Там, где стирается грань

tam-gde-stiraetsya-gran

Всем нам с детства известно, что быть эгоистом плохо, а быть альтруистом хорошо. По крайней мере, нас пытаются этому учить. Но ребёнок смотрит на мир просто и, как бы странно это ни прозвучало, практично, — поэтому порой бывает трудно объяснить ему, почему он не должен жадничать и зачем ему делиться с другим ребёнком своими игрушками или сладостями. Бывает, он убеждается доводом «Поделишься ты — поделятся и с тобой». Это, опять же, апелляция к практичности. А бывает, и часто, что ребёнок готов просто поделиться, безо всяких оговорок. Так бывает потому, что дети ещё и добры. Это естественная доброта, на уровне инстинкта. Только вот взрослые нередко приглушают детскую доброту своим отрицательным примером. Ведь многие учат своих детей одному, а сами на их глазах делают другое.

Взрослая практичность гораздо более изощрённа, и даже цинична. Во многих случаях эгоизм вполне сознательно культивируется ею. Для выражения и, в то же время, оправдания этого придумано множество более или менее остроумных формулировок, типа «Чужого не возьмёшь — своего не будет». А практичный альтруизм в стиле «Поступай с другими так, как хочешь чтобы они поступали с тобой» в равной степени эгоистичен, и больше смахивает на взаимовыгодную сделку. Многие называют это «золотым правилом». Но правило это — из фальшивого золота. Ведь в обратном развороте оно означает «Если не рассчитываешь на то, что с тобой поступят хорошо, или точно знаешь, что с тобой поступят плохо, то и сам можешь поступить плохо». То есть будь добрым, когда это выгодно. Продавай свою доброту. Меркантильность в чистом виде.

Однако же альтруизм бывает естественным образом практичен, а эгоизм, наоборот, непрактичен. Мне самому то и дело приходится объяснять это кому-нибудь, — особенно людям, которые оправдывают своё эгоистичное и рваческое поведение тем, что они стараются для своих детей. Я указываю им на то, что хищнически относиться к миру и обществу — значит рубить сук, на котором сидишь. Впрочем, обычно я использую другой пример. Это пример общего дома, из стен которого жильцы вытаскивают кирпичи, чтобы использовать их для личных нужд. Что произойдёт, когда они издырявят и расшатают стены? Дом обрушится и передавит их и их семьи. Трудно придумать худший способ проявить заботу о будущем детей. И ведь это так просто и очевидно. Но столь простое соображение обычно не встречает понимания. Тут проявляется ограниченность алчного или просто пессимистически настроенного по отношению к будущему человека, который хочет успеть урвать что-то сегодня, — а завтра будет видно, как-нибудь выкрутимся. Или же — завтра всё равно будет хуже, так надо успеть воспользоваться случаем сегодня. Следуя паре этих нехитрых мотиваций, люди ломают и растаскивают по кускам свой дом, — мир, в котором мы все живём. При этом сами прекрасно видят, что жить становится тяжелее и опаснее, и сокрушаются по этому поводу, и жалуются. Ну а чего жаловаться? Кто виноват? Сами же и виноваты. Кто превращает мир в джунгли, где идёт жестокая, до смерти, грызня за выживание? Его делают таким те, кто принимает эти правила игры. Как только кто-то принимает их как неизбежность, — дескать, иначе нельзя, что тут поделаешь, — и начинает хватать кого-то за глотку, мир становится ещё больше похожим на джунгли, полные хищников. И ведь самим хищникам это не по душе. Но они принимают правила игры.

Тут всё просто: не делай мир хуже — и лучше станет тебе, твоим детям, другим людям. Вполне практичный альтруизм, который уже не назовёшь сделкой, поскольку его результат обусловлен естественным порядком вещей. Не ломай свой дом — и не останешься без крова. Просто, понятно, нормально.

Альтруизм бывает и непрактичным, то есть не рассчитанным на выгоду или награду в каком бы то ни было виде. Именно его обычно и подразумевают под альтруизмом вообще. Отдать свою пищу голодному, несмотря на то, что останешься голодным сам. Пренебречь собственными интересами ради помощи другим людям. Отдать свою жизнь, защищая кого-то, даже чужого. Вот такие примеры можно привести для наглядности. Действительно, никакой очевидной выгоды тут нет, — кроме, разве что, чувства удовлетворения от того, что ты сделал добро, принёс пользу. Однако же если ты ничего не получаешь в практическом, и даже более — в физическом смысле, это не означает, что ты не получаешь ничего вообще. Ты становишься лучше. Совершенствуешь свою душу. И вот здесь мы переходим уже к иному углу зрения.

Все мы совершенствуем Дух, который можно назвать душой Творца. Совершенствуем его через себя, — потому что каждому из нас досталась частичка души Творца, ставшая душой человека. Это процесс, относящийся к сфере морали. Простой пример из приведённых выше: ты отобрал пищу у другого человека, оставив его голодным, и тем самым проявил себя как эгоист и хищник, или ты отдал свою пищу другому человеку, предпочтя остаться голодным, но позаботиться о нём. Во втором случае тело что-то теряет, но душа, твой Дух становится чище, совершеннее. И так всякий раз, когда ты поступаешь альтруистично. Если ты любишь людей и мир и стараешься ради них, ты становишься лучше.

Я подчёркиваю: ради них. Потому что многие всё-таки рассчитывают на награду, хоть и не в этом мире, — на награду в виде неких загробных благ, рая, списания кармического долга, более удачного перерождения и т.п. И это уже не бескорыстная любовь и не чистосердечные старания, а тоже своего рода сделка, в стиле «Я буду хорошим, и даже положу жизнь за других, — но мне должно за это сторицей воздаться там». А если не воздастся, будешь таким, положишь жизнь? Нет? Я так и думал. Торгаш ты, торгаш, а не альтруист…

В действительности никаких посмертных благ в награду за альтруизм не предусмотрено. Человек не попадает в рай, а перерождается; и перерождается не в более счастливом варианте, а так, чтобы это обеспечило ему условия для дальнейшего развития, — в зависимости от того, с какими недостатками ему нужно справиться и какие качества выработать. Это значит, что, несмотря на все предыдущие заслуги, он может родиться в ещё более неблагополучных условиях, чем в прошлой жизни. Но сам он будет лучше. Лучше, чище, совершеннее будет его душа. Та частица Духа, которая живёт в нём.

И если смотреть под этим углом, принимая как данность тот факт, что ты не получаешь наград ни в земной жизни, ни в загробной, но совершенствуешь свой Дух, который потом сольётся с миром Духа, то получается, что именно на уровне Духа по-настоящему стирается грань между альтруизмом и эгоизмом. Выходит, что всё, что ты делаешь для мира и людей, делает лучше тебя самого. То есть будучи абсолютным альтруистом, ты оказываешься абсолютным эгоистом. Но это уже не тот предосудительный эгоизм, когда ты предпочитаешь свои интересы чужим, и не тот торг, когда ты продаёшь свой «альтруизм» за возможность получить осязаемую награду. Теперь это уже естественный порядок вещей, как и в случае с домом. Кстати, и это тоже остаётся. Ты стараешься сделать мир и людей лучше, — и в мире, который стал лучше, будет лучше тебе же самому и твоим детям. А если ты не увидишь результатов своих усилий, то потом всё равно вернёшься, переродившись, — и вернёшься в мир, в улучшение которого внёс свой вклад. При этом станешь лучше и сам. И без эгоизма и торгашества. Просто когда ты искренне, без задней мысли стараешься для других, тогда исчезает то, что мешало стать лучше тебе самому. Так всё устроено. Устроено просто и мудро.

Все мы находимся на пути в мир Духа, — в мир, где уже нет различия между эгоизмом и альтруизмом. Потому что там царит полное единство. И каждая частица Духа, ещё не пришедшая к слиянию с ним, всё равно с ним связана, всё равно остаётся его частицей, хоть и отдалившейся от него в определённом смысле. Вопрос этого единства-разделённости я рассматривал в другой статье. Но это всё же более единство, чем разделённость. Всё, что одна частица делает для других, она тем самым делает для себя. Делая лучше мир, она не только делает его лучше в том числе и для себя, но, опять же, делает лучше себя. Ведь она едина с другими частицами и с миром, который также наполнен Духом. Всё это незаметно на материальном уровне, и потому там возможен настоящий эгоизм, губительный и разрушительный. Ну а настоящий альтруизм — он всегда альтруизм, будь то в мире материи или в мире Духа. Поэтому он сильнее. И если эгоизм действует, так сказать, точечно, на уровне личности или группы лиц, то настоящий альтруизм всегда глобален. Глобален не в пределах обиталища людей — нашей маленькой планеты. Глобален в масштабах Вселенной. Ты живёшь ради неё, она живёт ради тебя. Потому что у тебя и у Вселенной общая душа. Если ясно понимать это, разве останется в твоей жизни место для мелочного по своей сути и подлого повседневного эгоизма? Нет. Сама мысль о нём будет смешной и стыдной. И это нормальное состояние нормального человека. Все люди идут к тому, чтобы стать такими. Ты не веришь? А я верю и знаю. Может ли быть иначе, если человеческой душе помогает в этом единая с ней душа Вселенной?

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *