Человек из Учения: штрихи к портрету (8, 9, 10)

8. Путь воина

Выражение «путь воина» давно уже стало банальностью. Красивой и звучной, но банальностью. Словесным штампом. Обычно это относится к духовной сфере и подразумевает прежде всего внутреннюю борьбу. Ты выходишь на битву со своими пороками и несовершенствами, которые не просто присутствуют в тебе, оказывая дурное влияние на твою жизнь, но и подогреваются внешними факторами. То, что происходит вокруг тебя, провоцирует всё худшее, что есть в тебе, вызывает неправильные реакции, тем самым подталкивая тебя к тому, чтобы поступать дурно. Распространённое понимание пути воина — противодействие худшему в себе, взятие его под контроль, и противодействие внешним влияниям, которое нередко может выражаться в отделении себя от этих влияний. То есть самодисциплина, частью которой может быть уход от мира. Расхожим клише это стало после того, как на Запад пришли восточные духовные учения, а их антураж сделался достоянием поп-культуры.

Пора ажиотажа и благоговейного замирания перед такими вещами миновала, и они превратились в штампы той самой поп-культуры, обладающей чудесным свойством опошлять и выхолащивать всё, что попадает в её орбиту. Так произошло и с понятием «путь воина». Не перевелись ещё те, у кого при этих словах загораются глаза, и даже те, кто пытается что-то такое практиковать в меру своего понимания и решимости. Но в основном это вызывает если не откровенную скуку, то ироническую ухмылку. Путь воина превратился в романтику с восточной экзотикой. И даже на киноэкране это не особенно впечатляет.

Для человека же из Учения это понятие очень актуально. Правда, и подход к нему здесь несколько иной. Согласно Учению, каждый является воином по самой своей сущности. Не в смысле воинственности и сражений на поле боя, а в том смысле, что каждый человек с самого своего рождения сталкивается с массой трудностей, которые ему приходится преодолевать. Это и само выживание, которое порой даётся очень непросто, и обучение чему бы то ни было, и проблемы коммуникации и взаимодействия с окружающей действительностью, и враждебность недоброжелателей, и различные жизненные неудачи, и много чего ещё. Борьба с худшей частью себя занимает в данном перечне особое место. Всё это требует терпения, упорства, силы воли, храбрости, способности бороться, и других качеств, свойственных воину. Все люди — воины от рождения, борьба для них — естественное состояние. В борьбе человеческий род выжил и создал цивилизацию, в борьбе он совершил все свои великие открытия и сделал все великие изобретения. В борьбе люди совершенствуются, становятся лучше, мудрее, сильнее. Правда, многие понимают её как насилие, агрессию, войну. Многие считают вообще любую борьбу чем-то ненужным, даже ненормальным, и мечтают о жизни без борьбы, о полном покое. Но они жестоко ошибаются. Полного покоя не бывает. Борьба — это развитие и жизнь. Нужно принять эту реальность.

Человек из Учения понимает и принимает её. Он воспринимает себя как воина, находящегося в постоянной борьбе, и не стремится к несбыточному, сиречь к покою, — что, кстати, уберегает его от многих разочарований и разбитых надежд, а также позволяет сэкономить много сил, не тратя их впустую. Он принимает все жизненные вызовы и проблемы не как наказание или несправедливость, а как совершенно естественную вещь, и ещё как возможность стать совершеннее. Он не бежит от мира, от общества, а старается сделать его лучше. Это тоже борьба, — и в виде противостояния негативным общественным явлениям, и в виде тяжёлого труда на общее благо, и в виде творческих исканий и, если необходимо, в виде настоящего выхода на бой с тем, от кого приходится защищаться или защищать других. При этом он не допускает в себя ненависти и агрессии. Его борьба — это борьба, в конечном счёте, не против чего-то, а за что-то. Он — воин не ради разрушения, а ради сохранения, созидания, развития, улучшения.

Именно таков его путь. Путь воина. То есть путь нормального человека в реальном мире, который является не местом безмятежного покоя и отдохновения, а местом труда, творчества, развития и совершенствования.

9. Патриот любой страны

Патриотизм — это хорошо или плохо? Хорошо, если ты любишь свою страну, радеешь о её благе, трудишься для неё, защищаешь её. Плохо, если ты превозносишь её над другими странами, считаешь их хуже неё, равнодушен к их бедам, одобряешь и поддерживаешь агрессивное отношение к ним твоей страны, считаешь, что она должна властвовать над ними. У патриотизма бывает две стороны, — внешняя, благородная и красивая, и оборотная, тёмная и разрушительная. Причём разрушительная не только по отношению к другим странам, но и к родной стране, и к личности самого патриота.

Хорошо, когда под внешней стороной не скрывается мрачной подкладки, когда она оказывается единственной и благотворной. Но, к сожалению, в патриотизме многих людей сочетаются обе стороны. И когда так происходит, тёмная сторона часто оказывается более активной и напористой, она берёт верх и выходит на первый план. Поэтому само слово «патриотизм» у многих справедливо вызывает настороженность. Несмотря на его общий положительный смысл, его словно бы сопровождает некий нехороший душок. Ну а патриоты одной страны — условной в данном случае — зачастую воспринимают патриотов любой другой страны как вероятного противника.

Человек из Учения понимает, что это ненормально, и что пока будет так, наш мир не станет мирным местом, и ты никогда не будешь уверен, что твои дети не погибнут в войне, начатой очередными патриотами. Впрочем, для того, чтобы ясно видеть это, не обязательно быть в Учении. Однако оно предлагает свой подход в формировании отношения к таким вещам. Его последователи рассматривают человечество как единое целое, несмотря на все национальные, культурные, политические и прочие различия, а нашу планету — как общий дом. И это не стандартная дежурная декларация, а очень практичный подход. Из него вытекает хорошее отношение к людям любых наций и культур, когда враждебность, основанная на этом, исключена в принципе, — ведь это твои люди, ты един с ними. А также одинаково хорошее отношение ко всем странам, — ведь в них живут люди, с которыми ты един и которых любишь как своих близких. Да и сами эти страны — явление временное. Однажды они исчезнут, слившись в единое мировое государство человечества.

Поэтому человек из Учения относится к любой стране как к своей. Он желает ей добра, — но не в том смысле, что она должна стать самой сильной и всех остальных согнуть в бараний рог, а в том смысле, что она должна быть благополучной. Он будет радеть о благе любой страны, о справедливости её законов, о лучшей жизни её граждан и т.д. Он неравнодушен. Его заботит, чтобы люди по всему миру жили как люди, чтобы их не превращали в рабов, чтобы они не были тёмными, нищими, больными. По всему миру, а не только в стране, которую он мог бы назвать родной. Человек из Учения — патриот всех стран. И какая бы из них ни подверглась агрессии, несправедливому нападению, он будет защищать её как свою, — если понадобится, то с оружием в руках. Потому что его дом — весь мир, и все люди — его соотечественники по общей Родине, которая называется планета Земля.

10. Мысль, объемлющая мир

Говорят, что своя рубаха ближе к телу. То есть, иными словами, главный интерес человека — он сам и его ближний круг. А если так, то и заботиться он будет прежде всего о себе и о нём, будет уделять себе и ему всё своё внимание, будет смотреть, в основном, на себя и на него. Он сузит поле своего восприятия и свой кругозор до минимума. А ведь и он, и его ближний круг, они не сами по себе. Они — часть мира, они входят в систему существующих в мире взаимосвязей, являются элементами его архитектуры. И для того, чтобы связи не рвались, части не разъединялись, и вся архитектура не развалилась, нужно иметь хоть какое-то представление обо всём этом и о том, как действовать на всеобщую пользу, на всеобщее благо.

Увы, очень и очень многие живут и действуют по правилу «своей рубахи». Они знать не желают большого мира, его жизни, его проблем и нужд, а замыкаются в своём маленьком эгоистичном мирке, думая, что таким образом они наладят свою жизнь, станут более защищёнными, благополучными, счастливыми. Ничуть не бывало. Для того, чтобы по-настоящему позаботиться о себе и своих близких, нужно участвовать в жизни мира, — участвовать сознательно, деятельно, созидательно. А для этого надо иметь представление о мире и его жизни, о существующих в нём взаимосвязях и о том, каково в нём твоё место и твоя роль. Нужно учиться мыслить широко, даже глобально. Человек не может себе позволить опуститься на уровень улитки, не вылезающей за пределы своей раковины. Потому что для улитки такая жизнь нормальна, — но если люди обулитятся, их мир рухнет, и маленькое счастье в своей раковине обернётся большой катастрофой, от которой уже никакая раковина не спасёт.

Учение помогает научиться мыслить глобально. Оно показывает широкую картину мира, объясняет смысл его существования, приводит человека к пониманию своего места в нём. Конечно, напрашивается вопрос: а каждый ли человек способен так мыслить? Ведь не у всех семь пядей во лбу. Ну пусть не у всех. Пусть не каждый сумеет вникнуть в тайны Природы и в процессы, происходящие в мировой политике, экономике, культуре, науке. Но и уровень моллюска не нормален ни для кого. Как бы то ни было, любой умственно полноценный человек, даже не ахти какой интеллектуал, в состоянии составить себе, хотя бы в общих чертах, представление о мире и о его жизни. Мыслить в таких масштабах — свойство человеческого ума. Наш ум имеет всё необходимое для этого. Такой инструментарий дала нам эволюция. И дала она нам его для того, чтобы мы им пользовались, а не для того, чтобы мы пренебрегали им в угоду худшей части своей натуры.

Поэтому человек из Учения не замыкается в узком пространстве ближайших эгоистических интересов, не ослепляет себя ими. Он стремится охватить своей мыслью как можно больше. Столько, сколько возможно. А возможно много. Мир, в котором мы живём, обширен и сложен, — но тем лучше. Тем больше будет понято, тем более глубокими и точными станут представления о реальности, тем более гибким станет ум. Видя и понимая мир, начинаешь на его фоне яснее видеть и понимать самого себя. и отчётливее понимать, как стать лучше самому и как сделать лучше мир. Человек из Учения старается расширять свой кругозор. Его интересует и волнует то, что, как будто, самого его непосредственно не касается. «Как будто» — потому что на самом деле его касается всё. Ведь это его мир, это его люди. Для него весь мир — рубаха, которая ближе к телу. В данном случае масштаб имеет значение. Он меняет всё.

***

На этом я закончу свой краткий обзор. То, что было здесь показано, это лишь часть специфики Учения в её проявлении через его последователей, через их подход к жизни и их восприятие реальности. Ещё раз подчеркну: это то, что должно вырабатываться, формироваться с течением времени. Каждый последователь находится на своём этапе пути. Кто-то уже достиг многого из того, о чём шла речь, а кто-то ещё только делает первые шаги. Но как бы то ни было, таков обобщённый портрет человека из Учения.

Портрет, конечно, далеко не полный. Просто несколько штрихов, как и было заявлено. Однако это очень важные штрихи. Такие, по которым уже можно составить какое-то представление о нас, людях из Учения. О том, каковы мы, или какими стремимся быть. А значит, и о том, чего можно от нас ожидать. Именно это волнует многих в первую очередь, — что вполне естественно и понятно. Вот некое учение, вот его приверженцы, — что они за люди? Чем они могут быть для окружающих, для общества, для мира, — опорой или угрозой, добром или злом? Всё неизвестное настораживает. Поэтому я постарался внести немного ясности. Конечно, то, что я рассказал, понравится не всем. У кого-то иные взгляды, и он усмотрит в описанных моментах много неправильного, а кому-то это просто не покажется привлекательным. Но тут уж ничего не поделаешь. Мы таковы, каковы есть. И другого портрета не будет.

На самом деле для того, чтобы увидеть человека из Учения ясно и в деталях, нужно увидеть само Учение, разобраться в нём, понять его. Ведь именно оно формирует характерные черты и особенности последователей. Другое дело, что подробное знакомство с ним требует желания и времени. Но в любом случае, такая возможность открыта всем. Что же до штрихов к портрету, которые я здесь набросал, то, быть может, они в какой-то степени сориентируют читателя в том, стоит ли воспользоваться этой возможностью или нет. В таком случае, вне зависимости от его вердикта, я буду считать, что уже старался не зря.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *