По одёжке и по уму

Есть пословица, гласящая, что встречают человека по одёжке, а провожают по уму. К сожалению, можно с уверенностью утверждать, что она льстит людям. Потому что и раньше, и в наше, казалось бы, просвещённое время, человека многие не только встречают, но и провожают по одёжке, — ведь снобизм и кичливость в обществе всё ещё сильны. А там, где одёжка не важна, там и встречают, и провожают по уму. Много ли вы вспомните случаев, когда было бы иначе? Так что пословица звучит красиво, но от жизни довольно далека.

Кое-что об этом есть и в нашем пандэкте. Пара случаев, показывающих отношение человека из Учения к таким вещам. Первый эпизод таков:

Мой Учитель говорил: «Однажды меня пригласили на празднество к дяде. Мать велела мне надеть лучшую одежду, дабы не проявить неуважения к старшему. Я же отослал свою лучшую одежду в дом дяди, а сам в старом платье пошёл к Учителю. Человеку лучше быть там, где он дорог таким, каков он есть, а не приукрашенным. Хозяин зовёт человека в гости не ради него, а ради себя; Учитель же принимает у себя ученика не ради себя, а ради него». (Драгоценный пояс CII)

А вот второй:

Однажды Даретхат пришёл в большое селение. Его пустили на ночлег бедные люди. Наутро к Даретхату пришёл слуга тамошнего богача и сказал ему: «Мой господин хочет у тебя учиться и зовёт тебя к себе. Ты будешь жить у него в довольстве и учить его. Вот, он прислал тебе свёрток дорогой ткани, чтобы ты сделал себе одежду и оделся поприличнее, прежде чем войдёшь в его дом». Даретхат же взял собаку и завернул её в эту ткань. Потом дал её слуге и сказал: «Отнеси своему господину. Он даже и не заметит, что это не я». (Рассказы о Даретхате XXI)

Ситуации очень близкие, — можно сказать, однотипные. Хотя происходило это с разными людьми и в разные времена. И вполне очевидно, что и там, и там той самой пресловутой одёжке придавалось важнейшее, если не первостепенное значение. Как зачастую и сейчас. Видимо, так было во всех культурах или, по крайней мере, в подавляющем их большинстве, — начиная со времён, когда человечество разделилось на тех, кто мог себе позволить одежду подороже и получше, и остальных.

Хотя конкретные обстоятельства, в которых мы находим героев приведённых эпизодов, разнятся, и довольно сильно. И хорошо. Тем интереснее сравнить проявления одного и того же подхода в разном контексте.

В первом случае мы видим молодого человека, скорее всего, подростка, которого приглашает в гости дядя. Трудно сказать, насколько состоятельной была эта семья, — но, видимо, не из бедных, коль скоро в ней устраивались празднества, её члены, даже юные, имели хорошую одежду на выход, и могли эту одежду куда-то отослать, видимо, со слугой или иным подчинённым лицом. И вот дядя, авторитет в семье, зовёт племянника к себе. Причём если тот явится в обычной, повседневной одежде, это будет расценено как неуважение, и дядя будет не рад его видеть. Что же делает племянник? Он демонстративно отсылает свою лучшую одежду дяде, словно говоря: «Если тебе нужен не я, а вот это, то получай». Из последующего пояснения — «Человеку лучше быть там, где он дорог таким, каков он есть, а не приукрашенным» — следует именно это. Сам же юноша отправляется в гости не к дяде, а к Учителю, т.е. к духовному наставнику. Отправляется в старой одежде, потому что знает: здесь его не отвергнут только потому, что он своим неказистым видом портит общую картину. Да и, скорее всего, Учитель сам не блистал дорогими нарядами.

Если подумать, то поступок парня был очень дерзким. Он пошёл против правил и традиции, — ведь празднество у дяди, у старшего уважаемого родственника, явно было по серьёзному случаю, и полагалось явиться при всём параде. А он пренебрёг, предпочтя общество какого-то, может быть, оборванца. Причём сделал это нарочито. Мы с вами, по сегодняшним меркам, могли бы усмотреть в этом невежливость. В традиционном же обществе это могло быть расценено как проявление открытого пренебрежения к семье, если не как демонстративный разрыв. Парень как бы говорит: «У меня теперь другие представления о жизни и другие обычаи». Я бы не удивился, если бы оказалось, что с этого случая у него начался разлад с семьёй. Ведь он изменился и, как водится, перестал приходиться ко двору. Мы не знаем точно, как там было, — но такое очень возможно.

Во втором случае главный герой сам является Учителем. Причём известным и уважаемым. Даже богатые люди были не прочь поучиться у него. И вот один из таких зовёт его к себе. Только вот незадача: к приличному человеку нужно и идти в приличном одеянии. В пыльной же дорожной одежде Учитель может учить всякую голытьбу, если хочет. Богач решает дело просто: вот тебе хорошая ткань, справь себе достойный костюм, и тогда сможешь появиться у меня и получишь право меня учить. А что же Даретхат? О, надо знать Даретхата. Он ни за резким словом, ни за эксцентричным поступком в карман не лезет. Он берёт собаку, заворачивает её в подаренную ткань и отсылает богачу, ядовито присовокупив: «Он даже и не заметит, что это не я». Смысл тот же, что и в первом эпизоде: если для тебя важна одежда, а не тот, кто в ней, то её и получай. Собака же — дополнительный штрих: дескать, за дорогой тканью ты и собаку не отличишь от человека. Так что она сойдёт тебе за наставника.

Это было, фактически, оскорбление, нечто вроде пощёчины. Богач вряд ли предполагал, что кто-то откажется как от дорогого подарка, так и от чести учить его. Его отношение к Учителю двояко: вроде, уважает и ценит, и в то же время относится в стиле «Постой там, у порога, чтобы не натоптать в моём доме». Так он мог бы повести себя по отношению, скажем, к хорошему ремесленнику, который хоть и признанный мастер, но приходит всё же для того, чтобы обслужить одного из «хозяев жизни». Однако с Учителем такое не проходит. Особенно с Даретхатом, который в своё время и перед царём не тушевался. То, что может дать духовный Учитель, это одна из самых больших ценностей в мире. И если ты ещё капризничаешь, к тебе надо придти на дом, на твоих условиях, да ещё и в дверь не пустят, если не потрафишь тебе костюмом, — ну вот и получай то, чего заслуживаешь: блохастую собаку. Грубо, но по существу.

Из двух этих случаев хорошо видно, каково отношение к подобным вещам в Учении. У нас в этом смысле всё по уму. Прежде всего важен человек. Если это родственник, которого ты любишь, или Учитель, которого ты почитаешь, или вообще кто угодно, кого ты просто уважаешь как человека, то ты будешь рад ему, даже если он будет в самой простой и скромной одежде. Высокомерие и снобизм, привычка смотреть на кого-то кривя рот, лишь потому, что он оскорбил твой взор недостаточно дорогой или модной одеждой, — это признаки примитивного восприятия, зависимости от имущественных стереотипов и неумения ценить человека как личность. Повторю: в наше время это для многих так же актуально, как и раньше. В дом они, может быть, бедно или немодно одетого человека и пустят, но поморщатся, и потом за спиной осмеют. Таким обряди в модный и дорогой бренд трухлявый пень, и они отнесутся к нему более уважительно, чем к человеку.

Для людей из Учения всё обстоит иначе. А если кто-то из нас когда-нибудь поймает себя на том, что для него всё ещё так, как для тех, то пусть ему будет стыдно. И пусть он спросит себя, не ошибся ли он дверью.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *