С верой в человека

s-veroj-v-cheloveka

Чтобы хорошо понимать Учение, нужно понять его цели. Так же, как для понимания конкретного человека нужно знать, к чему он стремится, ради чего делает то, что делает. Казалось бы, в данном случае вопрос о целях — вопрос риторический. В чём могут заключаться цели духовного учения, если не в духовной помощи людям? Да, верно. Однако такой подход со стороны тех же людей легко превращается в подход чисто потребительский, как бы неприятно это ни звучало. И порождается он привычным желанием получить что-то для себя.

Поясню свою мысль на следующем примере. Человек приходит в спортзал и занимается там физкультурой. Спросите его «Зачем?». Один ответит «Для здоровья, для поддержания формы и тонуса», второй — «Чтобы похудеть», третий — «Готовлюсь к соревнованиям», четвёртый — «Чтобы стать сильнее», пятый — «Чтобы тело было красивым», и т.п. Что всех их объединяет? То, что каждый из них старается для себя. Всё это вполне понятные и адекватные мотивации, — но в основе свое каждая из них имеет эгоистичный интерес. Возможно, для спортзала это и нормально, и такой эгоизм не предосудителен. Но неприятная реальность заключается в том, что люди относятся к духовным учениям так же, как к спортзалам. Они приходят в эти учения для того, чтобы, так сказать, накачать духовные мышцы, стать духовно сильнее, здоровее, красивее, просвещённее. И, как правило, дальше себя они не смотрят. Для чего им быть духовно сильнее, здоровее и т.д.? Ну как же… Вот для этого и быть. А что дальше? А дальше ничего. Программа максимум выполнена. И множество духовных — и подделывающихся под духовные — учений предоставляют именно такую услугу. Потому что иначе, как услугой, это не назовёшь. Нечто вроде выписывания абонемента в духовный спортзал: приходи, поупражняйся (нередко и за деньги), подкачай духовные мышцы, и ступай себе, чтобы дома вдосталь порадоваться тому, что ты теперь в хорошей форме. Именно это теперь, как правило, и называют духовной помощью, позиционируя её как цели того или иного учения. Я говорю «теперь», хотя в действительности это было всегда. Только раньше это имело более солидную основу, и в качестве конечной цели рассматривало попадание в рай, нирвану и т.д. Тоже замкнуто, в основном, на себе, — но, всё же, в рамках более широкой идеи, даже идеологии значительного масштаба. Теперь же это больше похоже на тривиальный сервис: пришёл, воспользовался, получил услугу, ушёл довольным. Для этого существует множество методик, практик и т.п. Совсем как методики занятий физкультурой.

В самом ли деле это — помощь? И в самом ли деле такая помощь — адекватная цель для духовного учения? Вряд ли. Скорее, это способ заработать для одних и способ потешить своё самолюбие для других. Неудивительно, что и результат оказывается соответствующим: духовных учений, методик и практик всё больше, а духовности в обществе всё меньше. Чего и ожидать, если каждый старается для себя, пытаясь совершить невозможное: придти к духовности через эгоизм и самолюбование.

Все мы живём в человеческом обществе, все являемся частицами нашего мира. Это значит, что мы можем и должны менять мир к лучшему. Менять к лучшему себя — замечательно, с этого надо начинать. Но именно начинать, а не превращать это в программу максимум. Чтобы пояснить свою мысль, приведу такой пример. Некто может приготовить вкусное, полезное и красивое блюдо. И делает это ради того, чтобы просто его приготовить, чтобы отточить и продемонстрировать своё искусство. Есть ли в этом смысл? Нет, если это делается не для того, чтобы накормить людей. Готовить ради самого процесса, или ради эстетики, или ради самоутверждения повара — нелепо. Еда должна быть вкусной, полезной и красивой, — но программой максимум должно быть стремление накормить голодных людей. Так и в духовности. Нужно стараться стать лучше, совершеннее, — но не ради только собственного развития, а ради чего-то большего. По принципу «Я должен стать лучше, чтобы сделать лучше мир». Реально ли это, может ли обычный человек сделать мир лучше? Может. Пусть и немного, пусть чуть-чуть, но может. Только он должен хотеть этого, должен ставить себе такую задачу вместо того, чтобы заниматься самолюбованием в стиле «Вау, какой же я духовно продвинутый!». Если каждый будет стараться сделать мир лучше, хоть немного, то это будет большая совместная работа, которая даст реальный результат. Вот так и нужно относиться к собственному духовному развитию: у него должны быть цели, выходящие за рамки тебя самого.

Соответственно, у духовного учения должна быть аналогичная цель: изменение мира к лучшему. Оно должно учить этому людей, показывать им цель большую, нежели личное духовное продвижение, снабжать инструментами для самосовершенствования и для изменения к лучшему общества и мира. Как уже было сказано выше, существует много (и становится всё больше) учений-сервисов, призванных удовлетворять чьи-то личные духовные амбиции. Но есть и такие учения, которые ставят себе более широкие и не меркантильные задачи, действительно стремясь сделать лучше наш мир. Учение Единого Храма — одно из них.

Оно основано недавно, чуть более 20 лет назад, но уже представляет собой развитое и глубокое мировоззрение, с чёткими представлениями об устройстве Мироздания, предназначении человека и о том, как нужно жить, чтобы соответствовать этому предназначению. И своей целью оно ставит изменение к лучшему людей, общества и мира.

Здесь дам цитату из одного своего текста:

«Людей всегда интересовали вопросы духовности. Во все времена создавались религиозные, философские, этические учения, — и всегда находились те, кому они были интересны и для кого становились путём, ведущим по жизни. Наверное, не было и нет такого учения, которое не могло бы вызвать к себе хоть какого-то интереса и найти последователей. Знаю, что учение, которое передаю я, также будет интересно людям, и что с течением времени оно будет находить всё больше и больше последователей. Более того: знаю, что однажды оно станет тем духовным путём, по которому пойдёт всё человечество. Это произойдёт не так скоро, как хотелось бы; потребуются десятки, сотни, а возможно, и тысячи лет. Но так будет. Для меня это не подлежит сомнению.

Уверен, что такие слова не придутся по душе многим читателям, показавшись им излишне самонадеянными. Они скажут: «Ого, какие у него амбиции! Масштаб меньше мирового его не устраивает!».

Ну а если отложить иронию в сторону и посмотреть под несколько иным углом? Я ведь говорю об учении, истинность которого для меня является реальным фактом. С одной стороны, мои слова, может быть, звучат несколько амбициозно; но с другой стороны, хорош бы я был, если бы не был уверен в истинности того, что проповедую, и если бы не был убеждён в том, что человечество способно понять и принять Истину! Если бы было так, я заслуживал бы обвинения в лицемерии и в том, что считаю человечество расой бесчувственных глупцов. Так что мои ожидания и моя уверенность в конечном полном успехе Учения вполне естественны и нормальны. Я сказал бы даже, что они неизбежны. Подобные же чувства должен испытывать проповедник любого учения, — если он не лицемер и действительно верит в людей и в то, что он несёт им Истину»

Да, я убеждён в том, что Учение сможет выполнить свою задачу. Но ведь, по сути, Учение — это люди, для которых оно является духовным путём. Оно — для людей; а они могут изменить свой мир.

Именно это и будет ответом на вопрос «Каковы цели Учения?». Его цели — изменение общества и мира к лучшему. Как именно, какими методами? Прежде всего — просвещением, раскрытием картины мира и сути человека, основанным на этом интеллектуальным и моральным воспитанием. Это обширная и сложная задача, требующая длительной и старательной работы. Первый шаг в этой работе — предоставить людям возможность познакомиться с Учением. Сейчас для этого делается то, что в наших силах. Приходится трудно. Но это нормально. Легко портить и разрушать, а улучшать и строить всегда труднее. Тем более, что работа ещё только начинается. Например, информация об Учении пока что существует почти исключительно на русском языке, что лишает большую часть людей возможности узнать о нём. В дальнейшем, когда ситуация изменится, Учение начнёт более активно участвовать в жизни общества, внося свой вклад в духовную сферу, науку, образование, различные социальные проекты. А если предполагать, что однажды оно станет духовным путём всего человечества, то это означает, что его принципы лягут в основу устройства будущего общества, будущего государства единого человечества, более не разделённого на обособленные народы и державы. И это уже будет этап выхода человечества за пределы своей планеты, этап освоения космического пространства и налаживания отношений с другими разумными расами Вселенной.

Таковы цели Учения. Но, как и было сказано, Учение — это люди. Это им предстоит изменить себя и свой мир. Всё плохое, что есть в нашем мире, привносит в него человек, — и человек же способен исправить причинённое зло. Что он разрушает, то он может отстроить заново, и ещё лучше, чем было. В этом ему не нужно полагаться на сверхъестественные силы, на некое божественное вмешательство, которое якобы одно лишь может всё исправить и наладить. Человек — именно та сила, которая может это сделать. Естественная сила, созданная эволюцией, рождённая самой Природой. Он изначально наделён необходимыми для этого способностями. Ему нужно лишь знать, что он это может, хотеть, и видеть путь. Таким путём и является Учение. Оно даёт знания, указывает направление и помогает найти методы. Оно тоже говорит о богах; но те, кого оно так называет, — это силы и законы Природы. Они такая же естественная часть Мироздания, как и человек. И они не изменят нашего мира вместо нас. УЕХ — не религия, оно не признаёт сверхъестественных сил и не предлагает верить в них и полагаться на них. Оно верит в человека, и предлагает людям трудиться на благо мира совместно с Природой, совместно с её силами, среди которых живёт человек и которые живут в нём. Они помогают тому, кто не зацикливается на себе и не отделяет своё совершенствование и своё благо от совершенствования и блага всего мира, и даже более — всего Мироздания. Такой человек действительно способен изменить не только себя. И в такого человека можно и нужно верить.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *