Дитя любви

По вопросу семьи и брака Учение держится взглядов, которые многие назвали бы романтическими. Так, оно говорит, что создавать семью надо по любви. Казалось бы, что особенного в такой точке зрения? Это и так всем понятно. Ну, во-первых, далеко не всем. А во-вторых, так ли давно стало возможным создание семьи по любви? Да и всюду ли?

Давайте вспомним, как с этим обстояло дело в прошлом. От самых отдалённых времён до самых недавних. Любовь была всегда, это верно. Однако причиной для брака она считалась мало где и мало когда. Обычно принимались во внимание совсем другие мотивы. И решали не брачующиеся, а совсем другие люди, — родители, опекуны, духовное, а порой и светское начальство. Принимали решение, когда вступать в брак, и подбирали пару. Будущих супругов часто просватывали ещё в совсем юном возрасте, порой даже в детстве, заключая таким образом долговременное соглашение на будущее. Одним из главных мотивов было продолжение рода, — для чего любовь не обязательна. Дворянству было нужно сближение двух семей, или объединение владений, или примирение через породнение, или политический союз, или ещё что-то в том же роде. Брак был средством делания политики, в масштабах от местечкового до международного. Купечество за счёт браков делало свои дела, — например, объединяло капиталы, или попросту обеспечивало появление наследников, которые потом будут этими капиталами распоряжаться и преумножать их. Или роднилось с дворянами, повышая свой статус, — а те таким образом поправляли свои дела. У горожан и крестьян тоже были свои резоны, им тоже нужно было поправлять дела, объединять хозяйства, продолжать род, продолжать ремесленные династии и т.д. Что до различных критериев выбора, то жён своим сыновьям подбирали по знатности, статусу семьи, по богатству и приданому, благочестию, здоровью (чтобы и дети были здоровыми), а то и просто — кто предложит за девушку больший выкуп. Мнение жениха и невесты не учитывалось, и никого не волновало, нравятся ли они друг другу, или понравятся ли, когда увидятся в первый раз. Любовь? А зачем? Брак на такой ерунде, на чувствах, которые то есть, то нет, не строится. У него должна быть более прочная основа: практический интерес. Когда же взрослые люди выбирали себе пару сами, они тоже смотрели больше на то, чтобы брак был выгодным, а не на любовь. Любиться, если что, можно и вне брака, — потихоньку, тайком. Или платонически, если уж иначе не получается. Хотя порой любовь между супругами рождалась уже в браке. Жизнь — сложная штука, и такое тоже случалось. Стерпится, слюбится? Может быть…

Соединение любящих людей узами брака было, скажем так, явлением не очень частым, и воспринималось как счастье, как мечта, как идеал. Об этом создавали легенды, писали поэмы, слагали песни, рассказывали сказки. Сколько в мировой культуре историй о двух влюблённых, которые не могли соединиться и погибали, или в итоге, преодолев все преграды, всё-таки соединялись, чтобы быть счастливыми? Их множество. Это вообще один из основных мотивов в искусстве. Думаю, можно даже не приводить примеров: каждый из читателей сам без труда вспомнит хотя бы несколько.

Современному человеку, избалованному свободой и возможностью лёгкого выбора всего, включая спутника жизни, трудно поверить, что в прошлом всё было вот так мрачно. Было. Причём совсем не так давно. Даже для самых «продвинутых» стран времена, когда на вступление в брак требовалось, как минимум, согласие родителей, отстоят от сегодняшнего дня едва ли дальше нескольких десятилетий. И кому-то уж вовсе трудно представить, что много где всё так и продолжается. Согласие родителей, сватовство и брачный сговор без участия будущих супругов, и даже выкуп за невесту. Люди продолжают устраивать дела без оглядки на любовь.

А многие из тех, кто пользуется в этом смысле полной свободой и независимостью, вполне сознательно приходят к мысли, что любовь в браке не главное, и используют его ради всё того же — денег, карьеры, престижа, власти. Они психологически застряли в прошлом? Думаю, что нет. Это уже не традиции и образ жизни, вынужденно соответствующий уровню развития общества, а личный выбор, на фоне изменившихся условий выглядящий откровенно эгоистичным и циничным. Я сказал бы и более резко, но не буду.

К чему я это всё? К тому, что брак по любви как привычная реальность вошёл в жизнь человечества лишь недавно, да и то не везде и не всегда. Раньше с этим было плохо. А ведь любовь — не только важный компонент брака как соединения двух людей, но и фактор, играющий существенную роль при рождении детей.

Прежде всего, важен момент зачатия. Зачатие новой жизни — кульминационная точка в отношениях мужчины и женщины. Любя, они могут дать друг другу очень много: ласку, заботу, радость, помощь, защиту, познание, и ещё массу необходимого и замечательного. Но высшая точка этих отношений — рождение ребёнка, ещё одного человека, приведение в наш мир ещё одной частицы Духа. Это уже выходит за рамки их личных отношений и становится их даром миру, людям, Вселенной, да и самому рождающемуся человеку. Одно из важнейших событий в их жизни, и в мире вообще. Ради этого, вкупе со всеми дарами любви, перечисленными выше, и происходит соединение мужчины и женщины в пару, ради этого им и дана способность любить. Любовь — естественное условие для такого соединения, предпосылка для него; и она же — нормальная атмосфера для совместной жизни. И она же — нормальная атмосфера при зачатии ребёнка. Атмосфера радости, счастья, нежности, дарования себя друг другу, атмосфера самых положительных эмоций и самых прекрасных чувств. В этот момент создаётся соответствующая энергетика. Энергетика любви, радости, жизни, добра. Она встречает приходящего в мир ребёнка, становится буквально тем, чем он дышит. Это сразу же отметает кучу отрицательных энергетических сторонних влияний, защищая ребёнка от них, и усиливает положительные, которые есть в тот момент. Это не позволяет произойти каким-то негативным изменениям, которые могут иметь место уже в первое время жизни ребёнка, — в момент зачатия и сразу после, — тем самым предотвращая их последствия, и открывает дорогу изменениям благоприятным. Ребёнок с первых минут своего существования как бы окунается в живую воду. В животворящую энергетику — чистую, добрую, сильную.

Приход человека в мир — великое событие, для которого создаются соответствующие условия. И создают их всего двое людей с помощью великой силы — любви. Во всяком случае, так должно быть.

А теперь представим, какие эмоции в такой же момент во все времена испытывали люди, поженившиеся не по любви. В лучшем случае это обоюдное равнодушие или вожделение. Или им может быть обидно, неприятно. Особенно женщине, обычно оказывавшейся пострадавшей стороной, даже жертвой, которую просто используют, во всех смыслах. Порой это вообще было фактическим изнасилованием. С одной стороны — отвращение, боль, страх, обида, чувство унижения, отчаяние; с другой стороны — насилие, похоть, злость, чувство превосходства. Временами — обоюдное презрение. Какой будет энергетика при всём при этом? А вот такой и будет. Отрицательной. Болезненной. Разрушительной. Так, словно только что зачатого ребёнка купают в отраве. И все эффекты, соответственно, будут обратными описанным выше.

А что говорить о детях, рождавшихся в результате прямых изнасилований, — например, когда неприятельские войска занимали город, или рабовладелец использовал рабынь для сексуальных утех, или, позднее, феодал или какой-нибудь барин делал то же самое с крепостными и служанками. Изнасилования бывают и сейчас, — но в те времена они происходили, если позволено так выразиться, в промышленных масштабах. Ну а когда насилия нет, и всё добровольно, когда есть просто похоть с обеих сторон, тогда энергетика тоже оказывается, мягко говоря, неблагоприятной. Сколько детей рождались и продолжают рождаться в результате тупого разврата, оказываясь как бы его побочным результатом? Нет им числа.

И снова, к чему это я? К тому, что между ребёнком желанным, плодом любви, и ребёнком нежеланным, плодом обязательства, похоти или насилия, может быть определённая разница. Одного в момент зачатия окунули в живую воду, другого — в яд. Одного сразу же наделили полезными дарами, другого сразу же искалечили. Звучит жёстко — но оно и должно так звучать, потому что так и есть. В итоге у одного будет больше шансов вырасти здоровым, красивым и, возможно, умным, а у другого меньше. Одному в дальнейшем может быть легче преодолеть свои пороки, ибо он в первый миг своей жизни получил своего рода прививку добра и силы, а другой получил, наоборот, то, что работает на пороки, и ему в дальнейшем будет с этим тяжелее.

И вот какая картина вырисовывается в итоге. Получается, что на протяжении всей человеческой истории большинство людей — наверное, не просто большинство, а подавляющее большинство — относилось к числу тех, кому, скажем так, не повезло. Со всеми вытекающими последствиями. Такие люди, в общем, строили цивилизацию, формировали общество, создавали социальные институты и всё остальное. Люди, недополучившие чего-то очень важного, жизненно необходимого. Люди, у которых вследствие этого проблем больше, чем должно быть при естественном и нормальном ходе вещей. Отчасти именно этим может объясняться постоянное трагическое неблагополучие человеческого общества разных времён и культур. Иначе говоря, если бы детей зачинали так, как предусмотрено Природой, то есть в любви, наш мир и вся наша история могли бы быть иными. Потому что люди могли бы быть иными. Те, кто похуже, могли бы быть получше, а те, кто получше, могли бы быть ещё лучше.

Впрочем, даже при таком раскладе и несмотря на все горести, мир людей — не такой уж кромешный ад. Это хорошее место. И всегда были хорошие люди, благородные поступки, высокие моральные примеры, нравственные подвиги, прекрасные произведения искусства, великие достижения в науке и других областях человеческой деятельности. Зла, жестокости, боли, горя всегда было много, ими были омрачены все эпохи, — но всё равно мир прекрасен, а люди более хороши, чем плохи. Это мир раненых людей, в начале жизни получивших не помощь, а наоборот, болезненный удар, — и можно только пытаться представить, насколько бы он был лучше, если бы было не так. Или насколько лучше он может стать в дальнейшем, когда всё будет так, как нужно и естественно, и когда зачатие ребёнка без любви будет не стандартом, а редким и печальным исключением.

Как я уже говорил, даже в наше время хватает браков не по любви, много изнасилований (аборт тут — не вариант), большое количество детей рождается в результате похоти и блуда, как бы грустно это ни звучало. В такой ситуации даже кратковременные браки, быстро распадающиеся, потому что любовь была, скорее, влюблённостью, которая вскоре прошла, оказываются тенденцией в правильном направлении. Да, само по себе это не очень хорошо, и особо радоваться здесь нечему. Любовь должна быть настоящей, она должна крепко связывать людей, и брак, по идее, должен быть на всю жизнь. Но в сравнении со всем тем отрицательным, о чём говорилось выше, даже недолговременное чувство, если оно было искренним, — это уже неплохо. Это может дать ребёнку в момент зачатия то, в чём он нуждается. Хотя бы в момент зачатия. Как уж там сложится дело дальше — другой вопрос.

Мы никогда не узнаем, сколькие там, в прошлом, были зачаты по любви, а сколькие нет, и вряд ли сможем провести достаточно убедительные сопоставления в этом плане, типа «Вот эти, положительные персонажи, относятся к числу первых, а вот эти, отрицательные, — к числу вторых». Существует ведь ещё целый ряд факторов, — хотя бы духовный уровень, достигнутый в прошлых жизнях. Поэтому тот, кто зачат не по любви, может оказаться прекрасным человеком, а тот, кто зачат по любви, может оказаться негодяем. Но верно то, что первый в обратном случае был бы, скорее всего, ещё лучше, а второй в обратном случае — ещё хуже. Так что, вообще-то, даже если бы мы точно знали, кто там был кем, это едва ли позволило бы проследить прямую зависимость человеческих качеств, как в общем, так и в частных случаях, от благоприятных или неблагоприятных условий зачатия. Ясно одно: если бы дети всегда, или хотя бы в подавляющем большинстве, зачинались по любви, люди в целом были бы лучше, и мир тоже.

Учение — за то, чтобы семья создавалась по любви, и чтобы о ребёнке можно было сказать: это дитя любви. Именно это необходимо и каждому отдельному человеку, и каждой семье, и всему человечеству. Мы не можем повлиять на прошлое, но можем поработать над тем, чтобы в будущем с этим всё было по-другому, лучше. Как этого добиться? Призывы жениться только по любви ситуацию не спасут. Тут нужно менять взгляд человека на мир и себя, менять его самосознание. Вместе с тем изменится и общество, социальный уклад, образ мысли, образ действий и образ жизни людей. Исчезнет то, что мешает жить нормально, то, что не даёт любви занять подобающее ей место и играть роль, для которой она предназначена, и появится то, что будет помогать.

Это большая работа и долгое время. Однако полезные перемены уже происходят, и движение в нужную сторону уже идёт. Пусть не всегда благополучно, пусть часто через пень-колоду, но идёт. Люди теперь имеют такую возможность жениться по любви, какой не имели, наверное, ещё никогда. Предрассудки, которые этому всё ещё мешают, постепенно сдают свои позиции. И замечательно. Есть чему радоваться. Ну а дальше — труд в нужном направлении. Ради лучшего будущего. По-настоящему лучшего. Будущего, где семьи строятся на любви, — а значит, и общество, ячейками которого они являются, тоже строится на любви. Причём это именно тот случай, когда каждый может реально начать с себя. То есть строить на любви свою собственную семью. Уже имеющуюся или ту, которую ещё только предстоит создать.

На данную тему можно сказать ещё много, её можно развить в самых разных направлениях. Но это уже в другой раз. Точнее, в другие разы. Ибо мы ещё неоднократно будем обращаться к любви и всему, что с ней связано.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *