Побочное явление

— Как ты стал таким мудрым?
— Так же, как и все. Пережил очень тяжёлый день.

Сериал «Доктор Кто»

Когда читаешь пандэкт, в некоторых текстах встречаешь упоминания о различных неординарных способностях, которыми обладали Учителя. Выглядит это одновременно и странным, и закономерным. Странным — потому что это в самом деле необычно, и порой выглядит как рассказы о чудесах. Закономерным — потому что это Учителя, прошедшие большой духовный путь, много познавшие и осознавшие, многому научившиеся, и сами по себе ставшие неординарными людьми, что вполне сочетается с обретением таких способностей. Кому, как не им, уметь что-то такое? В любом случае, это впечатляет.

Для того, чтобы понимать, о чём идёт речь, приведу несколько примеров из двух книг пандэкта.

«Ещё он говорил, что тело его не боится жара и холода; на моих глазах он клал руку в огонь, и на ней не оставалось следов иных, кроме следов копоти. Бывало так, что он закрывал глаза и так видел, что я делаю, и говорил мне об этом; и видел то, что я делал за его спиною» (Частица II, 8-9). «Прошло время, и я состарился. Состарившись же ослеп, и не мог более работать; учить же мог, и учил. И во всякий день я упражнял свою душу и созерцал в себе глубины существующего. И в некий день я увидел без глаз. Тогда я опять стал работать; и люди изумлялись, видя это» (Идущий VI, 23-27). «Учитель велел мне сложить костёр; и когда я сложила, он дунул на ветки, и они загорелись» (Двадцатидневье VIII, 22). «Тою ночью я был подле тебя, и просил хищных тварей не трогать тебя. Нет вражды; но они не могли не исполнить моей просьбы» (Двадцатидневье IX, 9-10). «Тогда родичи старейшины взяли рогатины и секиры, и с ними приступили к Влаю, грозя ему и говоря, чтобы он уходил и никогда больше туда не возвращался. Влай же взял нож, и тем ножом разрезал себе руку в пяти местах и грудь в двух: а кровь не текла. Увидев это, грозившие устрашились и отступили от него» (Слово о Влае IV, 7-9). «Трети года не прошло, и вот что учинил колдун. Он велел родичам старейшины доставить ему человека; те тайно взяли одного из своего селения и силой привели к нему. И колдун выбил из него душу, а на её место вложил демона. Потом он довёл его до селения, и там отпустил. И тот человек вошёл в селение и стал буйствовать, и в своём буйстве покалечил ребёнка. Тогда люди стали просить Влая, чтобы он его унял; и Влай посмотрел на него и увидел, что в нём демон. И он взмахнул руками и выбил из него демона, самого его не коснувшись; осталось лишь тело, и оно упало мёртвым» (Слово о Влае IV, 29-35). «Когда этому сыну было двенадцать лет, его поразил неведомый недуг, и он стал умирать. Тогда Кманка собрал всех людей из трёх селений и простился с ними. Потом он пошёл к своему сыну, который умирал, лёг рядом с ним и стал отдавать ему свою жизнь, как отдают пищу. Так он лежал четыре дня, и умер; и когда умер, мы увидели, что в теле его не осталось ни мяса, ни крови, но лишь кости и кожа. Сын же его выжил и жил далее» (Жизнь IX, 48-52).

Именно обретение подобных необычных способностей в наше время оказывается мотивацией для многих из тех, кто находится в духовном поиске. Они ищут Учителя, который помог бы им раскрыть какую-нибудь способность, — а лучше не одну. В принципе, направление поисков правильное. Учителя часто сами кое-что могут, и действительно могут поспособствовать другим в достижении того же. Только не так, как предполагают эти другие.

Потому что способности Учителей достаются им ценой огромного труда, — умственного, духовного, волевого. Они являются не просто навыками, приобретёнными в результате тренировок и практик, а следствием глубоких изменений в самом человеке, следствием его внутренней перестройки, — опять же, умственной, психологической, моральной, мировоззренческой, духовной. По сути, человек, пришедший к открытию таких способностей, это уже не тот человек, который когда-то начинал свой духовный путь. И заняло это у него немало лет, — причём при условии большой самоотдачи. А главное — начиная путь, он думал не об обретении суперспособностей, а о том, чтобы обрести Истину и придти к правильной жизни.

Подобные же искатели, вопреки тому, что они о себе думают, находятся не в духовном поиске, а в поиске средств для удовлетворения своего тщеславия. Ведь обрести какие-то экстраординарные способности — это круто! И я встречал людей, уверенных, что именно раскрытие таких способностей ведёт к высокому духовному уровню. По их мысли, всё происходит примерно следующим образом: ты занимаешься какими-то практиками (лучше мощными, чтобы много времени не заняло, ибо более чем на несколько месяцев терпения не имеется), позволяющими раскрыть в себе нечто такое, — и когда оно раскрывается, это сразу возносит тебя в высшие духовные иерархии. Насколько я знаю, никому из них такой номер не удался. И не может удаться. Потому что всё происходит как раз наоборот: раскрытие чего-то такого становится результатом достижения высокого духовного уровня. На что, повторю, требуется много лет, много сил и огромная самоотдача. Что же до стремления к обретению способностей, то оно только мешает. Это стремление тщеславное и легкомысленное, — и пока ты не победишь то и другое, ты никуда не продвинешься. Иначе говоря, такая мотивация является гарантией, что ты не достигнешь желанной цели. Достигнуть этого может лишь тот, кто стремится не к этому. Лишь тот, кто ставит себе целью именно познание Истины и духовное развитие. Так что всем этим искателям можно только посочувствовать. Горько идти по дороге несбывшихся надежд и неосуществившихся стремлений.

Выше было сказано, что раскрытие чего-то такого становится результатом достижения высокого духовного уровня. Тут нужно внести уточнение: становится результатом, но не обязательно. То есть какие-то способности могут раскрыться, а могут и не раскрыться. От чего это зависит в том или ином случае, сказать трудно, ибо факторов задействуется много, и не все они лежат на поверхности. В пандэкте тоже об одних Учителях засвидетельствовано, что они что-то такое могли, а о других нет. Высокий духовный уровень здесь не гарантия.

И сейчас я скажу то, чего многие просто не поймут: обретение таких способностей неважно. Просто несущественно. Высокий духовный уровень нужен вообще не для этого. Их раскрытие — всего лишь побочное явление успешного духовного развития. В Учении к ним именно так и относятся. Раскрылось что-то — хорошо; нет — и не надо. Люди приходят в Учение не за этим.

Поэтому те, кто ищет чего-то такого, могут даже не пытаться обрести его в Учении. Хотя примеры из пандэкта, приведённые выше, выглядят соблазнительно. То есть в Учении подобное достижимо. Да, — но что за этим стоит? Читая пандэкт, можно примерно представить, какой трудный путь приходилось пройти нашим Учителям. Взять хотя бы Сэммайэра, который в старости утратил зрение, а потом «увидел без глаз». Способность потрясающая, что и говорить. Однако через что он прошёл на пути к ней? В юности он, отказавшись от хорошей жизни, несколько лет просидел в яме, куда сажали преступников, — сначала вместе с Учителем, потом в одиночестве. Это было ради обучения, ради духовного пути. Затем, утратив семью, долго скитался, побывал в руках работорговцев, потом батрачил. Потом, уже став Учителем, подвергался проклятиям, полностью посвятил себя ученикам, едва не потерял их, когда их хотели перебить, бывал на грани гибели сам. И всегда следовал избранному пути, и, как он сам говорит, «…во всякий день я упражнял свою душу и созерцал в себе глубины существующего». При всём при этом, при всей своей целеустремлённости, самоотверженности, терпении, верности пути и углублённости в него, он только в старости обрёл упомянутую способность «видеть без глаз». Кто из нетерпеливых искателей суперспособностей готов пройти подобным путём? Вряд ли хоть кто-то. Особенно с учётом того, что подобный результат ещё и не гарантирован.

Оно, конечно, неплохо, — получить нечто этакое быстро и легко. Но это так не работает. И если кто-то обещает научить вас супер-пупер практике, благодаря которой вы в короткий срок сделаетесь титаном духа с крутыми способностями, — сразу посылайте его подальше. Потому что вас явно обманывают. И если, поведясь на приманку, вы потеряете только время, то можете считать, что вам повезло.

В Учении за подобным не гонятся. Сюда приходят за знаниями, за возможностью духовно продвинуться, стать лучше, за внутренней силой, которая поможет вынести все невзгоды и не сломаться, за пониманием того, как можно сделать мир лучше, и за качествами, которые помогут в этом. Сюда приходят, чтобы обрести путь. Путь длиною в жизнь. И если помимо всего перечисленного в один из дней окажется, что у тебя ещё и открылись какие-то особенные способности, можно счесть это приятным бонусом и порадоваться. Им тоже найдётся применение и на собственном духовном пути, и в деле улучшения мира.

Является ли такой подход оригинальным? Ну, разве что в наше время, при том восприятии духовности, которое имеет место в обществе сегодня. Для нынешних искателей он может выглядеть очень странным. А вообще-то, в прежние времена он был совершенно обычным. Да и сейчас кое-где сохранился. Желающие могут поинтересоваться, например, какой ценой даются особые способности индийским отшельникам или христианским подвижникам. Таковые, вроде бы, даже ещё остались. Это говорит, в частности, также и о том, что при должном подходе — углублённом, ответственном, самоотверженном, терпеливом — кое-чего существенного можно достичь и в, скажем так, не самых истинных учениях. Впрочем, не будем сейчас уходить в дискуссию об истинности того или иного пути. Суть в том, что искреннее стремление к Истине уже само по себе творит настоящие чудеса. Тщеславие же и легкомыслие любой путь, даже самый наилучший, превращают в непроходимое болото. Кто это понял, тот уже сделал хороший шаг вперёд.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *