности. Его не нужно уговаривать, перед ним не нужно прогибаться, ему не нужно создавать тепличные условия. Если Истина ему необходима, если она для него реально ценна, он сам пойдёт за ней, несмотря ни на что. Если же не пойдёт, значит, не так уж она ему и нужна, — и тогда с ним не стоит возиться. Всё равно толку не будет. Даже сейчас, когда Учение открыто для всех, этот принцип работает. В прежние же времена всё было ещё жёстче. И хотя Даретхат не преподавал царю именно Учение как таковое, он применил тот же принцип: тебе надо — ты и следуй за мной. Нет? Тогда до свидания.

Так встретились и расстались два царя. Каждый остался при своём царстве. Но общение их не было бесполезным. Один получил хорошие советы, не все из которых пропали даром, другой добавил в свою копилку ценный опыт, позволивший ему понять жизнь и людей ещё глубже. Не знаю, пошли ли на пользу наследникам царя его приобретения, но ни минуты не сомневаюсь в том, что приобретения Даретхата пошли на большую пользу его будущим ученикам. На то он и Учитель. А царь… Ну… Это всего лишь царь.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *