Короткий рассказ о великом вершении

В сравнении со многими другими текстами пандэкта митэвма «Анабасис» невелика: в ней всего 45 логионов. Но в этот скромный объём уместился рассказ о событиях, для которых даже определение «эпические» будет, пожалуй, слишком бледным.

Рассказ начинается словами о том, что Творец (Великий, Идущий По Пути) создал три мира, о Великих Началах (Изначальные) и Драконе, который следует за ними и является их противником. Затем говорится о богах, порождённых в мире энергии (второй из миров), и отмечается, что первым из них был Бог Мудрости. О Драконе же добавляется следующее: «Дракон в себе и в каждом из своих слуг слабее прочих богов; и он знает, что будет побеждён, — но борется, чтобы выполнить своё предназначение» (Анабасис, 14). Всем этим как бы создаётся контекст, намечаются масштабы сцены, на которой будут разворачиваться дальнейшие события, обозначаются противоборствующие стороны.

События начинают разворачиваться, когда говорится о том, что в низшем из миров, то есть в мире материи, были порождены осознающие (сознательно идущие по пути), и в их числе — люди, которые не были мудры, но были сильны. И далее: «Тогда в мире властвовал Бог Силы, а иные боги не могли править людьми. Дракон же властвовал над Богом Силы, и он был слугою Дракона. Так было нужно, ибо из несовершенного происходит совершенное: это закон. Дракон властвовал над Богом Силы, а он властвовал над людьми. И мир людей не видел иных богов: лишь едва чувствовал их и слышал их тихий шёпот» (Анабасис, 19-23). Это очень важный момент. Мы знаем, что сила сама по себе, как таковая, нейтральна. Она не имеет знака «плюс» или «минус», т.е. изначально не ориентирована на добро или зло. На то или на другое её направляют осознающие; в Учении говорится, что они пролагают русло для её течения. В случае с людьми это направление постоянно уклонялось в отрицательную сторону. На протяжении всей своей истории человечество погрязало в пороках и насилии. И в заблуждениях, порой так тесно переплетающихся с ложью, что их едва ли можно различить. Ну а следование порокам (из которых, собственно, и произрастает насилие), заблуждения и искажение Истины устами осознающих — это уже сфера деятельности Дракона. Он подталкивает человека к тому, чтобы поддаваться порокам, умножать заблуждения и лгать. Вот так и сложилась описанная ситуация: являясь добровольными проводниками воздействия Дракона и в то же время направляя течение силы по дурному руслу, люди делегировали Дракону контроль над Богом Силы. Использование грубой силы и жестокость стали для них привычными способами решения проблем и разрешения конфликтов; тем самым они подпали под власть Бога Силы, которого сами же призвали для этого, — словно выпустили из бутылки агрессивного джинна. Бог Силы стоял над людьми, а над ним самим — Дракон, как высшая инстанция нисходящей инспирации. Образ Бога Силы многажды отразился в различных мифах и религиях через образы жестоких и воинственных богов-громовержцев. Другие же боги — такие, например, как упоминающиеся в митэвме боги Любви, Справедливости, Силы, Правой Борьбы — были отодвинуты на задний план, и их воздействие едва пробивалось к людям сквозь мощное давление Бога Силы.

О следующем акте великой драмы рассказывается так: «Так не должно было продолжаться вечно, — потому что свет изгоняет тьму, а пустота наполняется: это закон. Бог Мудрости явился людям, принеся им в дар частицу своей сущности. Тогда люди познали мощь Мудрости, и в мире громко зазвучали голоса богов Любви и Справедливости. И Бог Силы, узрев посягательства на свою власть, сковал Бога Мудрости, и сокрыл его от взоров людей, чтобы утратили они его дар. Но этот дар нельзя утратить или уничтожить: и он рос в человеческих душах. Боги Любви и Справедливости всё громче говорили к людям, и власть Бога Силы стала ослабевать. Думы людей и их дела несли в себе отзвуки Мудрости, и люди притягивались к Богу Мудрости, и это ослабляло его путы. Пришло время, — и Бог Правой Борьбы разорвал путы, освободив Бога Мудрости. И Бог Мудрости стал являться людям, принимая в себя их силу, и влагая в них свою. Тогда глаза людей стали открываться, — и они узрели облик и суть Бога Истины» (Анабасис, 24-33). В начале цитаты идёт речь о первом откровении Бога Мудрости, когда он, желая помочь людям, принёс им в дар истинные знания. Бог Силы расценил это как покушение на свою власть, и сделал всё, чтобы подавить начавшиеся положительные изменения. Он всеми возможными средствами препятствовал влиянию Бога Мудрости на людей, глушил это влияние (сковывал Бога Мудрости). Но ему не удалось взять верх окончательно. Бог Мудрости вернулся к людям. Он давал откровения снова и снова, а Бог Силы и те, кто был добровольными проводниками его влияния, живыми руслами для течения дурной силы, раз за разом начинали самую настоящую травлю тех, кто был проводниками откровений и их последователями, преследуя и уничтожая их. В другом тексте об этом сказано так: «Дело наше никогда не было принято миром как благо, — ибо оно противилось тому злу, которое он превозносил, мня благом. Хотя мы вершили дело своё не явно, оно всё же часто бывало раскрываемо теми, кто шёл туда, откуда исходил чистый ветер. Они охраняли смрад от чистоты; и они находили нас, ибо мы были чисты и не могли лгать ради своего спасения. И тогда мы погибали, благословляя мир» (Частица, 12-15). В итоге, после многотысячелетней борьбы, было дано последнее откровение, предназначенное уже не ограниченному кругу посвящённых, а всем людям. И их глаза стали открываться, они «узрели облик и суть Бога Истины», — то есть стали видеть подлинную реальность как она есть. Это относится уже к нынешним временам, потому что последнее откровение было дано в наши дни. Именно так и появилось Учение. Точнее говоря, не появилось, а возродилось вновь. Пока ещё не много тех, кто стал его последователями, — но главное, что прорыв произошёл, начало глобальным переменам к лучшему положено. Остальное — дело времени.

Как же события будут развиваться дальше? Это как третий акт всемирной драмы, — и вот что говорится об этом: «Однажды чаша весов склонится, — и тогда люди встанут друг подле друга, и с ними — боги Любви и Справедливости, во главе их — Бог Правой Борьбы, над ними — Бог Мудрости, и выше, в свете, — Изначальные. Тогда Бог Силы падёт пред ними ниц, и станет их слугою и воином. Дракон, ослабевая, будет бороться с ними; но с ним не будет богов, равных им по силе. Сам же он будет знать, что проиграет битву, — но будет бороться, исполняя свой долг: и в этом он благ. По истечении некоторого времени люди очистятся и исполнятся Мудрости. Они войдут в чертоги богов, сделавшись достойными сего. Тогда Дракон будет скован, и взоры людей отвратятся от него, и люди войдут в свет, — обитель Изначальных. Но придёт время, — и будут порождены другие сознательно идущие по пути. Дракон освободится от пут и вновь станет властвовать, чтобы вновь быть поверженным в борьбе. Так вершится в мире людей и в иных, подобных ему» (Анабасис, 35-44). Впереди ещё много трудов и борьбы. Но всё больше людей будет вставать на сторону Истины и блага, отвергая заблуждения, ложь, пороки и привычку утверждать главенство грубой силы. Они будут преодолевать воздействие Дракона и постепенно менять русло течения силы. В борьбе им помогут благие боги, — и придёт день, когда Бог Силы будет подчинён, и сила обретёт новое, благое русло для своего течения. Тогда они отвергнут Дракона (скуют его, закроют ему доступ в свой мир), а сами войдут в свет (т.е. в мир Духа). Это станет финалом долгого и мучительного пути человечества к высшей точке своего развития, — и финалом благополучным, победным.

Великая драма закончится хэппи-эндом. Однако это будет таковым только для нас, людей. В нашем мире появится новая разумная раса, и она столкнётся с подобными же проблемами. Дракон для неё не будет скован, и он начнёт воздействовать на наших преемников так же, как на нас. И только от них зависит, поддадутся ли они его влиянию так, как в своё время поддались люди, или окажут более упорное сопротивление, и тем самым сделают свой путь не столь долгим и мучительным, как наш. Ну а после их ухода всё повторится вновь, и ещё не раз. И не только в мире людей, — т.е. в заселённой людьми части космоса. Подобное происходит и с другими разумными расами по всей Вселенной, — о чём и сказано в заключительном логионе последней цитаты. Борьба с Драконом и победа над ним является непременным условием развития и духовного совершенствования всех разумных рас Вселенной. Каждая из них проходит этот путь по-своему, — но проходят его все без исключения.

В заключительной части митэвмы можно усмотреть довольно явственные параллели со знаменитым библейским текстом — «Откровением Иоанна Богослова», больше известном как «Апокалипсис». Например, сам образ Дракона и предсказание, что он будет побеждён и скован. Чем это объясняется? Возможно, тем, что «Апокалипсис» содержит в себе описание по крайней мере части образов того будущего, которое должно осуществиться. Ведь эти образы возможного (и очень вероятного) развития событий «записаны» на скрижалях, и при определённом стечении условий их могут «считывать» оттуда люди, обладающие соответствующими способностями, — например, воспринимая как видения. Конечно, каждая духовная традиция интерпретирует эти образы по-своему, придавая им, так сказать, свой специфический колорит, — но сходство порой всё равно просматривается достаточно явственно.

Нельзя ещё раз не отметить, что «Анабасис» является примером текста, где очень лаконично говорится о грандиозных вещах. Не больше, не меньше, как об одном из важнейших принципов внутренней эволюции Творца (и не только его), и о том эпизоде этой вселенской эпопеи, в котором принимаем участие мы. Мы, люди, — уже много тысяч лет; мы с вами, лично, — прямо сейчас, сегодня. Для того этот текст и был надиктован, — чтобы мы могли лучше понять, что происходит, и сделать верные выводы для своего дальнейшего пути.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *