От незнания к осознанию

Когда заходит речь о познании, о познании как таковом, многим всё представляется довольно просто. Есть что-то, чего ты не знаешь; потом ты получаешь информацию об этом — и всё, ты это уже знаешь. Вот так, без затей. Эти многие удивятся, узнав, что на самом деле всё гораздо сложнее.

Прежде прочего встаёт важнейший вопрос: для чего ты познаёшь? Ошибётся тот, кто скажет, что ответ ясен и однозначен. Да, ты получаешь информацию, — но что ты собираешься с ней делать? Для чего, вообще, могут понадобиться знания? И тут же возникает ещё один вопрос: а что такое знания по своей сути? Можно ли тут ответить коротко? Во всяком случае, можно попробовать. Скажем так: знания — это то, что помогает составить объективное представление о реальности. Информация о ней описывает её, и когда ты получаешь и усваиваешь информацию, ты тем самым получаешь знания о реальности. Естественно, имеется в виду информация, соответствующая действительности, а не заблуждение, не ложь и не фантазия. И вот у тебя есть знания о чём-то; зачем они тебе? Их ведь нужно как-то использовать. Тут могут быть разные варианты. Например, знания можно использовать в бизнесе, политике, технике, медицине и прочих областях деятельности, коих очень много, — вплоть до развлечений и криминала. Это то, что можно назвать областями практического применения знаний. И знания эти оказываются специальными, применимыми, в основном, в своих областях. А что насчёт знаний, касающихся такой глобальной сферы, как мир вообще, его устройство, смысл человека в мире?

В сравнении с тем, что перечислено выше, эта область кажется непрактичной. Однако в действительности она связана со вполне конкретной работой, — прежде всего, умственной. Нужно отыскать информацию или получить её в виде опыта, освоить и усвоить её, осмыслить, оценить на предмет вероятного соответствия реальности (ведь даже личный опыт может ввести в заблуждение), встроить полученные новые знания в известную тебе картину мира. Это большая и непростая работа.

Но и тут встаёт вопрос, — притом, в некотором смысле, ключевой: для чего тебе картина мира? «Просто чтобы знать» — не ответ. Ведь на представлениях о мире и человеке — значит, и о себе самом — строится вся жизнь. И жизнь отдельной личности, и жизнь общества. Мы стараемся жить так, как это правильно в той картине мира, которую мы себе представляем. Поэтому такие знания не приобретаются просто «к сведению». Из их совокупности всегда следуют конкретные мнения, решения и поступки. Конечно, это в том случае, если ты ищешь настоящие знания, объективную информацию о мире и человеке. Если же такой цели нет, и речь идёт не о том, чтобы узнать правду, а о том, чтобы просто найти удобный для себя вариант, тогда качество информации, её достоверность, оказывается несущественным.

Сейчас мы пришли к принципиально важному моменту. Заключается он в том, что одни люди ищут знания для того, чтобы измениться, а другие для того, чтобы ничего в себе не менять. Звучит странно, — но, тем не менее, это так. Первые хотят знать, как в действительности устроен мир и в чём заключается функция и предназначение человека. Это нужно им для того, чтобы сознательно интегрироваться в систему мира, стать её органичной частью, самореализоваться настолько полно, насколько это возможно, через выполнение своего предназначения. Такой человек будет работать над собой, будет изменять себя в нужную сторону; его принципы, его цели и сам образ жизни будут приходить в соответствие с картиной мира, которая выстраивается у него в голове. Вторые же исходят не из того, что есть на самом деле, а из того, что им приятно, удобно и выгодно. Такой человек знает, чего ему хочется, и ищет то, что могло бы обосновать его желания, сделать их более приглядными, — в том числе, для него самого. Получаемую информацию он оценивает не с точки зрения возможной степени её объективности, а с точки зрения её соответствия означенным критериям. Что им не отвечает, то он отвергает, что отвечает, то он принимает. Он не меняет себя в соответствии с картиной мира, а меняет картину мира под себя. В результате она у таких людей часто бывает составлена из противоречащих друг другу элементов и похожа на лоскутное одеяло. Но их это нимало не смущает. Лишь бы нигде не жало и не мешало жить так, как хочется.

О таких мы далее говорить не будем, поскольку их «познание» едва ли является работой. Ну разве что работой глаз, когда они что-то читают.

Нас больше интересуют первые. Для них познание — действительно серьёзнейшая работа. Причём не только умственная, о коей было сказано выше, но и духовная. Принимать реальность такой, какова она есть, принимать, даже если она тебе не очень-то нравится, — своего рода подвиг. А уж менять себя в соответствии с ней, менять свою жизнь, — тем более. Далеко не каждый готов на такое. Подобная работа над собой есть духовный труд, делающий человека лучше. Причём даже в том случае, если принятая им картина мира на самом деле неверна. Духовная работа, проделанная им при принятии её и изменении себя в соответствии с ней, всё равно даёт положительный эффект. Ну а если эта картина оказывается объективной или хотя бы близкой к объективности, положительный эффект усиливается многократно.

Теперь мысленно вернёмся к началу нашего разговора и к тезису, что познание — штука непростая, и что оно не описывается как «Ты получил информацию — и вот ты знаешь». От незнания к духовным результатам, которые являются важнейшей целью познания, ведёт лестница из нескольких ступеней. Это своего рода стадии сживания с тем, что ты узнаёшь и что имеет стать для тебя этапами продвижения к результату.

Первая стадия — состояние незнания. Незнания чего-то, чего угодно. Тебе что-то неизвестно и, соответственно, с этим «чем-то» ничего нельзя сделать, — ни отвергнуть, ни принять, ни понять, ни применить. Оно объективно существует, но для тебя его как будто нет.

Вторая стадия — знание. Знание в том самом простом его восприятии, как результат получения определённой информации. Тебе стал известен какой-то факт. Что теперь? Он ещё не осмыслен и не принят как факт. То есть для тебя он пока ещё не стал фактом и пока не встроен в картину мира. Он как бы висит в воздухе. Ты разглядываешь его, пробуешь на вкус, примеряешь на то, что тебе известно и что ты уже воспринимаешь как реальность.

Третья стадия — принятие. Ты признал узнанное фактом, принял как часть реальности. Но это пока такая часть реальности, которая непривычна, неудобна и, может быть, даже неприятна. Ты уже понимаешь, что надо реагировать, как-то корректировать себя в соответствии с новым знанием, возможно, что-то менять в своей жизни, — но ты пока к такому не готов. Эта стадия может быть довольно мучительной, потому что ты ощущаешь как бы свой разрыв с реальностью. Ты её принял — но теперь ты не очень ей соответствуешь, плохо вписываешься в неё. Весьма неприятное ощущение.

Четвёртая стадия — практика. Когда ты находишь в себе силы для того, чтобы привести свои поступки в соответствие с новым знанием. Это может быть трудно, не очень приятно, невыгодно, даже опасно, — но ты усилием воли делаешь правильный выбор и поступаешь правильно. На этой стадии уже происходит огромная духовная работа. Ты преодолеваешь своё внутреннее несоответствие реальности, поступаешь правильно, — а значит, морально; действуешь вопреки тому неправильному, дурному, что в тебе есть, побеждаешь его каждым своим правильным поступком. Это очень трудная борьба, и потому в такие моменты духовная работа столь эффективна.

Пятая стадия — осознание. Ты полностью свыкаешься, сживаешься с познанной частицей реальности, внутренне сливаешься с ней. Теперь это часть тебя, и ты воспринимаешь её как норму. Она больше не требует внутренних усилий для того, чтобы ей соответствовать. Наоборот: это становится для тебя естественным и комфортным, тогда как обратное вызывает дискомфорт и отвращение. Так, например, человеку, осознавшему недопустимость лжи и привыкшему быть правдивым, противна сама мысль о том, чтобы солгать.

Таковы ступени, по которым мы поднимаемся от незнания к осознанию, этапы, проходя которые мы приходим к переменам в себе. Конечно, не все из них бывают ярко выражены. Некоторые могут проходить незаметно. Например, оказалось, что то, что ты узнал, соответствует твоему опыту, твоим предположениям, догадкам, убеждениям, что оно подкрепляет их, даёт им убедительные обоснования. Тогда вторая стадия проходит как приятный сюрприз, третья обходится без дискомфорта, поскольку ты убеждаешься, что у тебя нет разрыва с реальностью, четвёртая стадия даётся легче, поскольку ты и до того старался поступать правильно, а теперь у тебя ещё появилась дополнительная мотивация и удовлетворение от подтверждения правильности того, что ты делаешь. И пятая стадия при столь благоприятных условиях может быть достигнута быстрее. То, что наступает в результате её достижения, в Учении называют обречённостью, — в хорошем смысле слова, — и это заслуживает отдельного разговора.

Пока же, завершая нашу тему, скажу, что ни для кого не будет лишним прислушаться к своим ощущениям и отследить собственное прохождение означенных стадий. Таким образом можно узнать о себе много интересного. И тогда станет более очевидной сложность процесса познания. Хотя он, конечно же, гораздо более многогранен. Здесь я кратко обрисовал лишь один из его аспектов.

Очень интересно познавать мир и человека, — но очень интересно познавать и само познание. Существует даже такой раздел философии, как гносеология, занимающийся именно этим. Здесь следует отметить, что описанные выше стадии не позаимствованы оттуда, а относятся к мировоззрению Учения. А поскольку перед ним лежит ещё огромный путь развития, по которому оно делает лишь первые шаги, то вполне вероятно, что наряду с другими дисциплинами, которые будут в нём разработаны, у него однажды появится и собственная гносеология. Что вполне естественно для учения, первой из задач которого является помощь людям в познании мира и самих себя. Важно ведь не только что познавать, но и как познавать. Второе иногда имеет даже большее значение, — просто потому что неправильный подход к познанию может обесценить сами знания, загубить их.

Ну а то, что с познанием сопряжено духовное развитие, делает всё это ещё более увлекательным. И более сложным для понимания. Но тем лучше. Человек наделён активным разумом для того, чтобы лакомиться такими сложностями и получать от этого удовольствие.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *