На принципах здорового соперничества

На свете много различных религий и духовных учений. Хотя сказать, что их много, значит не сказать ничего. Их тысячи. И у всех у них, по большому счёту, одна задача: помочь человеку разобраться в устройстве мира и найти своё место в нём.

Реальность одна, а её предполагаемых моделей так много… В принципе, это нормально. Таков процесс познания мира людьми. Появление огромного количества вариантов неизбежно и естественно, — потому что, по сути, это метод проб и ошибок. Естественно и то, что приверженцы различных учений считают именно свои пути единственно истинными. Зачем вообще принадлежать к тому или иному учению, если не считаешь его истинным? До этого момента всё нормально. А вот дальше… Дальше начинается вражда. Многие считают, что если только они обладают Истиной, то они по определению лучше прочих. И эти прочие, этот второй сорт, должны быть либо принуждены принять Истину, либо ущемлены в правах, а то и вовсе уничтожены. Ну а сами эти прочие часто думают о своих прочих так же, — и в результате получается то, что мы видим в мировой истории: религиозные войны, насильственные обращения, дискриминация по религиозному признаку, взаимные оскорбления, вражда даже на бытовом уровне. Всё это уже ненормально. И эти проблемы просто измучили человечество. В поисках выхода предлагаются различные варианты, порой весьма странные. Например, искусственно объединить все религии в одну, — как будто духовные пути представляют собой нечто вроде детского конструктора, и из смешанных деталей разных наборов можно собрать игрушку, которая устроит всех. Или считать, что, несмотря на их принципиальные различия, все духовные пути имеют в виду одно и то же и ведут к одному и тому же, — вариант, откровенно противоречащий здравому смыслу.

Последователи Учения тоже считают свой путь единственно верным. При этом мы не относимся ко всем остальным враждебно, не относим их ко второму сорту и не стараемся силком затащить их «на путь истинный». В то же время, мы не поддерживаем идей о тождественности или слиянии разных учений.

Как мы относимся к другим учениям и их последователям? Мы не согласны с ними, но уважаем их.

Люди всегда ищут Истину и хотят научиться жить в соответствии с ней. И когда кто-то приходит к убеждению, что какой-то духовный путь является единственно верным, он обретает в данном пути опору для своей жизни. Ему это необходимо, — потому что жить в пустоте невозможно. Путь же, вызывающий сомнения, — зыбкая опора, на которой жизнь не выстроишь и желаемых изменений в себе не добьёшься. Поэтому считать учение, к которому принадлежишь, единственно верным не только можно, но и правильно. Это вовсе не означает неуважения к другим учениям (что бы там ни утверждали любители валить всё в одну кучу). Мы не считаем, что другие учения истинны; однако мы признаём их право на существование, и признаём право их последователей считать их истинными. Это отнюдь не причина для вражды и насилия друг над другом. Можно сосуществовать мирно. Только вот этому очень трудно научиться. Трудно приучить себя уважать того, у кого, как ты считаешь, неправильные взгляды. Презирать и враждовать гораздо проще. И даже в наше время, время якобы всеобщего равенства и якобы терпимости, такая вражда не прекращается. Она лишь чаще принимает скрытые формы.

Итак, мы придерживаемся убеждения, что разные мнения имеют право на существование, что это нормальная ситуация духовного плюрализма, и что последователи разных учений имеют право их пропагандировать (если только это не призывы к террору и прочему подобному). При этом насильственное насаждение тех или иных взглядов и принуждение к их принятию недопустимо. Понятно, что подобное обычно делается из лучших побуждений; «заблудших» приобщают к Истине силой, по принципу «Они просто не понимают, но потом сами скажут нам спасибо». Однако это — не оправдание. Если человек не понимает — значит, объясни ему. Не хочет слушать — не надо. Его право. Как нельзя силой пихать еду в рот тому, кто по тем или иным причинам отказывается есть, так нельзя пихать в душу Истину. Свобода выбора есть свобода выбора, и надо уважать чужое решение, даже если оно кажется неправильным.

Конечно же, мы тоже хотим поделиться своими взглядами. Мы уверены, что Учение истинно, и нам очень хочется, чтобы другие люди поняли это и приняли его. Мы уверены, что так и будет. Со временем. Постепенно, естественным образом, без принуждения. Поэтому мы открыто рассказываем об Учении, — например, на наших Интернет-ресурсах, — чтобы каждый желающий мог узнать о нём, но не используем навязчивой пропаганды, никого не зазываем и не заманиваем, не стараемся переубедить. Мы не вызываем последователей других учений на дискуссии, в надежде перевербовать, перетянуть к себе. И сами тоже не спешим откликаться на предложения подискутировать. В таких дискуссиях вообще не так уж много смысла, — ведь, как правило, каждая из сторон, будучи уверенной в собственной правоте, даже не рассматривает для себя возможности изменения взглядов. Все хотят только переубедить оппонента. В результате всё вырождается в пустые споры и оборачивается потерей времени. Поэтому мы не берём на вооружение такой метод, как целенаправленная и настойчивая пропаганда Учения среди людей иных взглядов. Наша цель — сделать информацию об Учении доступной. Сделать так, чтобы тот, кто сам захочет ознакомиться с ним, легко смог сделать это. И Учение мы преподаём тем, кто хочет ему учиться.

Вышесказанное не означает, что мы отказываемся от общения с людьми иных взглядов, если они не выказывают интереса к Учению. Мы нормально общаемся с ними, в быту, на работе и т.д., и даже тема о мировоззрении не исключена, — но в плане простого обмена мнениями. Если кому-то интересно, если он спрашивает об Учении из любознательности, с чисто познавательными целями, то почему не рассказать? Мы тоже интересуемся чужими взглядами, и бываем не прочь послушать и почитать о них. Мы хотим понимать людей, среди которых живём и с которыми общаемся. В Учении не запрещается, а даже рекомендуется знакомиться с другими учениями и религиями, читать их Священные Писания и т.д., — конечно же, обращаясь с ними уважительно. Каждый духовный путь по-своему ценен и интересен. Это философское и культурное наследие человечества, это жизни, судьбы, мысли и чувства людей. Это сама история. Во всё это можно погружаться и исследовать, познавать, как иные континенты. Такое познание интересно, полезно, ценно.

Уважение не исключает критики. Так два человека при всём взаимном уважении могут критиковать заблуждения друг друга и указывать друг другу на ошибки, — но обоснованно и корректно, без брани и оскорблений. Так и мы считаем возможным на этих принципах критиковать чужие взгляды. Ну и сами, безусловно, не имеем ничего против такой критики в свой адрес. Всё это составляющая часть духовного плюрализма. Где есть расхождения во взглядах, там есть место взаимной критике. Это неизбежно и нормально. Но именно критике, а не ругани и не травле. Для многих порой бывает трудно не переступить в этом черты, поскольку многотысячелетняя привычка враждовать с инакомыслящими берёт своё. Правильно критиковать тоже нужно учиться.

Если резюмировать в нескольких предложениях, как мы относимся к другим учениям, то можно сказать так. Мы относимся к ним как к соперникам. В хорошем смысле этого слова. Они считают, что знают Истину, и хотят донести её до других, ради их блага, — и мы считаем так же и хотим того же. Ну а Истина одна, — и у кого она, покажет будущее. Пусть каждое учение предлагает свой вариант, пусть обосновывает и отстаивает его. Всё это должно делаться на принципах взаимного уважения. Где-то можно покритиковать друг друга, а где-то можно и посотрудничать, если для сотрудничества имеются предпосылки. Можно вместе решать общие проблемы, несмотря на соперничество, — если это здоровое, честное соперничество. Близкой аналогией здесь будет спорт. Соперничают несколько атлетов или команд. Все хотят победить. Но враждебности по отношению к соперникам нет, — даже если это два боксёра, наносящие друг другу удары. Их злость — это спортивная злость, от которой никому не хуже. Побеждают лучшие качества, а не ненависть, подлость и жестокость. Так должно быть.

К сожалению, и в спорте так бывает не всегда, и в духовной сфере тоже. Значит, нужно постараться, чтобы так было. Постараться всем. Мы действуем так сами, и призываем к тому же других. Все мы — люди. И если вести себя по-человечески, то есть достойно, ничто не будет отравлено враждой и всё будет на пользу, — в том числе и соперничество. На пользу всем. При всех различиях это будет общим делом, общей духовной работой. Как должно было быть всегда, — но не было. Ну да прошлое есть прошлое, его не изменишь. Надо постараться не испоганить будущее.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *