Общая концепция цивилизации

Не будем прибегать к длинным вводным рассуждениям и начнём сразу с констатации достаточно очевидного и уже навязшего в зубах факта: с человечеством не всё благополучно.

Вроде бы, что в этой мысли такого особенного? Покажите мне что-то, с чем всё благополучно. Неблагополучность чего бы то ни было — нормальное состояние этого чего бы то ни было. Иначе оно было бы идеальным, — а идеала, как тоже общеизвестно, не бывает. Так-то оно так, но… Бывает неблагополучно, а бывает НЕБЛАГОПОЛУЧНО. Люди — не самые глупые и безответственные создания. А человечество существует очень давно. Даже если не брать в расчёт то, что говорит об этих сроках Учение, и ограничиться текущими данными официальной науки, всё равно это десятки тысяч лет. Мягко говоря, впечатляюще длинная история. И что мы имеем в виде её плодов на сегодняшний день? Да, — самолёты, орбитальные станции, компьютеры, сложные медикаменты, небоскрёбы, развитое искусство и ещё кое-что полезное. Но что скрывается под этим великолепием? Ожесточённая борьба за выживание, как в древности, люди, принципиально мало отличающиеся от первобытных дикарей, всегда готовые треснуть ближнего дубиной по голове, в огромной доле или даже в большинстве эгоистичные, часто жестокие, порой грязные, периодически не желающие активно использовать свой мозг, — и в этом последнем они даже более дремучи, чем их далёкие предки. И как апогей большой дубины — ядерное оружие, как и разное прочее, ровняющее города с землёй и могущее в любой момент покончить со всем человечеством сразу. Развиваться десятки тысяч лет для того, чтобы бережно сохранить в себе дикаря и изобрести эффективные способы тотального самоубийства… Это даже не просто неблагополучие. Это явное отклонение в развитии, патология во всём её безобразии. Причём патология всего человечества в целом. У него в какой-то момент что-то определённо пошло не так. Или не пошло так, как надо, когда должно было пойти.

Масштаб происходящего заставляет предположить, что проблемы не у какой-то отдельно взятой эпохи, страны или нации, а именно у всей нашей цивилизации. Похоже, она развивается неправильно, движется в неверном направлении.

Здесь нужно немного задержаться и уточнить, что именно мы будем далее понимать под «цивилизацией». Слово-то привычное, но, как ни странно, единого общепринятого значения у него нет. Кто-то говорит о цивилизации просто как о достигнутом в древности уровне развития общества, когда стали возникать города, кто-то говорит о европейской цивилизации, об азиатской и т.д., а кто-то — даже о цивилизациях отдельно взятых народов или религий, как неком наборе их характерных особенностей и достижений. Нас же интересует глобальное определение цивилизации разумной расы, — в нашем случае, человечества. Дать такое определение, тем более, краткое, довольно сложно. Но давайте попробуем, и скажем так: цивилизация — это разумная раса в контексте совокупности её научных, технических, социальных, культурных, этических, политических, экономических и прочих достижений. В нашем случае это человечество на текущем уровне своего развития, со всеми его достижениями, образующими среду, в которой оно существует. Говоря максимально кратко и просто, человеческая цивилизация — это мы сами и всё то, чего мы достигли и что создали. Остановимся на этих формулировках, ибо их, в принципе, достаточно для понимания сути разговора.

Теперь вопрос: а что означает утверждение «С цивилизацией что-то не так»? Оно означает, что у неё большие проблемы с развитием. То есть вместо того, чтобы целенаправленно и успешно развиваться, обращать одни достижения в фундамент для других, и в результате становиться всё более просвещённой, гуманной, прочной, сильной и благополучной, она тормозит собственное развитие, действует во вред самой себе (и соседям, если таковые имеются), расшатывает и разрушает себя, не может успешно продвигаться к своей цели. К какой цели? А вот это — вопрос преткновения.

Какова цель человеческой цивилизации? Её нет. Прозвучало неожиданно? И тем не менее, это так. Погодите возмущаться. Скажите сами, в чём её смысл. Кто-то ответит: в создании таких условий, когда люди смогут жить и наслаждаться и будут счастливы, — имея в виду материальное довольство, удовольствия, комфорт и безопасность. Я же назову такой подход примитивным. Это счастье грызуна в тёплой норке, где есть партнёр для спаривания, игрушка и запас пищи. Если человечество существует ради этого, то ему незачем было развиваться от уровня мелких млекопитающих эпохи гибели динозавров. Всё необходимое для такой жизни было уже тогда. Другая, более продвинутая точка зрения будет гласить, что смысл нашей цивилизации — в познании мира и освоении новых просторов. В познании — да. Но оно ведь не самоцель. Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть. Познание нужно для чего-то, для достижения каких-то целей. Каких? Для означенного освоения новых просторов? Но чем тогда человечество отличается от колонии муравьёв, которые только и делают, что осваивают новые территории и строят новые муравейники? То есть это точка зрения хоть и более продвинутая, но удивительным образом роняющая нас до уровня уже даже не грызунов, а насекомых. Третья точка зрения соединяет две первые. Можно быть любознательными и просвещёнными, и в то же время наслаждаться жизнью на свежеосвоенных просторах. Ну да, ну да… Вечно разрастающаяся популяция муравьёв-гедонистов, исследующих свою планету, а затем и космос, который они бороздят на чудесах своей научно-технической мысли в поисках, где бы ещё удобно устроиться и что бы ещё сожрать… Очень привлекательная картина! Прямо до отвращения привлекательная.

К сожалению, современная научная мысль не может предложить внятного варианта ответа на вопрос о смысле и цели человеческой цивилизации. То, что скажет как учёный, так и обыватель, в итоге сведётся к выживанию как минимум и поиску хорошей жизни как максимум. Мы ставим себе высшей целью выжить и добиться того, чтобы жить хорошо и вольготно. К тому же, в основном, сводятся различные социальные и политические концепции. Можно сказать, что именно это было основной идеей человечества во все времена. Из первобытных времён она перекочевала в эпохи более цивилизованные, и пришла в наше время. Люди сегодня, как и раньше, стремятся выжить и жить хорошо.

А разве это неправильно? Правильно. Но этого мало. Выживание и благополучие — средство, но не цель. А они воспринимаются именно как цель, как высшая ценность. Люди борются за это на протяжении всей истории. Однако особыми успехами в достижении желаемого им похвастаться не приходится. Они постоянно бедствуют, страдают, гибнут. Причём чаще всего по вине друг друга. Потому что эти ограниченные цели они ограничивают ещё больше, стараясь каждый для себя. Максимум — для своего народа или страны. В результате стремление к выживанию и благополучию оборачивается взаимной резнёй, угнетением и страданиями. Ведь выживать и строить себе хорошую жизнь приходится за счёт других. Борьба же за такие высшие цели сопровождается высшей степенью жестокости. Так было, и так продолжается. Нынешний уровень научно-технического развития цивилизации не может предложить ничего нового. Выживание и потребление. Познание, — но лишь чтобы выяснить, куда и как ещё можно расселиться и что потребить. И далее, уже в космосе, предлагается то же самое. Просто потому, что ничего лучше не придумали. Развиваться, чтобы заселять новые территории. Там развиваться, чтобы расселяться ещё дальше. Там питаться, плодиться, и снова расселяться. Зачем? А просто так. Ради самого процесса.

Вы спросите: «А как же духовные цели, предлагаемые религиями?». Я спрошу в ответ: а много ли вы знаете религий, предлагающих человеку цели более глобальные, нежели его личное духовное совершенствование, личное просветление, личное спасение и тому подобное? В крайнем случае — оказание влияния на ближних, чтобы они тоже уверовали, спаслись и т.д. Религиозные идеи обычно завязаны на высшие силы, которые и вершат судьбы мира. Людям же предлагается, в принципе, всё то же: выживание, только уже в мистическом смысле спасения души или чего-то вроде того, и благополучие, — при жизни, если высшие силы позволят, или после смерти, если заслужишь. Это никак не тянет на стержень, скрепляющий и направляющий цивилизацию. Для того, чтобы быть таким стержнем и формировать цель цивилизации, религии слишком мелочны и аморфны. Им не удаётся сохранять единство и прочность даже внутри себя. Может быть, религия годится для человека как личности, но не для человечества как цивилизации.

Итак, что мы имеем в итоге? Человечество, продвигающееся вперёд технически (да и то, до недавнего времени, через пень-колоду), но психологически застрявшее на стадии первобытной борьбы за выживание, и благодаря этому как раз усложняющее выживание, — и отдельным индивидуумам, и всему себе в целом. Подошедшее к опасной черте, когда разрыв между достижениями техники и уровнем психологии уже чреват глобальным суицидом, — как бы в насмешку над всеобщим признанием жизни тире выживания высшей ценностью. Не имеющее внятного понимания цели существования собственной цивилизации, и потому либо смотрящее в будущее с растерянностью и страхом, либо переносящее туда пещерные представления. Всё это как раз и означает, что с нашей цивилизацией что-то не так, что у неё большие проблемы. Она словно бы потерялась, заблудилась сама в себе, при этом ещё серьёзно прихварывая как физически, так и душевно.

Не согласны? Ну так загляните в историю, внимательно посмотрите на наше настоящее, обдумайте известные представления о будущем. Только постарайтесь подойти к этому непредвзято, стараясь увидеть то, что есть, а не то, что хотелось бы видеть. Возможно, тогда ваше мнение изменится.

Что же может в этом плане предложить Учение? Для начала оно может предложить общую концепцию цивилизации. Пока очень кратко, в нескольких важнейших пунктах.

Пункт первый — само определение, что такое цивилизация человечества как разумной расы, что вообще следует понимать под этим термином. Его я уже дал выше, в максимально сжатой форме.

Пункт второй — необходимость цели, оправдывающей само существование цивилизации. То, что имеется сейчас, — просто жить и расширяться, — в качестве такой цели выглядит неубедительно. Потому что это процесс, а не результат. Прокладка дороги, которая будет идти всегда, но сама дорога так никуда и не приведёт. Выживание для человечества — средство, а не цель. Если у жизни нет цели, она теряет смысл. В том числе, жизнь целой цивилизации. И это не может закончиться ничем хорошим. Что же это может быть за цель? Если она не лежит в плоскости материальной культуры, жизни материального тела и достижений материального характера, будь то технические разработки или накопление богатств, значит, это цель более глубокая, выходящая за рамки мира материи.

Пункт третий — собственно цель. Согласно Учению, осознающие (т.е. разумные в привычном понимании этого слова существа) несут в себе частицы Духа, — того, что можно назвать душой Творца, душой Вселенной, — и должны совершенствовать их. Совершенствовать через познание мира, обретение понимания разницы между естественным и неестественным, правильным и неправильным, добром и злом, и совершения морального выбора между ними. Таким образом, главные задачи человека — понять, как устроен мир, понять своё место в нём, научиться делать верный моральный выбор и совершать поступки, делающие мир лучше, а не хуже. Это ведёт к совершенствованию Духа, что в будущем даст Вселенной-Творцу возможность перейти на новый уровень развития. Таково предназначение каждого человека в отдельности, как разумного существа, и таково предназначения всего человечества в целом как совокупности таких разумных существ, действующих совместно. Соответственно, цель цивилизации — обеспечить человеку условия для выполнения его предназначения. То есть создание условий и возможностей для познания, морально-нравственного развития и практической деятельности на благо людей, мира и Вселенной. А отсюда следует, что ещё более далеко идущая цель человеческой цивилизации — внесение своего вклада в эволюцию Вселенной, в развитие Творца.

Пункт четвёртый — некоторые важные соображения, вытекающие из вышесказанного. Во-первых, нужно принципиально изменить подход к дальнейшему развитию и распространению человечества. Сейчас дело идёт по принципу «Развиваться, чтобы расселяться», тогда как правильным принципом будет «Расселяться, чтобы развиваться». Разница здесь огромна. Не делать целью научно-технического развития освоение новых пространств только для того, чтобы потом просто спокойно заниматься на них потреблением, а развиваться и осваивать новые пространства для того, чтобы находить там новые возможности для дальнейшего развития, прежде всего интеллектуального и морального. Во-вторых, — и это напрямую вытекает из во-первых, — нужно иметь своей главной целью не спокойную и комфортную жизнь, а развитие. Оно на самом деле плохо сочетается со спокойствием и комфортом. Скорее наоборот: оно подразумевает беспокойную жизнь, стремление к знаниям, постоянное движение вперёд, испытания в сложных ситуациях, преодоление препятствий, непростой моральный выбор, труд, активную творческую деятельность. Развивающийся человек — это не тот, кто строит себе тихую и комфортную жизнь потребителя, старается избегать треволнений и не нести ни за что ответственности. Это исследователь, жадный до знаний, борец, не пасующий перед трудностями и опасностями, труженик, не боящийся сложных задач и творческих вызовов. В-третьих, нужно понимать, что жизнь даётся ради совершенствования, и тем самым ради выполнения предназначения. То есть она — инструмент, и потому выживание, хотя оно и очень важно, не является самоцелью. Познание бывает сопряжено с рисками и опасностями, а правильный моральный выбор порой подразумевает страдания, и даже самопожертвование. Всё это нормально для человека, живущего именно как человек, а не как агрессивный хищник, тихий грызун, паразит или овощ. Важнее всего — интеллектуальное и моральное развитие и совершенствование Духа; выживание по сравнению с этим — второстепенная, подчинённая ему цель. Особенно если учесть, что каждый человек живёт не один раз, а много, и конечный результат его развития складывается из результатов всех прожитых жизней.

Итак, кратко суммируем. У человека и человечества есть цель — путём собственного интеллектуального и нравственного совершенствования и полезной деятельности способствовать улучшению мира и развитию Вселенной-Творца. Для этого нужен не покой, комфорт и жизнь жадного потребителя, а познание, поиск, острый моральный выбор, активный труд. Цивилизация должна обеспечивать человеку возможности для всего перечисленного. В этом её функция, и в этом направлении она должна развиваться. Все её совокупные достижения должны работать на это.

Такова общая концепция цивилизации с точки зрения Учения. Познание и моральное развитие как приоритеты. Предоставление людям возможностей для воплощения этих приоритетов в жизнь. Покой, понимаемый как отдых, удобства, развлечения — хорошо, но не тогда, когда ради них приносятся в жертву более важные, приоритетные вещи. Погоня за благополучием, добываемым за счёт других, и вражда на этой почве неприемлемы. Человек должен стремиться к тому, что действительно важно, к выполнению своего предназначения, и помогать в этом другим. Люди должны совместно действовать в том направлении, чтобы человечество в целом развивалось интеллектуально и морально, и в итоге смогло выполнить своё предназначение как разумного вида. Им нужно строить свою цивилизацию так, чтобы она, в свою очередь, создавала им условия для развития и выполнения предназначения. То есть, говоря проще, для того, чтобы они могли становиться лучше сами и делать лучше мир.

Когда Учение станет мировоззрением всего человечества, — то есть в нашем пространстве, в пространстве Учения, — подход к смыслу и функциям цивилизации будет именно таким. Это исправит те печальные и опасные отклонения в её развитии, которые мы наблюдаем сегодня, поможет победить эгоизм и враждебность, устранит опасность глобального суицида. Если не бояться патетики, то можно сказать, что это выведет человечество на верный путь, который оно ищет уже много тысяч лет.

Как к этому придти? Как всё организовать? Как строить общество, чтобы оно работало вот так? Каким должно быть воспитание людей, чтобы они могли создать такую цивилизацию? Тот общий набросок, который я здесь дал, вызывает и означенные вопросы, и множество других. Что ж, это уже само по себе — увлекательнейшее исследование. Будем совершать его и постепенно продвигаться к ответам.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *